Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Зилга

Северная Осетия богата уникальными памятниками культуры, отражающими этапы ее многовековой истории. По количеству объектов культурного наследия как федерального, так и регионального значения республика занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.

Селение Зилга Правобережного района относится к старейшим населенным пунктам равнинной части Осетии. Свое имя оно получило по названию местности, которая была населена с древности. Река Камбилеевка в этом месте петляла и извивалась настолько, что создавалось впечатление, будто вода совершает круговое движение – отсюда название села Зилга, что в переводе с осетинского языка означает "вращательный", "кружащийся".

Первые равнинные поселения на Камбилеевке возникли вокруг остатков аланского города, получившего в науке археологическое название Зилгинское городище. Ученые пришли к выводу, что история древнего города насчитывает не менее двух тысяч лет. Время его расцвета пришлось на I–IV вв. новой эры. Он раскинулся на семи холмах и занимал общую площадь в один квадратный километр на левом, возвышенном берегу реки между сегодняшним селением Зилга и Бесланом.

Холмы были искусственно досыпаны и разделены рвами. На самом высоком располагалась цитадель, укрепленная глинобитной стеной с "панцирем" из булыжника, семиметровым рвом, валом и земляными бастионами. Для своего времени это были выдающиеся оборонительные сооружения – по мощности они не имеют аналогов на всей территории Российской Федерации.

Город был центром развития ремесла – здесь жили гончары, металлурги, ткачи и ювелиры. О высочайшем уровне развития ремесленного производства говорит тот факт, что, к примеру, некоторые ювелирные изделия, выполненные из золота древними аланскими мастерами, не в состоянии воспроизвести современные ювелиры.

Учитывая значимость уникального археологического памятника, Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 Зилгинское городище было включено в Перечень объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения и поставлено на государственную охрану.

История села Зилга нового времени начинается с 1806 года, когда на берегу Камбилеевки появилось небольшое село, основанное Джанхотом Дударовым. Оно получило название Джанхотов-Ларс (до 1804 года семья Джанхота владела горным селением Ларс в Дарьяльском ущелье). Новые поселения на равнине по осетинской традиции носили имена своих основателей. Селение Джанхота Дударова называлось по-осетински "Джанхоты хъæу". Джанхотов-Ларс стоял на левом берегу Камбилеевки – на околице современного селения Зилга (напротив нынешнего Ног-Батако).

В 1814 году, примерно в километре выше по течению, на правом берегу Камбилеевки основал свое селение Тасултан Дударов. Именно этот год ошибочно считается датой основания Зилги, хотя, как справедливо полагает историк, профессор Руслан Бзаров, правильно вести отчет с 1806 года, когда был основан Джанхоты хъæу.

Весной 1815 года на левом берегу реки на равном расстоянии между "Джанхоты хъæу" и "Тасолтаны хъæу" возникло еще одно селение – "Гæбисы хъæу" (по имени Габиса Дударова).

В 1850 году произошло слияние трех селений в одно общее поселение, за которым постепенно закрепилось название местности Зилга.

В первоначальном плане Зилга показана как христианское селение, однако реальная жизнь внесла коррективы в предположения чиновников. Во-первых, большинство зилгинцев оказались мусульманами. Во-вторых, власть из политических соображений предпочла расположить мусульманское население по границам осетинских земель. Расселение по религиозному принципу было проведено таким образом, что зилгинцы-христиане переехали в Хумалаг (Иналыхъæу), а мусульмане из окрестных селений обосновались в Зилге.

Вскоре зилгинцы, как поведал старейшина села Ахсар Дахцикоевич Джимиев, решили соорудить мечеть. Деревянную мечеть построили довольно быстро. Она возвысилась на правом берегу Камбилеевки. В конце века она уже не могла вмещать всех верующих, и на сельском сходе решили построить новую каменную мечеть в центре села.

Решить-то решили, но попробуй, найди этот самый центр села, когда кругом были болотистые места и рос дикий кустарник. И тогда призвали на помощь землемера из села Ольгинского по фамилии Цаллагов, который считался в тех краях большим специалистом.

Река Камбилеевка в этом месте петляла и извивалась настолько, что создавалось впечатление, будто вода совершает круговое движение – отсюда название села Зилга, что в переводе с осетинского языка означает «вращательный», «кружащийся».

Когда, наконец, был определен центр села, то оказалось, что он приходится прямо на середину реки. Другой бы землемер в подобной ситуации растерялся, но только не Цаллагов. Голосом, не терпящим возражений, он скомандовал своим помощникам:

– А теперь берите кол и хорошенько его забейте в нужном месте.

Жители, конечно, недоумевали, но ведь таков был уговор. Несмотря на жаркие споры, разгоревшиеся на сельском сходе, решено было не отказываться от первоначальной задачи – мечеть должна находиться строго по центру села. Для этого понадобилось провести колоссальный объем земляных работ. Почти все жители села были задействованы в них в 1898–1900 годах. В итоге русло реки на этом участке выпрямили, засыпав его огромным количеством грунта, который плотно утрамбовали.

Фактически постройка новой мечети из красного кирпича началась в 1901 году и продолжалась несколько лет. Когда приступили к строительству мечети, решено было добавлять в известковый раствор яйца для улучшения его качества. Каждый двор обязан был сдать такое количество яиц, которое ему было определено на сельском сходе. В ходе строительства будущая мечеть постепенно приобретала свои изящные очертания. Построенная всем миром, она открылась, по рассказу А.Джимиева, "когда кончилась война с Японией", то есть в 1905 году.

Можно сказать, что судьба сельской мечети сложилась удачно, несмотря на то что в 30-е годы ХХ века ее приспособили под колхозное зернохранилище. Это было не самое худшее для нее применение, учитывая, как поступали с подобными культовыми сооружениями в то время. В таком качестве мечеть использовалась долгие десятилетия и при этом хорошо сохранилась.

Попытки разрушить ее, конечно же, предпринимались представителями новой власти. Особенно раздражал их возвышавшийся над селом минарет, который решено было снести, как это ранее было сделано в селении Заманкул. О тех событиях вспоминал в 2011 году старейшина села – 86-летний Хасанбек Борукаев. Он рассказывал, что для того чтобы разрушить минарет мечети, подогнали большой гусеничный трактор. Трактористом был один из первых сельских механизаторов Аби Бургалов. Ему приказали взобраться на минарет, закрепить на нем один конец троса, другой привязать к трактору и дернуть.

Аби окинул взглядом мечеть, заглушил мотор своего трактора, накинул на плечи телогрейку и направился домой со словами:

– Кто хочет разрушить мечеть – пусть разрушает, а я этого делать не стану.

Желающих не нашлось, и минарет остался невредим. Поступок Бургалова по тем временам был, конечно же, очень смелым.

В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 мечеть как памятник культуры была поставлена на государственную охрану.

Уже в постсоветское время здание мечети передали верующим. В начале 1990-х годов инициативная группа сельчан во главе с Темболатом Гусаловым и Ахсаром Джимиевым при поддержке Духовного управления мусульман Северной Осетии, взялась восстановить мечеть. Благодаря огромным усилиям этих энтузиастов, а также нескольким состоятельным зилгинцам мечеть постепенно стала возрождаться. При демонтаже старой кровли на листах железа были обнаружены клейма "Париж, 1902 г.". Окончательный этап реставрационных работ был реализован руководителем строительной компании Русланом Рубаевым. Мечеть была полностью отреставрирована, а территория обнесена красивой оградой.

Являясь объектом культурного наследия федерального значения, сегодня мусульманская мечеть является не только местом, где верующие возносят молитвы Всевышнему, но и прекрасным архитектурным сооружением с вековой историей, настоящим украшением села.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика