(Вторая часть)
Какой он, массовый турист?
Понимание мотивации и "ожиданий" от отдыха людей, приезжающих в Северную Осетию, – это ключ к успешному развитию туристической отрасли. Типичная ошибка – сравнение цен на отдых для разных целевых групп. Например, за пляжным загаром и за адреналином штурма горной вершины едут совершенно разные типы людей. Создание в Северной Осетии "отдыха по-турецки" так же обречено на провал, как и на Алтае, где заснеженные склоны Белухи явно не предназначены для любителей кофе по-восточному, пива и шашлыка. К слову, точно так же любители архитектуры и живописи вряд ли соблазнятся дешевым "пляжным отдыхом в Турции", скорее, они накопят средства на Флоренцию, Венецию и Неаполь. Возможна и обратная картина. Вспоминаю девушку из Рима, приехавшую в Карелию, с огромным рюкзаком за плечами и англоговорящим другом. Даже непролазные русские дороги, комары и изнуряющие "белые ночи" не остановили этих любителей активного отдыха на озерах.
Поэтому важнейшее условие для успешного развития туризма на Кавказе – в четком понимании психологии целевой аудитории. Какой он, современный турист – гость Северного Кавказа? Обсуждая этот вопрос с руководителями различных туристических клубов, мы создали условную классификацию массового туриста как представителя "среднего социального класса". Справедливо говорить о четырех психологических типах "массового" туриста:
культурно-интеллектуальный. Такой человек ждет от поездки новой информации, связанной с историей, культурой, литературой, памятниками старины. Этот турист мало ходит, умеренно любит комфорт, в гостинице требователен к ее чистоте, наличию сейфов. В питании придирчив к санитарным нормам готовки блюд. Интересуется музеями и театрами. Из сувениров предпочитает книги. Любит экскурсии, организованные по схеме "автобус с остановками возле достопримечательностей".
Витальный типаж, гедонист. Любитель комфорта, вкусно поесть, крепко выспаться, сходить на красочное музыкальное шоу. Такой турист не интересуется ни местной, ни мировой культурой. Книгам предпочитает кино и компьютерные игры. Чем больше в отеле комфорта для души и тела, тем лучше. Массажный кабинет, джакузи и сауна, двуспальная кровать, коктейль-бар возле бассейна – залог его удовольствия. Ценит бальнеологические процедуры. Интересуется "шопингом". Капризен в отношении мобильной связи и Интернета. Изобильное питание, дегустация местных вин и солнечный загар значимы для его удовлетворенности отпуском.
Спортивный тип. Такой человек жаден до ощущений и калейдоскопа впечатлений, связанных с высоким темпом движения. Экстремальщик. Любит пешие, водные и конные походы с уровнем сложности не ниже среднего, иначе скучно. Привык к высокой физической нагрузке, к рискам, умеет разводить костер, ставить палатку. Восстанавливает силы на природе в наиболее диких ее местах. Чувствителен к адреналину борьбы, преодоления сложных обстоятельств. Дискомфорт дождливых дней и холодных ночей для него с лихвой окупается восхищением от ландшафтов, открывающихся во время нахождения на маршруте.
Любитель природы. Активный турист, предпочитающий отдых "по местам силы", походы с умеренной нагрузкой, ищет уникальные природные явления вроде петроглифов на скалах, сталактитовых пещер, озер необычных цветов. Увлекается фотосъемкой природных видов. Знает некоторые виды растений. Поклонник трекинга, скандинавской ходьбы. Любит костер, гитару, полевую кухню. Ночевки в палатке переносит хорошо, если они не затягиваются больше, чем на неделю.
Важен стратегический подход к развитию массового туризма. Госбюджет, в той его части, что отводится под развитие туристической отрасли, напоминает "тришкин кафтан". Хорошо, если денег, заложенных в программу развития туризма текущего года, хватит на установку знаков туристической навигации и проведения кулинарного фестиваля.
Впрочем, государство должно рассматриваться в диалоге с турклубами прежде всего как деловой партнер, обеспечивающий правовую защищенность конкретных проектов. Лучше всего эту мысль может пояснить пример с развитием экологического туризма.
