Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
История одной ликвидации

7 июня в широкий прокат выйдет российский фильм "Решение о ликвидации", снятый на Северном Кавказе.

Картина хоть и художественная, но основана на реальных событиях, рассекреченных документах, а также воспоминаниях тех, кто непосредственно принимал участие летом 2006 года в спецоперации по ликвидации одного из главарей бандподполья. Этот фильм – о людях, которые работают в спецслужбах. О тех, кто отдается своему делу, невзирая на риск для жизни. Финальные титры сообщают, что имена участников тех событий не указаны даже в приказах об их награждении.

Сюжет картины выстроен вокруг выполнения спецгруппой ФСБ (в главной роли снялся актер Игорь Петренко) особого задания по ликвидации террориста, который готовит невиданный по жестокости теракт. Это от его рук в разные годы погибли сотни людей: захват в 1995 году больницы в Буденновске, в 2004 г. – школы в Беслане, он причастен к множеству других терактов и нападений на российские войска и мирное население. На экране персонажа зовут Шамиль Базгаев (его сыграл талантливый актер Аюб Цингиев). Но фильм не о нем. А о героях. О них не напишут в газетах, их имена навечно останутся в секретных архивах. Но информацию о том, какой ценой достигается наш мир, решено было частично рассекретить на примере одной спецоперации.

– У нас есть современные герои, которые в относительно мирное время охраняют нашу страну, покой ее граждан, – рассказал в эксклюзивном интервью "СО" режиссер фильма "Решение о ликвидации" Александр АРАВИН. – Мы постарались рассказать о людях, благодаря которым мы сегодня можем спокойно жить и работать. Они стали преградой терроризму – этой чуме ХХI века, с которой нашей стране пришлось столкнуться одной из первых. История, можно сказать, собирательная, потому как хотелось рассказать именно о героизме сотрудников спецслужб. В силу специфики их работы мы, к сожалению, мало что о них знаем: только сухие сводки о том, что где-то "предотвращено", "не допущено". Слава богу, наша молодежь не знает о той ситуации, которая сложилась в конце прошлого столетия на Северном Кавказе, но забывать о тех страницах нашей истории ни в коем случае нельзя, чтобы не появились попытки романтизации бандитов. Мы ведь прекрасно знаем, что в рядах запрещенной террористической организации ИГИЛ воюют, к сожалению, и выходцы из нашей страны. Поэтому наша задача была показать, какое они несут зло и как трудно с ним бороться. А с другой стороны – героизм сотрудников ФСБ, который зачастую остается за кадром.

– Александр Львович, чего больше в фильме – документальных фактов или художественного вымысла?

– Сложно сказать, наверное – пополам. У меня была работа "Красная капелла", повествующая о существовании во время Великой Отечественной войны секретной сети во Франции и Бельгии. Тогда нам тоже открыли кое-какие секретные материалы, но при создании художественного фильма важно соблюдать баланс. С одной стороны, это должно быть достоверно, а с другой – необходимо понимать, что мы все же снимаем кино, и зрителю должно быть интересно.

– Почему именно "Базгаев"? Ведь мы понимаем, о каком террористе идет речь?

– Нас как художников, это зло, которое олицетворяет в картине Базгаев, совершенно не интересует. Это звериное нутро, об этом говорят даже его соратники, вы это увидите в картине. В какой-то мере они сами выносят ему приговор. Нас в первую очередь интересовали сотрудники спецслужбы, как сказал один художник о них – "люди, которые героизм называют своей работой". А также простые люди, жители республики, которые все вместе встали против этой чумы и победили ее.

– Говорят, на съемках присутствовали сотрудники спецслужбы, принимавшие участие в реальной операции…

– Мы действительно встречались с ветеранами ФСБ, которые нас в ходе съемок консультировали в технических моментах. Но все же мы старались раскрыть в картине некий "расширительный", что ли, образ, это касается как спецопераций, так и вселенского зла – собирательные герои и антигерои. Не касаясь конкретно того же Басаева, скажем. У змея, обрушившегося в конце 1990-х – начале 2000-х на Россию, было много голов. И голова Басаева – лишь одна из них.

– Главный герой получает особый статус для работы на Северном Кавказе и готов пожертвовать многим, чтобы сохранить целостность Родины. Одно дело читать сценарий, наверняка, другое – иметь возможность пообщаться с ним лично?..

– Удивительно, когда знакомишься с живыми людьми, героями предстоящей картины, это особые ощущения. Вы совершенно правы: когда читаешь про них – поражаешься, как они могли это сделать?! А потом видишь их – и это оказываются обычные люди: со своим характером, веселые, жизнерадостные, с отменным чувством юмора. Не серьезные или замкнутые – нет! Люди, которые любят жизнь, эту природу, саму Осетию, город Владикавказ. Они рассказывали о республике как о своей малой родине, несмотря на то, что, может, живут и не здесь. И понимаешь – только такие и могут служить. Идти на смерть могут только очень сильные люди, любящие жизнь. Признаюсь, после съемок стал еще больше восхищаться этими людьми.

– Для съемок "Ликвидации" вы выбрали участок на границе Осетии и Ингушетии перед Верхним Ларсом?

– Мы когда впервые приехали в Северную Осетию, увидели безумно красивый регион, замечательных людей, волшебные горы, это небо… И в этом практически раю происходят, что называется, адские выходки. Знаете, я понял в какой-то момент, что успеха у террористов не было бы ни при каком раскладе. Сама природа должна была их отринуть, люди из этой республики никогда бы не позволили пройти этому злу. Я хочу заострить на этом внимание: террористы были обречены с самого начала. Хотя, безусловно, потребовались усилия и геройство. Замечательно сыграли актеры – из Северной и Южной Осетий, Чечни. Когда главного антигероя впервые увидели на площадке наши консультанты, сотрудники ФСБ признались, что у них мурашки пошли по коже. Сказали, что вдруг появилось ощущение, будто вернулись в прошлое.

Мы показывали им уже позже картину, первыми зрителями были как раз сотрудники службы безопасности, которые по окончании просмотра сказали: такое ощущение, что вы с нами тогда участвовали. Конечно, это лучшее признание, было очень приятно. Мы старались снять картину максимально достоверно, но вместе с тем, чтобы фильм не получился неким повествованием о Джеймсе Бонде, который между двумя коктейлями спасает мир и воюет непонятно за что. Нам хотелось показать: эти люди и воюют, и одновременно им приходится делать очень много аналитической работы, и – главное – им есть за что воевать. Это очень было важно показать: за свой дом, детей, матерей. У героя, который помог представителям органов осуществить эту операцию, – двое детей, и после несчастья в Беслане он отошел от дел и воевать больше не хотел. Однако после того, что здесь происходит, он меняет свое решение, понимая, что это животное нужно остановить и уничтожить. Так начинается операция уничтожения Базгаева.

– Актерам приходилось трудно?

– У нас состав актерский – замечательный. Игорь Петренко, Дмитрий Парастаев, Аюб Цингиев – просто потрясающие актеры. Впрочем, приходите, посмотрите фильм – сами все увидите. Они готовы были сами рисковать здоровьем, потому что были и сложные съемки. К примеру, когда одного из боевиков ловят и бросают на дно горной речки. Сами знаете, она вся в камнях, ледяная, и даже просто упасть актеру в эту реку – достаточно болезненно. В фильме зрители увидят и Алексея Верткова, и Алексея Шевченкова, Сослана Фидарова, Адама Дадберова…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика