Публикация в номере "СО" за 18 мая материала под таким заголовком вызвала многочисленные отклики читателей, в том числе и тех, кто знаком с проблемой неочищенных стоков не понаслышке. Один из них – Руслан ЦАЛИКОВ, бывший начальник горводоканала, который начинал работу в нем в 1968 году и проработал ряд лет. Он пришел в редакцию, чтобы высказать свою точку зрения.
– Когда я стал работать в горводоканале, вышло постановление Совета министров СССР об очистке бассейна Волго-Каспия, – вспоминает Руслан Сосланбекович. – И, опираясь на этот документ, я добился финансирования на создание самых современных на тот момент очистных сооружений. Меня поддержали председатель правительства республики Михаил Цагараев и второй секретарь обкома партии Александр Чельдиев. В результате в 1971 году в торжественной обстановке с участием республиканского руководства, начальника союзного главводоканала А. Демидова были сданы в эксплуатацию городские очистные сооружения. При этом констатировалось, что на Юге России постановление об очистке Волго-Каспийского водного бассейна полностью выполнила только Северная Осетия. Показателем чистоты очищенных вод служила и рыба на стоке, в биологических прудах.
Суммарная мощность сооружений – 270 кубометров стоков в сутки. Сейчас, насколько мне известно, на них поступает уже 300 кубометров.
– Что же случилось, почему сегодня очистные сооружения перестали выполнять свои функции?
– Объективных причин не вижу. Когда говорят о физическом износе оборудования, то я отвечаю, что главное в сооружениях – железобетонные и металлические конструкции, которые не могли выйти из строя. Они предназначены в первую очередь для физической очистки стоков. Самая эффективная – биологическая очистка. Для нее нужны полезные бактерии в виде закваски и работа воздуходувных агрегатов, которые ускоряют процесс окисления стоков, то есть их очистки. Аэраторы помогают уничтожать вредные бактерии.
– Почему же все это сегодня не делается?
– Я тоже заинтересовался такой ситуацией. Однажды отправился на сооружения. Охрана туда не пускала, хотя какой там может быть секрет: железобетон и металл! Мне все же удалось поговорить с начальником объекта. Он объяснил, что воздуходувные агрегаты не работают из-за дороговизны электроэнергии.
– Но ведь с нас, горожан, взимается плата как за полный процесс очистки стоков?
– Вот именно. Секрет, считаю, в этих самых деньгах. Налицо желание меньше израсходовать, больше выгадать. В наше время тариф с населения на очистку составлял 4 копейки. Теперь – около 4 руб. Сопоставимые величины. Но у нас только от очистки, кроме всех расходов, оставалось еще 1,5 млн руб. "свободных" доходов в год, которые мы передавали в бюджет города. А расходы были немалые. Только штат работников очистных сооружений составлял 150 человек, среди которых были очень квалифицированные специалисты. Теперь в штате только охрана. То есть расходы на зарплату минимальные. И какой смысл от всей этой "экономии"?
Уверен, что при желании можно без особых проблем наладить работу городских очистных сооружений. Нужно лишь навести элементарный порядок и спросить за выполнение служебных обязанностей.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30