Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Погасший очаг

"Ма мын тæрс, Гыцци, скоро вернусь с победой!.." – это были последние слова, которые слышала Гыцци (так ласково называли Марию дома и даже односельчане в с. Камунте). Она, провожая пятого сына Балокка (Володю) на фронт, долго стояла на окраине села...

В Осетии, славящейся огромным количеством героев, как-то стало привычным и как бы само собой разумеющимся то, что из многих семей ушли на войну по пять, шесть, семь мужчин. Многие из них не вернулись. Самые известные – братья Газдановы из с. Дзуарикау, которым и памятники установлены, и песни в их честь написаны. Семь братьев Кобегкаевых из с. Донифарса, шесть братьев Хестановых из с. Хаталдона, шесть братьев Темировых из с. Чиколы... Но почему-то есть и такие, чьи имена чуть ли не преданы забвению. Поэтому и хочу напомнить о пяти братьях Бекмурзовых из с. Камунты, ушедших на фронт и погибших в боях за Родину.

Когда мои двоюродные братья Мурат, Созыр, Балокка (Володя), Леуан, Асланбек и родные братья Трофим и Тамби Бекмурзовы воевали с немецкими захватчиками, я только родился. В детстве, а потом и в школьные годы до меня доходили рассказы от Трофима и Тамби (он вернулся с фронта без левой руки), как жестоко дрались с фашистами, уничтожая их в свои 18-20 лет. Более подробно о своих братьях узнавал по рассказам их единственной сестры (ей 88 лет) Таузан Бекмурзовой-Мамукаевой по приезде в Синдзикау к ней в гости.

В начале ХХ века в селе Камунта, расположенном в высокогорном, местечке Уалагком Дигорского ущелья, решили обосноваться два брата Бекмурзовых Амурхан и Дзидо. Совместно построили дом, куда привели своих жен. Шло время, рождались дети: 7 девочек и 5 мальчиков.

Беда пришла неожиданно, скоропостижно скончался старший брат Амурхан, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи младшего из братьев – Дзидо (Сидора).

Страшным оказался для семьи Бекмурзовых 1937 год. Не всем в с. Камунте было по нраву то, что эта семья благополучная: ее можно ставить в пример другим. В этой семье с детства детям прививались любовь к труду, взаимопонимание и уважение к старшим и друг к другу.

И вот нашелся среди односельчан негодяй, написавший лживую анонимку на Сидора (Дзидо). А суд "тройки" тогда был скор на расправу. Приговор – расстрел.

Жена пережила его всего на несколько месяцев, и все тяготы жизни легли на хрупкие плечи супруги старшего брата Амурхана – Марии (Гыцци).

Поражает здесь тот факт, что все братья после окончания Фаснальской школы (7 километров от с. Камунты), поступили и успешно окончили высшие учебные заведения, причем двое – московские.

Планы на будущее оборвала Великая Отечественная война.

Первыми на фронт попал младший из братьев Леуан, проходивший службу в Красной Армии на территории Литвы. По окончании в военной академии в звании капитана на фронт ушел Созыр. Затем были призваны Мурат и Асланбек. Мурат в звании лейтенанта был командиром стрелкового взвода. Владимир дольше всех оставался дома: ему как директору школы полагалась бронь.

Гыцци все время сокрушалась, что сыновья ушли на фронт неженатыми, потому настаивала, чтобы хоть Владимир женился и подарил ей долгожданных внуков. Но сын впервые в жизни ослушался ее, ибо не мог позволить себе строить счастье в то время, как братья, не жалея себя, дерутся с ненавистным врагом. Отказавшись от брони, он последовал за своими братьями, напоследок пообещав вернуться с победой...

Мария с дочерьми Милуан, Зорка, Таузан и внуком Петкой жили все в том же большом доме, трудились не покладая рук по дому, на ферме и в поле, чтобы в прежнем виде сохранить свой очаг к приезду любимых сыновей и братьев.

Но ожидания оказались тщетными – надеждам не суждено было сбыться. Пять ясных соколов, пять братьев Бекмурзовых – Созыр, Мурат, Владимир, Асланбек и Леуан никогда больше не перешагнули порог отчего дома...

Владимир и Асланбек пали на полях сражений в апреле 1943 года. Созыр погиб в августе 44-го при освобождении Венгрии. Мурат – в 1945 г. И лишь о младшем Леуане до сих пор ничего не известно – где воевал, в какой земле покоятся его останки...

Только на Созыра пришла похоронка. Об остальных братьях при жизни Марии (Гыцци) ничего не было известно. Поэтому она до последних дней своей жизни ждала своих ненаглядных сыновей. Хранила, как зеницу ока, пожелтевшие от времени и слез солдатские треугольники.

Минули лихие времена... Мария выдала замуж своих дочерей и переселилась в с. Синдзикау, поближе к ним. А дом Бекмурзовых, безмолвный свидетель превратной судьбы, стоит на том же месте…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика