Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Легенда об Авроре

27 января 1892 г. во Владикавказе, в семье Даниила Сергеевича и его супруги Ольги Захаровны, родилась девочка, которую нарекли необычным для Осетии именем – Аврора.

Отец девочки – сын юнкера милиции – принадлежал к известной в Осетии фамилии Газдановых, мать была дочерью учителя Даргавсской приходской школы Захария Константиновича Цаголова.

В многочисленных источниках Аврору называют первой профессиональной осетинской балериной.

Аврора была вторым ребенком в семье. В 1889 г. родился первенец, сын Виктор, который в 1917 г. умер от туберкулеза, в 1897 г. – Георгий, в 1899 г. – Борис, умерший в 1902 г. от скарлатины, и в 1902 г. – дочь Нина. Кстати, утверждение, что Д. Газданов имел юридическое образование и был состоятельным человеком, ошибочное. Даниил обучался во Владикавказском Николаевском 3-классном городском училище и начал свою службу в 1887 г. простым канцелярским служителем Владикавказского окружного суда с довольно скромным жалованьем. В 1894 г. он был назначен помощником секретаря окружного суда. А в 1909 г. его перевели в Георгиевск на должность нотариуса, которую он занимал вплоть до начала Гражданской войны.

В связи с переездом семьи Авроре, которая обучалась на тот момент в 5-м классе Владикавказской Ольгинской женской гимназии, пришлось сменить учебное заведение. Сохранился архивный документ, свидетельствующий о ее желании продолжить учебу в Кисловодской гимназии. Эти факты однозначно опровергают распространившуюся версию о том, что в 1910 г., будучи балериной, она приезжала с мужем на гастроли во Владикавказ. Не было и той красочно описанной истории, когда якобы присутствовавшие на ее выступлении в театре родственники в знак протеста покинули зал. И дело не только в том, что этих гастролей не могло быть именно в 1910 г., их не было во Владикавказе никогда.

Печально, что вместо проверенных сведений в различных изданиях, в том числе претендующих называться справочно-энциклопедическими, тиражируются мифы. Даже год рождения Авроры Газдановой везде указан неверно, хотя установить его не составило никакого труда. Приходится признать, что вся официальная биография балерины состоит из сплошных вымыслов. Например, утверждение, что она танцевала с выдающимся артистом Большого театра Александром Горским (Челехсаты К., "Осетия и осетины"). В Москву Аврора попала уже совершенно взрослой девушкой. Могла ли она оказаться в труппе Большого театра в таком возрасте, к тому же не имея специального образования? Для будущих балерин дорога на большую сцену начиналась всегда очень рано. Специальную подготовку можно было получить в Петербургском или Московском императорских театральных училищах, куда принимали девочек 6-8 лет. В этих училищах, находясь на полном пансионе, ученицы в течение многих лет оттачивали свое мастерство, прежде чем попасть на сцену. Единственное, что можно предположить в ситуации с Авророй Газдановой, это то, что она могла некоторое время брать уроки или посещать какую-нибудь частную школу балетного искусства, которых в Москве было немало.

В статье артиста Мариинского театра Владимира Ванеева (газета "Южная Осетия", 4 декабря 2010 г.) помимо владикавказских гастролей 1910 г. Авроре Газдановой приписывается брак с главным балетмейстером Большого театра Максимовым. Однако в истории Большого театра отсутствует имя такого балетмейстера. А на сайте Национальной научной библиотеки РСО–А в качестве супруга Авроры фигурирует совсем другой человек, упоминавшийся выше Александр Горский, который действительно работал балетмейстером Большого театра с 1902 по 1924 год. На самом же деле супругом Авроры был Семен Головченко из кубанских казаков станицы Северской. После окончания Екатеринодарской гимназии поступил в Московский коммерческий институт. Знакомство с Авророй состоялось в Кисловодске, куда он приехал летом по приглашению брата Авроры, Виктора, с которым познакомился на отдыхе в Сочи.

Вернувшись в Москву, Аврора и Семен, который до того момента не был знаком с балетом, продолжили занятия вместе. В январе 1916 г. они обвенчались в Георгиевске, а на пасхальные праздники приехали во Владикавказ, чтобы Семен познакомился с ее осетинскими родственниками. Это был первый приезд Головченко в наш город, и никакими выступлениями на сцене театра он не сопровождался.

В период революционных событий и начавшейся Гражданской войны Аврора находилась с мужем сначала в Кисловодске, у своих родителей, затем все вместе они перебрались во Владикавказ. В 1919 г. Семен решил эмигрировать. Особых причин покидать страну у Авроры не было, но, последовав за мужем, она рассталась с родными и близкими навсегда. Совершенно очевидно, что никто из эмигрантов той волны не мог через пару-другую лет свободно приехать обратно погостить. Поэтому странным представляется рассказ Б. Газданова, который со слов своей матери описывает куывд в с. Ольгинском, устроенный якобы в честь приезда Авроры Газдановой из Парижа ("Дарьял", 2016 г., №4). Вероятность того, что такая поездка могла состояться, равна нулю.

В 1920 г., после короткого пребывания в Батуми и Греции, Аврора и Семен перебрались в Константинополь. Там им удалось найти не только родного брата Авроры Георгия, который, находясь в регулярных частях, тоже покинул пределы России, но и двоюродного брата – Гайто Газданова. В конце 1922 г. Аврора, Семен и Георгий поселились в Париже. С того момента он на пять лет стал домом для Авроры. Те годы были заполнены как хлопотами по хозяйству, так и выступлениями в различных клубах, казино, варьете, небольших театрах и на частных вечеринках. Надо было зарабатывать на хлеб, помогать как младшему брату, так и Гайто. По традиции, которой следовали многие артисты, Аврора и Семен взяли себе сценические псевдонимы. Она стала Горской, он – Трояновым. Однако заграничных гастролей, после которых Аврора не вернулась в Россию, как это утверждается на сайте Национальной научной библиотеки, не было.

Кшесинская, Ваганова, Павлова, Рубинштейн, Карсавина, Каралли, Нижинская, Трефилова… Вот имена звезд русского балета. Но среди них нет имени Авроры Газдановой, как нет его и в специализированных периодических изданиях или мемуарах известных артистов балета. Не упоминается оно ни в одном искусствоведческом исследовании ни прошлого века, ни нынешнего. Зато нередко можно встретить в наших местных изданиях громкие слова о том, что "Аврора Газданова была прима-балериной Дягилевских сезонов в Париже, а в Москве, еще до революции, она была настолько известной и популярной, что московская публика с нетерпением ждала ее выступления". Прима-балерина, которую не упоминает ни один источник?! Даже сам Дягилев. Ни ее имя, ни имя ее супруга не известны ни одному исследователю истории русского балета. И уж совсем не понятно, на основании чего ее отнесли к выдающимся деятелям искусства Осетии (Дзалаева К.Р. "Современные проблемы науки и образования", 2014 г., № 6), если к искусству Осетии она не имела никакого отношения?

Единственное подтверждение существования дуэта Горская-Троянов нашлось в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве. На фото 1916 г., предоставленном дирекцией музея, мы видим Аврору в сценическом костюме.

Свой земной путь А. Газданова завершила, не сумев победить туберкулез. В последнее время с ней неотлучно находилась сиделка, по вечерам навещал Гайто. В опубликованном во Франции в 2008 г. дневнике поэтессы Мирей Аве́ можно прочитать скупые строки: "Воскресенье, 6 марта 1927. В 11 часов Эдя сообщила о смерти жены Троянова".

Естественно, многим не захочется расставаться со сказкой о великой балерине из Осетии, блиставшей в Париже, но факты – упрямая вещь. И они говорят о том, что судьба Авроры Газдановой была не такой, какой ее нарисовали в Осетии. Конечно же, надо любить свою родину, гордиться достижениями своих земляков, но при этом быть осторожными, чтобы не порождать очередной миф.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика