Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Погибаю, но не сдаюсь!

Не так давно, праздничным утром 9 Мая, по радио рассказывали о героях Великой Отечественной.

Когда корреспондент назвал имя владикавказца командира легендарной "Щуки" Павла КУЗЬМИНА, я буквально прильнула к приемнику. Однако рассказ был настолько лаконичным, что узнать что-либо более подробно, к сожалению, не получилось... Но, к счастью, есть Интернет, есть телефон и, конечно же, люди, которые многое знают, помнят и, что немаловажно, желают этим поделиться.

После праздников, не откладывая, я позвонила в петербургскую школу №504, где открыт музей нашего земляка, а потом все тот же услужливый Интернет показал и улицу Северной столицы, названную именем офицера-подводника Павла Кузьмина. Конечно же, очень хотелось поговорить с родными героя. И я узнала, что там же, в Санкт-Петербурге, проживают сын (Валерий Павлович) и внук (Павел Валерьевич) легендарного командира подводной лодки "Щ-408"...

Как необычна и интересна судьба нашего земляка. И вообще, как непредсказуема бывает жизнь человека... Разве могли знавшие его в ранней юности, что машинист владикавказской котельной Паша Кузьмин станет широко известен как в ВМС СССР, так и в ВМС Великобритании и других стран?! Что в 1944 году эдиктом Георга VI, короля Великобритании и Северной Ирландии, ему, капитан-лейтенанту П. С. Кузьмину, будет присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена, к сожалению, посмертно...

А все начиналось так. В 1932 году с восемнадцатилетним Павлом, только что закончившим владикавказскую десятилетку, начавшим работать на городской электростанции машинистом стационарных машин, произошел случай, во многом определивший его дальнейшую судьбу. Как-то во время дежурства случилась авария на одном из котлов. ЧП грозило остановкой производства на многих предприятиях города. Что делать?! Решение пришло сразу. Не дожидаясь остывания котла, комсомолец Павел Кузьмин, надев асбестовый костюм и густо смазав лицо вазелином, через пылавшую топку проник внутрь котла и устранил неисправность. Вскоре после этого случая, в 1933 году, обком комсомола Северной Осетии направил его на учебу в Ленинград, в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, которое через пять лет Павел окончил с отличием.

Начал службу П. Кузьмин на Балтийском флоте в должности начальника БЧ-1 (боевая часть штурманов) на подводной лодке "Щ-303". В октябре 1940-го старший лейтенант Кузьмин после учебы на специальных курсах командного состава продолжил службу в должности помощника командира подводной лодки "С-9" на военно-морской базе "Либава" в составе 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота. В первые дни Великой Отечественной Павел ушел в свой первый боевой поход. Ему было тогда двадцать семь лет...

В конце июля 1941 года "С-9" прибыла в Кронштадт, где начала подготовку к отправке на Северный флот, однако ситуация вскоре изменилась, и в конце сентября 1941 года лодка была направлена на боевое патрулирование. Вскоре П. Кузьмину присвоили звание капитан-лейтенанта, он получил назначение на должность командира подводной лодки "Щ-408". Правда, субмарину еще только достраивали, и спустить ее со стапелей удалось лишь в мае 1943 года. 18 мая с военно-морской базы на острове Лавенсари судно ушло в свой первый и последний поход.

В ту весну советский военный флот настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника. С этой целью в море вышли две подводные лодки типа "Щука" – "Щ-303" под командованием И.В. Травкина (под началом его, будущего Героя Советского Союза, Павел служил почти полтора года) и "Щ -408" под командованием П. С. Кузьмина.