Государство как правозащитник туризма
Мне посчастливилось побывать в Национальном парке "Алания" как раз в те дни, когда шла работа над его генеральным планом, и руководство вместе с экологами и биологами выбирали оптимальные места для туристических площадок. Профессионалы советовались между собой, где лучше организовать место для кемпинга, для палаточного лагеря, где разрешить поставить полевую кухню, а где можно установить сувенирную лавку. Учитывались рельеф местности, антропогенная нагрузка на природу, наличие уникальных биологических видов.
Ключевая проблема для национальных парков, на мой взгляд, состоит в том, что их земли принадлежат администрациям городских поселений. Если территория заповедников является закрытой для людей, за исключением выделенных рекреационных зон (как, например, Цейское ущелье Северо-Кавказского заповедника), то для заказников этот режим становится более свободным. К сожалению, некоторые главы администраций, используя свои служебные полномочия, умудрились самые красивые ландшафты отдать под строительство дач. Иногда дачи появляются даже в непосредственной близости с древней сторожевой башней или другим историческим памятником! И закон не нарушен, земля-то муниципалитета, хозяин с ней что хочет, то и делает. Не видя туристического потенциала, которым обладает парк.
"Памятники природы, находящиеся на территории национальных парков, – в уязвимом положении, – рассказывает заслуженный эколог РСО–А, кандидат биологических наук Константин Попов, – Если памятник природы, находящийся в заповеднике, надежно юридически защищен, поскольку земля принадлежит заповеднику, то с национальным парком ситуация сложнее. С одной стороны, эти памятники природы наиболее доступны туристам, это готовые туробъекты. Но, с другой стороны, природные шедевры могут запросто оказаться в зоне строительства, ведущегося по линии районной администрации или дорожного управления, и при этом серьезно пострадать".
Фестиваль лютика и шедевры природы как туробъекты
Примером редкого, исчезающего вида является водяной лютик трехлистный, единственное место на Кавказе для обитания которого – карстовое озеро на территории Национального парка "Алания". Кстати, вокруг этого озерца растет краснокнижный ятрышник, а в самом озерце живет древесная лягушка-квакша. Высокогорное озерцо, находящееся на двух тысячах метров над уровнем моря, – "высшая" точка для обитания теплолюбивой лягушки.
Установка защитного забора вокруг карстового озерца – необходимое решение для того чтобы сохранить биологически редкие виды. Одновременно, если взглянуть на него как на туробъект, то цветение лютика может стать событием, привлекательным для массового туриста. В конце лета, когда вся гладь покрывается красивейшими белыми цветами, можно проводить "фестиваль водяного лютика" наподобие "фестиваля тюльпанов" в Калмыкии. Уникальность вида и необычное зрелище могли бы стать туристической "изюминкой" для Северной Осетии.
Современный турист любит перевоплощаться в фольклорных персонажей. Жанр "фэнтези" завоевал весь мир, – люди нуждаются в красивой сказке. Толкиенисты и реконструкторы отчасти отражают этот тренд. И совсем не случайно все чаще говорят о такой специализации в туризме, как анимация. В украинском селе Пирогово, в белорусском селе Дудутки, в болгарском селе Солник и в алтайской Белокурихе созданы "деревни ремесел". Турист, окунувшийся в быт прошлых веков, может не только изготовить собственными руками керамическое блюдо или "подкову счастья", запрячь коня или собрать копну сена, но даже поучаствовать в собственной свадьбе, обрядившись в костюм жениха или невесты. Благодаря энтузиазму местных жителей эти небогатые, забытые богом деревушки в наши дни стали центрами туристического паломничества! В Эстонии, на территории старинного замка, туристам дают возможность облачиться в одежду крестоносцев и скрестить мечи на турнире. Желающих ощутить себя рыцарем всегда много.
Какая же "изюминка" способна заманить туриста именно в Северную Осетию? Такой вопрос я задавала разным людям, так или иначе связанным с туристической отраслью. Ответы были разными, но чаще всего упоминали осетинские пироги. Они в самом деле необычны. Неудивительно, что одним из крупнейших событий года стал гастрономический (или кулинарный) фестиваль, на котором была дегустация и пирогов, и осетинского сыра, и других блюд.
Подобные фестивали успели стать традицией в ряде регионов. Но обычно одним из важнейших их элементов является еще культурно-исторический.
Настоящий успех – там, где сотни и тысячи гостей приезжают со всего мира на фестиваль, отражающий национальную культуру, искусство, литературу. Например, "Праздник туркменского скакуна", проходящий ежегодно в апреле в Ашхабаде при личном участии Президента Туркмении, отражает воплощение геральдического символа, ахалтекинского коня в искусстве: в живописи, в художественной ковке, в изготовлении ковров… Праздник цветения тюльпанов в Калмыкии привлекает людей со всего мира благодаря еще и возможности посетить в Элисте крупнейший на евразийском пространстве храм Будды Шакьямуни, выстроенный лично президентом республики. На Дону, в станице Вешенской, майский фестиваль "Шолоховская весна" – это не только ярмарка и выступления фольклорных коллективов, но и литературные чтения, возможность посетить дома-музеи, где родился и где жил со своей большой семьей нобелевский лауреат, а также театрализованные соревнования среди казаков.
Почувствуй себя нартом!
А есть ли у Северной Осетии столь же уникальное культурное явление, способное как магнит притягивать туриста со всей страны? Кавказский эпос о нартах хранит, на мой взгляд, огромный потенциал для создания театрализованных шоу. "Нарт был создан как уникальный герой, – рассказывает директор Нацпарка "Алания" Марат Гатциев. – Этот эпический персонаж должен был сдать экзамены на умение петь, танцевать, ораторское и боевое искусство. А кроме того, в нартском эпосе весьма необычное в сравнении с другими фольклорными сказаниями воплощение образа женщины, отражающее черты матриархата. И еще любопытно, что целый ряд сюжетов нартского эпоса имеет перекличку с мифами древних Греции и Рима. Есть сюжеты, напоминающие о Меркурии, Одиссее, Геракле, Ахилле, Орфее. Это все дает большой простор для аниматоров, создания театрализованных праздников".
Пока народ не утратил способность к фантазии и воображению, он будет "хотеть зрелищ". Желательно тех театрализованных шоу, в которых можно поучаствовать лично и ощутить себя былинным богатырем, героем или прекрасной девушкой. Немногие народы могут похвастаться тем, что у них есть свой самостоятельный эпос. Встречаются отдельные песни, былины, предания, как, скажем, у северных народов селькупов, саамов. Однако полноценные эпические сюжеты – большая редкость, их можно перечислить по пальцам на одной руке. Филологи назовут скандинавскую "Песнь о нибелунгах" и древнеегипетскую "Песнь о Гильгамеше". Но многим из нас гораздо знакомее карело-финская "Калевала". Отлично помню, как в Выборге взрослые "дяди и тети" с энтузиазмом перевоплощались в сказочных богатырей и девушек и пытались построить волшебную мельницу – сампо. Декорацией служили реальные дома "старого города". Парадокс, но мифические нематериальные образы оказались самыми мощными "туробъектами"!
Фольклор с переодеванием в национальные костюмы, игра в сказку с опорой на литературные памятники. Вот здесь, на мой взгляд, и есть ответ на вопрос об уникальности Северной Осетии! Конечно, для реализации этого потенциала необходимо наладить взаимодействие двух ведомств – культуры и туризма – с комитетом по культуре. Такая работа не потребует чудовищных финансовых вложений, как тот же "Мамисон", и быстро даст результат, обеспечивая региону известность на всю страну. Уверена, что культурный фестиваль, посвященный эпосу нартов, понравится и участникам, и гостям.
И кто знает, быть может, когда я приеду на Кавказ снова, не встретятся ли мне по дороге из аэропорта Беслана бесстрашный воин Сослан на лихом скакуне, доблестный Урузмаг, едущий задом наперед верхом на осле, или прекрасная Шатана в шлеме, доспехах и с зеркалом в руке... А за ними появятся и другие герои эпоса, отважные, энергичные, такие, как их изображают на живописных картинах…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
A NA CTOROJEVIX BASHNYAX BYDYT JARIT' SHASHLIK.=D>_<=[:-*-0-:-$> <=]=P=(Y.Y^_-^^-_-$_$=_=^^;*_*-.-:-3:O):|:O(8-)B-):S>.<:];D:'(