"И наступило время, когда Нарты двинулись в поход..." На что может настроить читателя подобная мысль в сказании, и что вообще означает "время" в образцах народного творчества?
Как это понятие соотносится с местом проживания и как протекает эпическое время, скажем, при сражении, процессе подготовки к бою, в водном царстве или даже нахождении на мосту? Что надо знать, чтобы понимать смысл не стыкующихся, на первый взгляд, фактов относительно мифических героев в зеркале времени и пространства, объединенных в науке еще и термином "хронотоп"?
На подобные интереснейшие вопросы ищет ответ в своем добротном и содержательном исследовании "Мифопоэтический хронотоп в осетинских эпических текстах" Мадина Дарчиева. Причем указанные важнейшие онтологические категории, без которых немыслимы возникновение и существование мира, осмыслены по-своему оригинально, потому что применимо к текстам "Сказаний о Нартах", "Легендам о Даредзанта", "Легендам о Царциата" они звучат нечасто, и исследователь изначально получал широкое поле для деятельности.
Этой возможностью автор воспользовалась сполна, но – бережно, аккуратно, с предоставлением научно саргументированных доводов, в чем могут убедиться все, кто ознакомится с результатами ее труда. Причем издание можно рекомендовать не только филологам-фольклористам, литературоведам и этнографам, но и всем интересующимся осетинским национальным эпосом.
Маркеры пространства здесь рассмотрены соответственно трем группам согласно обозначаемой ими обстановке: земной, небесной и водной. Проанализирован хронотоп дороги, отдельное внимание уделено символике счета и числа. Проблемы эпического времени акцентированы на их художественность, что само по себе требовало безупречного знания материала, ибо попасть впросак здесь достаточно просто. Мифы умеют запутать, но могут и приоткрыть завесу, ведущую в духовную сокровищницу того или иного народа…
Рассматривая конкретные ситуации и поведение героев в указанном контексте, М. Дарчиева приходит к символичному выводу, указывающему на необходимость продолжения изысканий в данном направлении ее единомышленниками в науке, которые, следует думать, еще появятся: "В семантике рассмотренного фольклорного концепта усматривается значение договора, поскольку имеет место обоюдный характер согласования назначенного времени, а в некоторых случаях – и места предстоящей встречи. Можно выделить сюжеты и мотивы, для которых назначенный точный срок какого-либо события имеет ключевое значение, выполняя в некотором роде сюжетообразующую функцию". Тут уже можно говорить и о широком поле для изучения лексических единиц и семантики осетинского фольклора. Значимый вклад автора в данный сегмент очевиден, но зачастую присущий эпосу стремительный характер времени требует еще более пристального внимания. Время всегда одинаково течет, но… течет для всех и по-разному тоже. Как? Ищите ответ в монографии!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
MIFI ETO VOENNAYA TAINA.💘💛💞👦👩👮👱👴👷💃💂👶👳👰👫👨👤💝💚💗💖💙💜💟👧👪👯👲👵💁