Брать интервью у журналиста, тем более у писателя, – интересно и любопытно. Евгений Борисович сразу проявил инициативу, сказав: "Давайте я вам продиктую вариант вступления, скажем так…". Итак, о моем герое его же словами.
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ известен читателям и кинозрителям Северной Осетии как журналист, киносценарист, писатель. Долгие годы он прожил в нашей республике, переехав в Санкт-Петербург 17 лет назад. И свой 70-летний юбилей Евгений Борисович решил отметить со старыми друзьями в родном городе.
– Вы начинали свой творческий путь с молодежной газеты, затем работали журналистом в "СО" (в те годы "Социалистическая Осетия"), позже основали газету "Терек". Какой была журналистика в те годы?
– Я проработал заведующим отделом информации в вашей газете с 1973 по 1980 г., и это мне очень помогло в дальнейшем в моей литературной деятельности, так как информация – очень краткий и лаконичный жанр, и надо было уложить много чего в короткую строку. В те годы у нас был очень яркий коллектив под руководством Хаджимурата Гокоева. Газета пользовалась большим авторитетом, каждый житель начинал утро с ее свежего выпуска. Фраза "я из Соцосетии" открывала любые двери.
Также я был спортивным комментатором, так как спорт относился к моему отделу. В эпоху идеологического контроля скучно было писать о партийных делах, а спорт был отдушиной, и писать о нем я очень любил. Помню, был такой забавный случай, когда в 1977 году в газете на 8 полосах вышел проект новой Конституции СССР, а внизу, в самом углу, – отчет о футбольном матче. Вот такой исторический номер был.
Главное, чего от нас добивался редактор, – нестандартного подхода к теме, поиска новых журналистских ходов. Отлично помню, как на планерках только перья летели от плохих материалов, а хорошие, наоборот, обсуждались, и их авторы получали переходящий приз за лучший материал – красивый массивный "гвоздь". Наверное, где-то лежит у вас в архиве. Все старались быть в тонусе и добиваться максимального уровня мастерства. Мы всегда думали о читателе, так как ему интересно не столько узнать "что и где", а рассказ о живых человеческих судьбах. Газета была не просто официальным печатным органом, в ней всегда было что-то для читательской души.
В те годы я уже начал свои первые опыты в литературе, что в дальнейшем стало важнейшим делом моей жизни, поэтому со временем журналистика, в том числе и спорт, отошла на второй план. Хотя футбол я люблю до сих пор, но чемпионаты не смотрю.
– Простите, вы не смотрите нынешний чемпионат мира?
– Нет. Дело в том, что с точки зрения общественного массового сознания ЧМ – это потрясающее явление, весь мир имеет возможность увидеть соревнование сборных с друг другом, но с точки зрения футбольного специалиста это очень условный турнир. Он начинается тогда, когда заканчиваются национальные чемпионаты и международные турниры, то есть когда футболисты "выхолощены" полностью. Может, вы обратили внимание, с каким трудом играют сильнейшие сборные, это было и на прошлых чемпионатах, есть и на нынешнем. Конечно, будет чемпион мира, и будет им по праву, но все-таки все это выглядит условно. Система игры "на вылет", при которой одни сильные команды не играют с другим сильными, на мой взгляд, придает некоторую незавершенность чемпионату. Футбольный специалист критически оценивает эти соревнования, но с точки зрения массового сознания это грандиозное зрелище. Также он важен для страны, где проводится. Как зарубежные болельщики, так и наши рассеивают многие предубеждения, позволяя по-другому взглянуть на страну-хозяйку чемпионата.
– Расскажите о вашем опыте в кинодокументалистике, у вас ведь 8 фильмов?
– Да, это так. Большинство фильмов мы сделали вместе с режиссером Вячеславом Гулуевым. Современная документалистика связана с возвращением к интеллектуальному развитию. Сегодня любой человек может снять видео на свой смартфон, а любой прохожий может застать сцену, которую режиссер с трудом смоделирует. Казалось бы, жанр умирает. Но нет, в документальном кино появилась новая функция – осмысливать время, в котором мы живем. Поэтому у жанра большое будущее.
– Первую книгу вы издали в конце 1990-х гг., всего их вышло пять. Писательство – это ваше основное творчество сегодня?
– Для меня это самое важное дело в жизни, книги я пишу в жанре "афористики". Многие пишут афоризмы, издают их целыми книгами, но я пишу книги афоризмами. То есть беру какую-нибудь тему и начинаю разрабатывать ее с помощью коротких, но емких суждений с разных сторон. Иногда они противоречат друг другу, но это помогает выявить диалектические узлы, которые необходимы для лучшего понимания сути проблемы. Такой метод я использую в своей серии "Жизнь. Краткий справочник по…". Уже вышли 3 книги: справочник по отношениям, по удовольствиям, по нравам. По отношениям – о том, что возникает между мужчиной и женщиной, что влечет и отторгает их друг от друга. Об удовольствиях – книга о том, что мы мало умеем радоваться жизни, недостаточно благодарны ей за то, что она нам дарит. Хотел порассуждать и, может, даже подсказать, как научиться радоваться мелочам и бороться с огорчениями, с негативными эмоциями. Третья книга посвящена характеру человека, в самых разных его проявлениях: от честности до придирчивости, от пунктуальности до мужества.
ПРО ЛЮБОВЬ… Люди готовы любить всю жизнь, но оказываются неготовыми к любви изо дня в день. …ПРО БРАК Удачных разводов больше, чем удачных браков. Мы плохо знаем тех, на ком женимся, но прекрасно знаем тех, с кем разводимся. …ПРО КРАСОТУ Красота женщин – это ловушка, в которую первыми попадают они сами. …ПРО ПЛАТУ ЗА НАШИ ДЕЙСТВИЯ Цель оправдывает средства без учета НДС.
Я мог написать толстый том, "налить" побольше "воды", и это была бы тоже литература, но я замечаю, что труднее и труднее люди воспринимают серьезные книги. Моя цель – вернуть людей к стремлению подумать и порассуждать, осмыслить то, что происходит вокруг, а афоризмы в этом плане – наиболее удобный жанр. Открыл страничку, почитал и тут же закрыл, их и не нужно много читать, так как когда их глотаешь, как семечки, человек просто отмечает "нравится – не нравится". Я называю это "размышление к размышлению". Это очень важно, а люди все реже задумываются. Захожу в питерское метро и прихожу в ужас от того, как все заняты своими смартфонами. Возможно, кто-то так читает Томаса Манна, но мне кажется, теряется вкус к хорошей литературе.
– В Интернете есть, конечно, ваши афоризмы, особенно на темы "женщина/отношения/чувства/красота". Они действительно задевают и заставляют задуматься. Каким образом вы создаете эти перлы?
– Я много думаю, и приучил себя к дисциплине мышления. Ведь когда мы даем себе установку "дай-ка, я подумаю об этом", то тут же мысль соскальзывает на что-то другое, и это естественно, человеческий мозг так устроен и в нем одновременно идет масса процессов. Но надо усилием воли вернуть себя к этой мысли, сказав "нет, дорогой, подумай об этом дальше, разрабатывай эту тему дальше". Когда человек уже около 40 лет занимается обдумыванием каких-то вещей, то ему, конечно, легче поймать мысль, которая где-то витает. Это как стихи, у поэта рифмы рождаются сами по себе. Вот афоризмы, наверное, тоже так рождаются. Но дисциплина мышления необходима. Нужно заставлять себя усилием воли обдумать проблему, о которой пишешь, до конца. Можно написать целый том, а можно все это выразить одной фразой.
– Что значит ваш афоризм "Нельзя войти дважды в одну и ту же книгу"?
– Нельзя дважды прочитать одинаково одну и ту же книгу, ее надо читать неоднократно. Приведу пример из своего детства: в свое время меня потрясла книга В. Гюго "Отверженные", которую первый раз я прочел в 12 лет. В 36 решил перечитать, а позже специально перечел в 60, надеюсь еще раз перечитаю в 84. И каждый раз находил в ней что-то новое, сильное, яркое и впечатляющее.
Что касается накопления мудрости, то мне нужна интеллектуальная гимнастика: нужно читать умные книги, чтобы заряжаться и вдохновляться самому, чтобы голова работала и была в постоянном интеллектуальном напряжении. Люди боятся этого. И вот те, кто, заходя в метро, бросаются к своим смартфонам, просто боятся остаться наедине со своими мыслями. А я наоборот, считаю: "как хорошо, можно полчаса о чем-то подумать".
– Можно сказать, что вы исполняете особую миссию?
– Я занимаюсь любимым делом, для меня это важно, и готов ради этого испытывать любые трудности. Хочу вернуться к моральной проблеме. Например, если некий математик пытается решить теорему Ферма, то ему почет и уважение. Если же люди пытаются решить моральные проблемы в своем творчестве, их труды незаметны. Хотя они тоже делают большое дело: пытаются помочь людям осмыслить очень важные вещи. И афоризмы, в частности, могут помочь не только их осмыслить, но и решить.
– Вы сказали, что афоризмы – это жанр будущего. Насколько развит он сегодня?
– Сегодня немало людей пишут афоризмы. Афористическая среда достаточно развита. Есть коллеги, которых я очень люблю. Некоторые их афоризмы я считаю шедеврами, как, например, выражение Юрия Базылева, который, думаю, вошел в историю литературы четырьмя словами: "Стояла тихая Варфоломеевская ночь". Ну что тут скажешь, просто блеск!
– В завершение, еще один афоризм от вас…
– Неожиданность – это то, что могло произойти, но произошло.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
У него была любовница Татьяна