Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Белый чепрак для коня невесты

Производством изделий из войлока башкиры, которых в нашей республике объединяет в своих рядах НКО имени Салавата Юлаева, зарегистрированное во Владикавказе в 2001 году, славились исстари. Войлоками покрывали купол и решетчатые стены юрты. Кошмами застилали в юрте пол и постели. Особенно ценились белые кошмы (по-башкирски – "ак кейез"). Белую кошму набрасывали на коня батыра, победившего на скачках, а лошадь невесты украшали белым, с узорами, войлочным чепраком.

Валяли войлок из овечьей шерсти. Мытую шерсть теребили руками, разбивали прутьями или инструментом в виде лучка. Процесс изготовления башкирскими женщинами войлока в домашних условиях еще в XVIII веке описал очевидец – немецкий естествоиспытатель Иоганн Готлиб Георги, побывавший на Урале: "Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, вспрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять вспрыскивают, катают изо всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко сляжется". Иногда кошмы валяли еще и так, облегчая себе работу: циновку с разложенной на ней шерстью накручивали на вал с веревочными петлями на концах, впрягали в это приспособление коня и катали прямо по степи.

Из овечьей шерсти делали также пряжу для изготовления домашнего сукна, паласов и ковров. А белые кошмы часто украшались у башкир орнаментом из валяной шерсти контрастного цвета: темного естественного, красного, зеленого, оранжевого. Нарядный узор из парных завитков-рогов, кругов, треугольников, ромбов мастерицы располагали по краю кошмы, а несколько крупных фигур рисунка – симметрично в центре.

Башкирские рукодельницы использовали для тканья не только шерсть. Но и нити из стеблей крапивы, конопли (в том числе, дикорастущей), льна, который шел на скатерти и полотенца. Обрядовую одежду в старину в Башкирии часто шили именно из конопляных тканей. А окрашивали готовую ткань обычно тоже натуральными красителями. "Предпочитали красный цвет. Его получали из корня подмаренника или пользовались привозной краской из марены. Были популярны также зеленый цвет, получаемый из настоя плауна, желтый или оранжевый – из настоя серпухи. Для усиления красящих свойств и закрепления краски в раствор добавляли золу, квасцы, окись железа, – пишет этнограф, кандидат исторических наук Светлана Шитова, одна из авторов сборника "Башкиры. Этническая история и традиционная культура" (Уфа, 2002). – В красильном производстве южных и восточных башкир было заметно воздействие восточноазиатских, в том числе и китайских традиций".

Украшались конские чепраки и кошмы также аппликацией и нашитой на них тканью с вышивкой. А известно башкирским вышивальщицам было около двух десятков разных приемов и техник узорного шитья! "Вышивать должна уметь каждая башкирская девушка", – писал в XIX веке уральский этнограф Д.П. Никольский. Вышивкой богато "расцвечивались" занавеси-шаршау, кисеты, полотенца, скатерти, платки, молитвенные коврики, салфетки для кумысных кадок. Вышитыми узорами непременно украшали свадебную и праздничную одежду. Описывая башкирский сабантуй, этнографы отмечали: призом победителю на скачках на этом празднике часто служил белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком, а победителям борцовских состязаний – узорные полотенца. Да и символом самого сабантуя нередко тоже был вышитый платок, прикрепленный наверху высокого столба, который ставили на праздничном майдане.

Комментарии (0)
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика