Не секрет, что автор проживает со своими героями все перипетии и коллизии, в которые ведет их русло драматургии. "Над вымыслом слезами обольюсь" – это не просто метафора, взятая у А. Пушкина. Это – стресс для любого автора, творящего сердцем, по современному – "убойное кино". Очень давно хотела узнать, а как в контакте с живыми, а не выдуманными людьми. С теми, кто не вписывается сегодня в клише героя, кто не ведет дневников с многочисленными селфи. Помог, как всегда, Интернет, в Youtube наткнулась на комментарии к одному фильму...
Qwerty Qwerty: "Спасибо за фильм творческому объединению "Свое слово". Спасибо всем причастным, благодаря кому я смог его посмотреть. Даже не знал, что в моем родном крае живут такие замечательные люди, спасибо им за их доброту. А еще я не знал, что у нас есть люди, способные создавать такие фильмы".
Тамерлан Марзоев: "Горжусь, это – наша сила, уверенность, опора! Живите долго! Да сбудутся молитвы уважаемых старших!"
Myaskovskiy Konstantin: "Благодарю за такую светлую историю. До слез…"
Феруза Татаева: "На таких людях мир держится! Да вам Бог здоровья, Венера!"
Руслан Сосранов: "Присоединяюсь к добрым пожеланиям и комментам. Спасибо за создание этого фильма. Я тоже вспомнил дедушку, запах дома в Чиколе: там всегда пахло сыром и пирогами. Редко у них бывал, но фильм и эта сильная женщина дали мне возможность вернуться в мои детские воспоминания. Фильм поставлен и снят на "5", спасибо...."
Столь сильные людские эмоции подтолкнули меня к решению познакомиться с автором и режиссером фильма "Венера". Людмила Петровна Магкеева согласилась рассказать о своем "детище".
– Документальное кино, если брать его как вид искусства, редкое на сегодня зрелище. Телеэкран поменял не столько формат, сколько содержание. Исчезли метафора и многоуровневое видение образа героя или явления. Кино несет голую информацию и ничего более. Не надо думать, размышлять над увиденным; надо просто принять к сведению данную информацию. Тогда вопрос: "А в чем фишка?". Почему мы один и тот же материал называем "кино", а другой "передачей" или "новостным материалом"? Кино Флаэрти, Франка, Гуревича, Пелешьяна уходит в небытие, а вместе с ними и документальное кино как вид искусства.
– На ваш взгляд, это что, веяние времени?
– Нет, ведь и в ХХ веке настоящие мастера были штучным "товаром". Коммерция и искусство – вещи несовместимые. В данной реалии командуют парадом "господа" зрелищность и коммерция, а посему в кино пришли непрофессионалы. Любительское кино всегда было интересно только свежестью взгляда, и то – если у тебя есть собственное видение. А если калька с голливудских блокбастеров, то и результат плачевный.
– Поэтому исчезла такая профессия, как кинокритик?
–Исчезла? Она есть, только критерии другие. Тон задает та же коммерция. А не слышно кинокритиков, потому что многие из них решили поменять профессию: "Станука я кинорежиссером или, на худой конец, продюсером". Тот, кто не состоялся в своей профессии, пробует себя в режиссуре, забывая, что это другой уровень видения и умения мыслить. Самые большие конкурсы в творческих вузах – на актерский и режиссерский факультеты: потому что все в этой области, как в медицине и спорте, асы.
– Давайте поговорим о фильме "Венера". Где пересеклись ваши путидороги с этой женщиной?
– В рейсовом автобусе Владикавказ – Алагир. Хмурое небо давило не только атмосферным столбиком, но и серостью бытия, одурманенного насущными проблемами. Натруженные женские руки лежали на поручне, казалось, земля въелась во все поры ее рук. Чуть дальше, через проход, я обратила внимание на другие руки. Ногти от их длины аж закучерявились, он были словно когти невиданного зверя, застывшие в ожидании добычи. Девушка долго не могла достать мелочь из кошелька: когти цеплялись друг за друга. Я в который раз очень пожалела, что глаз – не камера. Словно почувствовав мое смятение, хозяйка натруженных рук заговорила. Она словно исповедовалась, а перед глазами вставали картины. Темнота, оставленная теплая постель, чавкающие хляби под ногами, вокруг лес, тьма и одиночество, мешки собранной в предрассветном лесу черемши, перекупщики на базаре, копейки в кошельке, больной муж, аптека, лекарство... Пригвоздила меня к сидению фраза: "Мё чындз шиколад уарзы" ("Моя невестка любит шоколад") – она опустила руку на пакет со сладостями. И вновь картина: невестка, прикованная к постели. Когда Венера вышла в Майрамадаге, женщина с переднего сидения дополнила картину: невестка живаздорова, видимо, в момент нашего общения досматривала сладкий сон, пока свекровь добывала любимый ею шоколад. Своим рассказом эта тихая женщина переформатировала меня. О том, что это матьгероиня, воспитавшая 10 детей, о том, что из своих 75 лет она 61 год работала на полях, в садах, на заводе, да еще растила детей, содержала всякую живность, дома огород в 25 соток вместе с первыми лучами солнца очищала от сорняков, я узнала гораздо позже.
– И вы решили снять фильм?
– Слово "решила" в контексте современного производства кинофильма звучит очень наивно. Надо написать заявкусинопсис, отправить ее на конкурс; там, в Москве, рассмотрят актуальность твоей темы и решат – давать тебе деньги или нет. В 2007м не дали. В 2015м моя заявка попала на московскую студию "Свое Слово", они направили ее в департамент по кино и, наконец, утвердили.
– Во всех отношениях удивляет героиня Венера Хугаева. Бывшая колхозница и вдруг – героиня ХХI века?!
– Я никогда не снимала "нужных людей": мэров, пластических хирургов, президентов, звезд балета или музыки. В 2016 году на проходившем экономическом форуме к В. Путину подошел один из бизнесменов и попросил повлиять на политику в области кино. Запомнила его слова: "Так хочется увидеть на экране человека труда". Видимо, ТВ со своими гламурными "звездами" уже перекормило всех. В то время фильм "Венера" был у меня готов и я, недолго думая, отослала его президенту с просьбой присвоить Венере Хугаевой звание "Героя Труда России". Звания не дали, но результат все же был: меня поздравил с днем рождения сам Президент России! Кроме того, в том же году был учрежден Международный фестиваль "Золотая перчатка" в городе Екатеринбурге. Выдвигать фильмы на конкурс – прерогатива продюсеров. В марте этого года меня пригласили на этот фестиваль, но я отказалась по состоянию здоровья и предложила вместо себя продюсера фильма Дениса Соколова, который позвонил мне через несколько дней со словами: "Людмила Петровна, поздравляю! Фильм "Венера" получил высшую награду – Гранпри "Золотую перчатку". Это была уже третья награда фильма: в 2016 г. – на ХХI Международном фестивале "Радонеж" (г. Москва), а в 2017 г. – на XXVI Международном кинофестивале "Золотой витязь" (г. Севастополь) фильм "Венера" получил диплом за лучшую операторскую работу (оператор – Артем Игнатов). Эта награда ценна тем, что в конкурсе участвовал звезда мирового уровня кинорежиссер Эмир Кустурица со своим фильмом "По Млечному Пути". Он и был удостоен высшей награды, а среди операторов была отмечена работа Артема. Когда я впервые увидела этого молодого человека, то испугалась за фильм; очень важно было, чтобы оператор проникся темой фильма. То есть, полюбил мою героиню так, как полюбила ее я, а еще природу Осетии, которую надо было снять не в буклетном варианте. Когда увидела отснятый материал, душа запела, и я поняла – фильм будет! Для меня очень важно послевкусие от работы, а оно таково: Артем после просмотра фильма позвонил из СанктПетербурга и буквально прокричал в трубку: "Людмила Петровна, подавайте заявку, я хочу с вами снимать кино!" Продюсеры А. Малечкин и Д. Соколов около получаса рассыпались в комплиментах. Ну, а комментарии в Интернете вы сами читали…
– Фильм красивый, слов нет, как написал один украинец: "Дюже гарни пейзажи. Хочу побачить Осетию", а Милана Н.: "Какой красивый там народ!" Рассчитывали на такой резонанс?
– Говорю же: я боялась заглядывать в камеру: а вдруг оператор обидится, но так как он был первый раз у нас в горах, показала ему точки, откуда надо было снимать, и все. Очень помогли мне звукорежиссер Зоя Газаева и хормейстер Ольга Джанаева. Благодаря им в фильме звучит осетинская музыка, которая гармонично вписалась в канву и дополнила краски в палитре картины. Работу этих двух знатоков музыки отметили и в Москве, на премьере в Доме кино, и в Сухуме, и в Интернете.
– И все же: Венера – герой или лицо для самовыражения режиссера Людмилы Магкеевой?
– Если пересмотреть все мои работы, а их около 40, то можно заметить, что мои герои рассказывают о себе сами: в фильмах нет моего присутствия в кадре. Однако все, что говорят, они рассказывают мне, отвечают на мои вопросы. Фильм выстраивается сначала за кадром в беседе, в течение которой герой привыкает к камере, к свету, к съемочной группе. Не забывай, это не профессиональные актеры, которых четыре года в театральных вузах учат публичному одиночеству, технике речи, сценическому движению и работе перед камерой. Венера, воспитанная в рамках ёгъдау, является дочерью своей земли, своего народа: несмотря на трудную жизнь, она не озлобилась, ее мудрость по отношению к жизни, людям, труду, природе просто восхищает. Именно молодые, к которым у нас так много претензий, сердцем услышали ее слова.
– Хотелось бы узнать о планах, хотя, как вы сказали, в наше время их воплощение не всегда зависит от нас…
– Они, конечно, есть. Молодежный парламент РСО–А выдвинул фильм "Венера" на соискание премии имени Коста, хочется надеяться, что старшее поколение тоже проникнется обаянием и мудростью моей героини. Премия имени человека, который боролся за справедливость всю свою жизнь, достойна быть присуждена лучшим и в честном состязании. Подругому эта награда никакого отношения к Коста не имеет…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
C KAKIX POR BYKVA E POYAVILAC' V OCETINCKOM YAZIKE.🎩🎬🎯🎲🀄🎷🎺📷📻♣♥📼📹🎻🎸🎵🎳🎰🎭🎪🎫🎮🎱🎴🎶🎹🎼📺♠♦