Вот уже третий год участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, по их словам, лишены квалифицированной, а главное, внеочередной льготной медицинской помощи, которую они получали вплоть до 2016 года. Накануне 30-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС люди узнали, что специальные койкоместа в больнице "оптимизированы", а им предстоит лечиться на общих основаниях.
Возможно, вопросов в условиях нынешней всеобщей оптимизации и кризиса было бы гораздо меньше, если бы не одно "но": согласно федеральному закону эти люди имеют право на внеочередное лечение, оплачиваемое из федерального бюджета. Как утверждают сами "чернобыльцы", во всех регионах РФ, кроме Северной Осетии.
"Прошло уже 30 лет с тех пор, когда тысячи военнослужащих, инженеров, пожарных, рабочих были направлены на ликвидацию последствий этой небывалой катастрофы. Этот день стал днем памяти и скорби по всем, погибшим в аварии", – такие слова были произнесены в начале 2016 года в зале республиканского правительства на церемонии чествования инвалидов и участников ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы. "А потом мы узнали, что убрали специальные койкоместа, предназначавшиеся для нашего лечения в клинике СОГМА", – рассказывает председатель Северо-Осетинской общественной организации инвалидов "Ветераны радиационных аварий и катастроф" Владимир Кокоев. Сегодня в живых, говорит, осталось 458 человек, в числе которых "чернобыльцы", ликвидаторы аварии на ядерном комбинате "Маяк", произошедшей в 1957 году в Челябинской области, а также аварии в Семипалатинске.
"До этого времени было целое отделение в клинике СОГМА, где каждый дважды в год получал курс обязательного специализированного лечения. При ухудшении подорванного здоровья тоже везли туда. Это было единственное отделение реабилитации для "чернобыльцев" со всей республики. Потом его сократили сначала до двух, затем и до одной палаты. В настоящее время все койки отделения профессиональных патологий на базе клиники полностью свернуты. Другие больницы нам не подходят, потому что требуется специфическое лечение, – говорит Владимир Кокоев.
"В последнее время ждать места для лечения приходится месяцами. Некоторые не дождались своей очереди (Багаев Тимофей Михайлович). Люди возмущены таким отношением. Известие о закрытии специальных койко-мест для граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, полученное в 30-ю годовщину Чернобыля, – это плевок в душу ликвидаторов. Иначе и не назовешь", – это фрагмент текста письма, которое в июне 2016 года было направлено руководству. Сам Владимир Кокоев, по его словам, уже третий месяц ждет своей очереди на лечение "на общих основаниях" в отделении пульмонологии. Однако места до сих пор так и не нашлось, несмотря на то что федеральным законом его права на бумаге защищены.
Владимир Кокоев от имени общественной организации в апреле этого года обратился к федеральной власти, написав Президенту РФ и в Совет Федерации. "В РСО–А не проводятся должным образом диспансеризация и лечение пострадавших в ходе радиационных аварий и катастроф. "Чернобыльцев" направляют в поликлиники по месту жительства (что не соответствует требованиям законодательства). Получить достойное медобслуживание и пройти современную диагностику не всегда удается, так как не везде есть медицинское оборудование и специалисты", – говорится в письме, в частности, на имя Валентины Матвиенко. Ответ на обращения к федеральной власти было рекомендовано дать региону.
Он пришел из Минздрава РСО–А и сводится к тому, что "указанные категории граждан подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению в течение всей жизни". А далее – перечень прав: на медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования на всей территории РФ по предъявлении страхового медицинского полиса, а также на внеочередное получение медицинской помощи. "Порядок реализации установленного законодательством права на внеочередное оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории республики, регламентирован территориальной программой госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РСО–А от 19 декабря 2017 г. № 471, – говорится в письме Минздрава РСО–А за подписью Михаила
Ратманова. – В случае обращения нескольких граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, плановая помощь оказывается в порядке поступления обращений". "Вот только внеочередная помощь на деле оказывается долгим ожиданием очереди на стационарное лечение. Мы знаем, что мы имеем право. Но где это право реализуется в действительности?" – вопрошает Владимир Кокоев. – "В регионах страны имеются центры реабилитации, ликвидаторам предоставляют все меры медицинской и социальной поддержки, я постоянно общаюсь с ветеранами и знаю, о чем говорю. Почему же нас лишили этой поддержки? Путевки – в общей очереди, каждые четыре года, в то время как мы нуждаемся в санаторном лечении ежегодно. И если раньше специализированные врачи знали всю историю своих пациентов, то сегодня это уже утеряно. Нам отвечают, что никакого сокращения финансирования нет, все выделяется в полном объеме, поэтому нам непонятно, куда идут деньги из федерального бюджета, предусмотренные на наше лечение?"
Главный профпатолог СКФО и МЗ РСО–А профессор СОГМА Михаил ТЕБЛОЕВ считает:
"В советское время в отделении профессиональной патологии функционировали 30 коек – они были востребованы и ни дня не пустовали. К нам приезжали из других республик Северного Кавказа, потому что лучшие специалисты в этом направлении были здесь. Нынешнее положение дел прямо противоположное – теперь больные с профессиональными заболеваниями вынуждены выезжать на лечение и консультации за пределы республики.
В 2016 году из-за отсутствия финансирования были свернуты остававшиеся 10 коек на базе клиники СОГМА (подведомственное учреждение Минздрава РФ). Хотя еще в 2012 году вышел приказ Министерства здравоохранения РФ 911 об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых хронических профессиональных заболеваниях за подписью министра В. Скворцовой, который в республике не выполняется.
Я неоднократно обращался с просьбой к руководству республики, в министерство здравоохранения помочь с финансированием медпомощи больным с профзаболеваниями, однако этот вопрос до сих пор остается открытым. Правда, после длительного молчания из республиканского минздрава пришла отписка: "Для определения связи заболевания с профессией МЗ РСО–А направляет медицинские документы или пациентов на очную консультацию в федеральные медицинские организации".
Когда работали койки профессиональной патологии, медицинскую помощь эта категория получала безотлагательно. Причем в том отделении, где врачи были хорошо знакомы с каждым пациентом и знали специфику заболеваний. Теперь они вынуждены обращаться в другие больницы, но там их толком лечить не могут, потому что требуется специфический подход, да и очереди приходится ждать по два-три месяца…"
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30