Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
В частном порядке

В системе образования, как и во многих других сферах, возрастает здоровая конкуренция. И это не удивительно в наше время, когда все больше спрос на квалифицированных специалистов. А основы знаний и стремление к их получению закладываются в школе.

Помимо личной мотивации у школьника должны быть верные направляющие в виде неравнодушных учителей и интересно преподнесенной ему информации. А потому сегодня мы все чаще задаем себе вопрос: частное образование – это непозволительная роскошь или обоснованная необходимость для получения качественных знаний?

Ответ на него мы попробуем найти вместе с директором АНОО "Институт цивилизации" Эльзой КАСАЕВОЙ. Сейчас учреждение, отказавшись от программы высшего образования, сосредоточилось на ведении полноценной общеобразовательной школы...

– В Северной Осетии с системой частного образования пока знакомы лишь на примере дошкольных учреждений и вузов. Полноценная альтернатива государственному школьному образованию – это что-то новое, хотя во Владикавказе и работают уже три частные школы. Все новое – это страх для родителей. Расскажите о самых распространенных мифах о частных школах.

– Сегодня это уже, скорее, не мифы и страхи, а готовность искать альтернативу и идти своим путем. Необходимости доказывать, что у нас общеобразовательная программа по ФГОС, и мы выполняем абсолютно все те же задачи, что и любая государственная общеобразовательная школа, сегодня не нужно. Это понятно всем. Есть государственная лицензия и аккредитация, следовательно – существуют и обязанности по выполнению государственной задачи по обучению.

– В чем преимущество негосударственных школ?

– В способах и возможностях выполнения той самой задачи мы более самостоятельны. И хотя сегодня у нас существует классическая форма обучения – живой урок, учитель и ученик в аудитории, возможностей для творческой работы у нас больше. В классе, где небольшое число учеников, легко создать камерную, доверительную, почти домашнюю обстановку.

Ребенок уже не испытывает страха быть высмеянным, имеет возможность открыто делиться мыслями, ошибаться. А учитель – быть чутким к каждому. Часто именно этот фактор становится решающим при выборе школы, поэтому для нас сохранить благоприятный и добрый климат – одна из первостепенных задач. Сейчас можно говорить не только о преимуществах для учеников, но и для учителей. Мы создаем условия творческого полета, не угнетая бесконечным контролем и максимально освобождая от бумажной рутины. Рутиной больше занимается руководство, освобождая время педагога для детей. И есть результат: дети спешат на урок, живо и с интересом обсуждают проект или презентацию даже на перемене и в столовой.

– Сложно ли будет сломать стереотипы, которые возникли еще при появлении частных вузов: к примеру, раз дети платят за свое образование, то и итоговые оценки они получают не объективные, а те, которые нужны им и их родителям.

– Объективность оценки знаний – это вопрос совсем не к форме образования, а к моральной чистоплотности и ответственности всех участников образовательного процесса в любом учебном заведении. Зато ситуации, когда человек, оплатив обучение, не готов прощать нам образовательные, административные и даже бытовые промахи встречаются сегодня гораздо чаще. При этом он готов на эксперименты, на новшества, на нестандартные решение ради конечного результата. А результат – это знания. Бывают случаи, когда новый ученик – отличник, и восторгавшиеся им родители после первой учебной четверти оказываются разочарованы его оценками. А в следующей – уже благодарны за вовремя увиденные недочеты.

– Что может подтолкнуть родителей отдать ребенка в частную школу, помимо престижности заведения и качественно другого уровня преподавания?

– Мы сегодня не хотим, чтобы нашего ребенка прессовали, вгоняли в общие рамки, торопили или, наоборот, сбивали со слишком стремительного полета. Мы хотим его индивидуального маршрута развития. В этом смысле большинство наших родителей достаточно продвинуты и тоже в какой-то мере новаторы, находящиеся в поиске. А кто-то, наоборот, не может самостоятельно спланировать стратегию сбалансированного обучения и развития личности ребенка. В этом мы и можем помочь с самого 1-го класса. В понятие полноценного развития мы включаем не только образовательный компонент, но и физическое развитие и здоровье. Кроме стандартных занятий физкультурой, это плавание, оздоровительная йога и, в случае необходимости, – индивидуально разработанное меню. Ученики начальной школы могут находиться у нас до конца рабочего дня, и вместе с родителями мы разрабатываем дополнительную программу всестороннего развития. На сегодня это языки, ИЗО, музыкальные занятия, спортивная и художественная гимнастика и многое другое.

Сейчас речь не о том, что одни заведения лучше или хуже. Для государственной школы с переполненными классами это порой невыполнимые задачи. Поэтому мы успешно разгружаем их и даем возможность выбора. А он обязательно должен быть в образовании! Это говорит о здоровом и полноценном обществе, которое стремится идти вперед.

– Каковы перспективы частного образования в Северной Осетии?

– Во время командировки на Всероссийский образовательный форум в Москве и знакомства с директорами крупных частных школ России часто слышала о том, что они имеют возможность динамично развиваться благодаря специально созданным благотворительным фондам, попечительским советам и другим формам частного и частно-государственного партнерства. Образование с размахом шагает вперед, меняются технологии, формы, и мы не должны отставать. Поэтому и перспективы развития частного образования в Осетии зависят не только от участников образовательного процесса. Инвестиции в образование должны и могут стать одной из главных республиканских задач, если мы хотим жить в цивилизованном, развитом и экономически благополучном регионе.

– А придерживаются ли ученики школьной формы? И выдаются ли детям учебники или каждый приобретает их сам?

– Получив государственную лицензию, мы, кроме обязанностей, имеем те же самые права, что и государственные школы. В этом учебном году мы подали заявку в республиканское министерство образования на получение бесплатных комплектов учебников. Надеемся, что она будет рассмотрена. Что касается формы, то в нашей школе она свободная, но с определенными правилами. Это деловая одежда, допускающая индивидуальные стилевые решения.

– Когда мы беремся за какое-то дело, то часто обращаемся к опыту коллег. Много ли в России примеров, когда одна структура способна взять ребенка в детсадовском возрасте и довести его до 11-го класса? И что бы вы хотели перенять у передовиков в этой сфере, или вы дорожите собственным путем, сотканным из проб и ошибок?

– В России сегодня есть такие образовательные учреждения, и количество их только растет. Часто это закрытые городки-пансионаты со своей инфраструктурой. Есть и разрозненные в структурном плане частные учебные заведения, как у нас, когда территориально подразделения находятся не в одной точке. С одной из таких столичных школ мы и налаживаем контакт и постепенно перенимаем наработанный опыт. Это новаторские программы, индивидуальные планы, нюансы дополнительного образования. Однако у каждой школы, и наша не исключение, – свой собственный путь. Без проб и ошибок его не наработать.

– Что бы вы хотели поменять в наших государственных школах?

– Лучше вспомнить то хорошее, что являлось основой нашей советской школы. Это не ностальгия, а десятилетиями наработанный опыт, это классическое образование и воспитание с огромной долей творчества. Это высокий профессионализм и ответственность педагогов. И давайте будем справедливы, говоря о том, что мы выросли вовсе не винтиками, а вполне здравомыслящими людьми. Сегодня огромная армия руководителей успешных корпораций и предприятий, в том числе образовательных, таких, как "Школа Летово", инновационный центр "Сколково", международная школа "Дилижан" – выходцы из советской школы.

– Можем ли мы сегодня говорить о каких-то успехах ваших учеников?

– И весьма существенных! Только в этом учебном году наши ученики 9–11-х классов стали победителями юбилейного Международного конкурса "Unity in Diversity" в четырех номинациях. В нем принимали участие 35 городов России, и этот список возглавил Владикавказ! Вручение наград прошло в Кремле, и жюри отметило работы наших учеников. Надо было видеть, с какой гордостью наши дети выходили на сцену, как держали речь на английском и французском языках, какими восторженными эпитетами награждали их организаторы конкурса. Чуть позже ученица нашей школы Милена Макеева стала финалисткой олимпиады "Кандидат в университет-2018", объявленной МГИМО. Также в этом году четыре аттестата с отличием были подтверждены итоговыми экзаменами. В течение всего учебного года мы становились финалистами городских, региональных и всероссийских олимпиад. Вот вам мотивация и для учителя, и для ребенка, и для родителя.

– Что вы можете рекомендовать родителям, которые в раздумьях по поводу формы получения образования для своих детей?

– Только одно – слушать собственное сердце, взвешивать все "за" и "против" и смотреть на потребности именно своего ребенка. И обязательно при выборе учебного заведения лично знакомиться с ним. Вопросы территориальной близости, удобства и прочих составляющих уходят в прошлое, потому что с полученным базовым образованием вашему ребенку жить дальше в быстро меняющемся и требующем знаний мире. Надо понимать, что время, проведенное ребенком в школе, ни в коем случае не должно быть потеряно впустую.

Комментарии (0)
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика