Ким Агаев навсегда вписал свое имя в историю не только завода "Электроцинк", но и родной республики.
Сошедший с полотна
Какой он, настоящий металлург? Отечественная культура создала эталонный портрет человека огненной профессии: крепкий, статный, обладающий недюжинной физической силой. Суровый, сосредоточенный на своем ремесле. И, конечно же, очень волевой и мужественный. Только такому может быть подвластна строптивая стихия горячего металла.
Когда смотришь на многочисленные полотна, изображающие этих титанов от металлургии, трудно поверить в то, что почти все образы были списаны с реальных людей – простых рабочих, не помышлявших о вечной славе. Вот и Ким Агаев, скромный и в то же время редкой стати человек, совершенно неожиданно для себя стал звездой металлургии: фреска человека огненной профессии на фасаде здания Дворца культуры "Металлург" выполнена по фотографии Кима Андреевича Агаева, проработавшего на "Электроцинке" 52 года.
Свидетель уходящей эпохи
Тяжелейшие послевоенные годы. Страна прикладывает все усилия, чтобы оправиться после тяжелого экономического нокаута, в который она была отправлена войной. "Электроцинк", как и большинство других предприятий, после реэвакуации остро нуждался в молодых рабочих.
Уроженец селения Хумалаг Ким Агаев пришел на завод сразу после армии в 1957 году. Определили его на штейновое поле свинцового цеха. Снабдили ломом, тросом и кувалдой. Объяснили суть работы – разделка кеков для их дальнейшей отправки в технологический процесс.
– Транспортировка материала еще осуществлялась живым транспортом – лошадьми, – вспоминает сегодня Ким Андреевич. – Удивительные животные! Они настолько хорошо знали свой распорядок дня, что за 15 минут до появления сменной двойки (да, именно так – лошади, как и люди, тоже работали посменно) вставали на одном месте как вкопанные. И попробуй сдвинь их с места! Ничего с ними не поделаешь – знают, что их рабочее время закончилось.
На штейновом поле Ким Агаев проработал совсем немного – заменял отпускников, но сразу же сумел проявить себя. "Новобранцу" нужно было разломить 90 кековых монолитов и с этой задачей он справился за три дня.
– Мне сказали, чтобы забрал аванс. Я удивился, ведь только устроился на работу, – рассказывает ветеран. – Захожу за получкой, а там 500 рублей! Оторопел...
Ким Андреевич был уверен, что произошла какая-то ошибка. Нет, никакой накладки не было. Просто за три дня он обработал материал полумесячной нормы выработки.
Герой своего времени
Удивительная работоспособность новичка не осталась незамеченной и его направили на еще более сложный участок. Отдел рафинировки свинца – финишная прямая технологической цепочки. Здесь важна не только физическая выносливость, но и умение соображать. Молодой плавильщик быстро освоился на новом месте и вскоре взял за правило выполнять план исключительно на 110%. По-другому у него просто не получалось.
Звание передовика производства, постоянное присутствие заметок о его трудовых достижениях в какой-то момент стали делом привычным. Впечатлял Ким Агаев и внешне: молодой, рослый, крепкий – эталонный образ металлурга.
…В начале 60-х во Владикавказе началось строительство Дворца культуры "Металлург", ставшего впоследствии неотъемлемой частью культурной жизни горожан. Оформлением фасада здания занимался известный осетинский скульптор Умар Гасиев. Важным элементом дизайна должно было стать панно металлурга и было принято решение сделать его по фотографии Кима Агаева.
– Вызвали меня и сообщили, что придется сделать несколько фотографий. Я к этому отнесся спокойно: раз надо – зачем спорить? – говорит Ким Андреевич. – Правда, затянулось это на целых три месяца.
Комиссия, которая должна была определиться с модельной фотографией, никак не могла прийти к единому мнению. Съемки проходили на различных производственных участках, но самым сложным, как признается ветеран, было то, что приходилось постоянно отвлекаться от работы. Мысль о том, что сейчас происходит на вверенном ему участке, не покидала плавильщика ни на секунду.
Плодом трехмесячных "мучений" стали 40 фотографий. Каждая изображала плавильщика "Электроцинка" в разных условиях, каждая передавала определенное настроение. Киму Андреевичу о решении комиссии не сообщили. Результат он смог оценить уже в 1966-м, когда Дворец культуры был сдан в эксплуатацию.
– Конечно, увидеть себя 9-метровым гигантом – ощущение необычное, – признается Ким Агаев. – Но этот вариант мне показался все же наиболее удачным. Изображение передавало суть нашей профессии, а это главное.
Защитник интересов
В начале 70-х плавильщику "Электроцинка", как писала тогда заводская газета, была оказана большая честь. Трудовой коллектив предприятия выдвинул его кандидатуру в Верховный Совет СССР. В качестве депутата Ким Андреевич должен был отстаивать интересы работников не только "Электроцинка", но и других 160 предприятий, сосредоточенных в те времена в промышленном районе Владикавказа.
– Меня вызвали в обком и стали расспрашивать о моих родственниках, – вспоминает Ким Андреевич. – "Интересно, в чем я провинился?" – задавался я вопросом. А через несколько дней на общезаводском собрании узнал, что моя кандидатура выдвинута на пост депутата. Для меня это стало полной неожиданностью.
Как человек, привыкший к любому делу подходить с большой ответственностью, Ким Агаев проводил важнейшую работу по наказам избирателей. Благодаря его стараниям во Владикавказе появились многочисленные социальные объекты, а пуск дополнительной трамвайной ветки в новые районы расширявшейся столицы он курировал лично.
Наполненный энергией
Ким Агаев проработал на заводе до 2005 года, ровно 52 года. Его до сих пор с большим теплом вспоминают коллеги, которые еще трудятся на "Электроцинке". И даже сейчас, в преклонном возрасте, Ким Андреевич поражает своей безграничной энергией.
– Если бы мне разрешили, я бы и сейчас с удовольствием поработал, – говорит он и делится своими мыслями, – сегодняшние металлурги уже не те. В мои времена люди приходили и первым делом спрашивали: "Что я должен сделать?" А сейчас: "Сколько мне заплатят?" А ведь эти деньги еще надо заработать! Если ты по-настоящему чего-то стоишь, трудишься по совести, то обязательно будешь вознагражден.
После ухода на пенсию Ким Андреевич продолжил общественную деятельность. Вот уже 13 лет он состоит в комитете по обычаям и традициям совета старейшин Осетии "Стыр Ныхас". Занимается вопросами культурного наследия осетин, работает с молодежью. Не забывает он и о родном предприятии – следит за его жизнью, охотно участвует в мероприятиях заводского совета ветеранов. А больше всего душу Кима Андреевича греет то, что к Дню металлурга из года в год на "аватарках" в социальных сетях молодежи фамилии Агаевых неизменно появляется фотография панно человека огненной профессии на здании ДК "Металлург"...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30