Первым заграждения противника должен был преодолеть гвардейский экипаж Травкина, однако был обнаружен и вынужден залечь на дно. Не дождавшись радиограммы от "Щ-303", командование Балтийского флота отдало приказ Кузьмину следовать заданным маршрутом. 18 мая 1943 года лодка отчалила от пирса. При пересечении Нарген-Порккалаудского заграждения она была обстреляна немецким самолетом и получила небольшие повреждения. Однако оставляемые "Щ-408" на поверхности масляные круги позволили кораблям финской противолодочной обороны выйти на ее след. Три дня минный заградитель "Риилахти" с четырьмя сторожевыми катерами преследовал лодку, а 22 мая обнаружил ее в районе острова Вайндло. На подлодке разрядились аккумуляторы и она всплыла для их подзарядки. При приближении финских кораблей командир отдал приказ об экстренном погружении. После трехчасовой бомбежки глубинными бомбами "Щ-408" получила серьезные повреждения. К тому же на лодке не было электричества и к концу подходили запасы воздуха. В критической ситуации П. С. Кузьмин принял решение всплыть на поверхность. Безусловно, экипаж имел возможность сдаться в плен, но предпочел дать последний бой противнику. В результате двухчасовой артиллерийской перестрелки моряки-подводники потопили два финских катера, однако лодка получила тяжелые повреждения и затонула. К утру 23 мая к месту боя подоспел и финский минный заградитель "Руотсинсалми" и авиация. В течение двух дней силы финской противолодочной обороны несколько раз бомбили место погружения лодки, пока 24 мая на поверхности воды не был зафиксирован выброс большого количества масла, пузырей и мусора. 25 мая финны сочли лодку ликвидированной и сняли наблюдение.

Подробности последнего боя подводной лодки "Щ-408" стали известны только после выхода Финляндии из войны и получили широкую известность в ВМС многих стран. Но это лишь часть истории, так называемая верхушка айсберга.

Моряки всего мира были поражены подвигом советских подводников, их мужеством в последнем бою. Документы, рассекреченные спустя десятки лет, помогли сегодняшним "летописцам" нарисовать такую картину. Когда лодка получила серьезные повреждения, встретившись с мощным сетевым заграждением, и обстановка стала невыносимой, командир принял решение всплыть в надводное положение и дать фашистам бой. Субмарина всплыла, на флагштоке был поднят советский военно-морской флаг. Вокруг лодки собралось около 10 противолодочных кораблей. Начался ожесточенный неравный бой. Один из кораблей от прямого попадания снарядов подводной лодки взорвался и затонул.

Корпус "Щ-408" и ограждение рубки были буквально засыпаны шквалом артиллерийских и пулеметных снарядов. Несколько человек на мостике были убиты, а лодка получила повреждения и пробоины в прочном корпусе. В субмарину начала поступать вода. Личный состав, находившийся в отсеках, мужественно боролся с поступлением воды, но судно начало терять плавучесть и ход. Артиллерийский бой продолжался более двух часов. Наши подводники смогли потопить еще два вражеских корабля. Наконец, на "Щ-408" задраили рубочный люк и подводная лодка ушла на дно с гордо развевавшимся военно-морским флагом, что со времен легендарного "Варяга" означало: "Погибаю, но не сдаюсь!" После капитуляции Германии из документов немецких противолодочников выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали, как из-под воды до них доходили звуки ударов по металлу: наши подводники пытались заделать пробоины и до последней минуты боролись за жизнь. После гибели "Щ-408" в советском ВМФ не было человека, который не знал бы о подвиге экипажа той лодки. И далеко не случайно за "Щ-408" укрепилось уважительное название подводного "Варяга".

3 мая 2016 года в Финском заливе, в 30 километрах от эстонского города Верг, российские поисковики спустили на воду венки на месте гибели в 1943 году советской подлодки "Щ-408".

После долгих поисков ее нашла экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы". Субмарина покоится в территориальных водах Эстонии. Руководитель проекта Константин Богданов рассказал журналистам, что российские дайверы хотят установить мемориальную табличку на корпусе подлодки, однако пока не удается получить разрешение на это от эстонских властей. По законам Эстонии, объяснил Богданов, нельзя не только поднимать погибшие объекты, но и прикасаться к ним. Запрещается даже поднимать грунт со дна, поэтому было решено совершить погружение, набрать возле подлодки морскую воду, наполнить ею фляги и передать родным погибших подводников.

По словам Константина Богданова, судно находится в двух милях от тех координат, которые были указаны в архивных документах. На палубе дайверам удалось разглядеть следы боя, все люки задраены. Лодка изъедена ржавчиной и изрешечена снарядами, однако корпус хорошо сохранился, уцелела даже деревянная противоминная обрусовка, сохранились антенны.

А накануне празднования 70-летия Победы коллектив 504-й школы, ветераны-подводники и общественность Кировского района подняли вопрос о награждении посмертно командира подводной лодки Краснознаменного Балтийского флота капитан-лейтенанта Павла Семеновича Кузьмина и 40 членов экипажа. К сожалению, никаких наград от командования Вооруженных сил СССР ни капитан-лейтенант П. С. Кузьмин, ни члены экипажа судна не получили. В связи с этим актив школы № 504 при поддержке ветеранов-подводников и общественности района выступает с инициативой исправить эту историческую несправедливость и наградить командира подводной лодки "Щ-408" и всех членов экипажа правительственными наградами посмертно.

Самая большая награда для погибших – память. Если мы вспомним каждого члена экипажа, наша задача будет выполнена. Командир лодки стал кавалером ордена Британской империи – было бы справедливо отметить его нашей наградой. Экипаж не получил за свой подвиг ничего – отметить память офицеров и матросов «Щ-408» государственными наградами было бы правильно.

В школе создан и активно работает Музей имени подводника П. С. Кузьмина. В 2013 году силами выпускников к 70-летию подвига экипажа подводной лодки был открыт Мемориальный зал Славы. Вокруг музея памяти легендарного подводника строится патриотическая работа образовательного учреждения с подрастающим поколением.

В Кировском районе память о герое войны, подводнике Кузьмине увековечена в названии улицы, на одном из домов которой установлена мемориальная доска.

…И все же об отечественных наградах. Да, ответ на то, почему герои-моряки с "Щ-408" остались без них, надо искать в 1943 году.

"Оперативная переписка КБФ за это время рассекречена в 2003-2005 годах, и, исходя из листа ознакомления, я был третьим или четвертым человеком, который ее прочитал. Была тяжелая, неудачная операция, и было заметно нежелание вспоминать эту неудачу. Командование ставило задачу подводным силам выйти из Кронштадта на коммуникации немцев в Финском заливе. Сейчас понятно, что это было нереально, слишком сильную противолодочную оборону сумел создать противник, только на Нарген-Порккалаудской линии, которую пыталась прорвать "Щ-408", кроме сетей, было выставлено около 13 тысяч мин и минных защитников, линия постоянно патрулировалась кораблями и самолетами противника. Конечно, тогда таких точных данных разведка не имела. Из шести лодок вернулась одна, так и не выполнив боевой задачи, и к осени 1943 года от попыток преодолеть немецко-финские противолодочные заграждения пришлось отказаться. Я не военный историк и не стратег, чтобы оценивать правильность решений командования, но по мемуарам заметно, что и командующий флотом Владимир Трибуц, и другие военачальники очень коротко об этом писали и упоминать операции подводных сил на Балтике в 1943 году не любили", – говорит Максим Пуслис, один из создателей музея Павла Кузьмина.

Имена тех, кто геройски погиб, высполняя невыполнимый приказ, но не сдался врагу, не должны быть забыты, уверен Пуслис: "Самая большая награда для погибших – память. Если мы вспомним каждого члена экипажа, наша задача будет выполнена. Командир лодки стал кавалером ордена Британской империи – было бы справедливо отметить его нашей наградой. Экипаж не получил за свой подвиг ничего – отметить память офицеров и матросов "Щ-408" государственными наградами было бы правильно".

В том, что Президент России не может производить награждение орденами и медалями несуществующего СССР, Максим большой проблемы не видит, вполне возможно награждение российскими знаками отличия. И ведь прецеденты в истории были: например, в 1954 году 15 моряков крейсера Российского императорского флота "Варяг" получили советские медали "За отвагу". Александр Маринеско был награжден Золотой Звездой спустя 45 лет после войны и 27 лет после смерти. Современные медали Ушакова британским ветеранам полярных конвоев были вручены российским послом в Лондоне тоже совсем недавно. Награждать британцев и не наградить собственного офицера, которого героем признал английский король, было бы странно, отмечает Пуслис.

Что касается формального ответа министерства обороны, то у Максима к чиновникам претензий нет: "Ответили так, как и должны были ответить. Сотрудники минобороны действуют в рамках установленных правил. Ответ гласит, что, если будут обнаружены наградные материалы в архивах, вопрос можно будет пересмотреть. Мы такие документы обнаружили. Будем готовить специальные бумаги, подкреплять документами и добиваться своего".

И хочется надеяться на то, что правда и справедливость все же восторжествуют, победят рутину и канцелярщину. Ведь наш земляк и его боевые товарищи – это действительно люди высокого подвига. И как тут вновь не вспомнить слова из знаменитой песни:

Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят в века

Геройскую гибель "Варяга"...

Подвиг "Щ-408", капитаном которой был наш владикавказец Павел Семенович Кузьмин, я в этом уверена, тоже останется в истории навсегда. Ведь герои действительно не умирают. Это уже давно доказала жизнь...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика