Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Свет добра и вдохновения

Писатель Изатбек ЦОМАРТОВ является признанным мастером психологической прозы. В осетинскую литературу он вошел в 70-е годы теперь уже прошлого ХХ века.

Работал учителем в родном селе Заманкул, литсотрудником в республиканской народной газете "Рæстдзинад", преподавателем в Кулябском педагогическом институте им. Рудаки (Таджикистан). Затем стал корреспондентом Северо-Осетинского радио, старшим редактором отдела художественной литературы издательства "Ир", а с 1989 года является главным редактором, шеф-редактором ГТРК "Алания".

По трудному пути творческого постижения сложностей жизни его всегда направляли талант, вдохновение и непоколебимая вера в добро. Страна, а вместе с ней и малая родина писателя переживали всякое, но приверженец художественного слова вновь и вновь создавал произведения, где причудливо и органично сочетались высокое и обыденное, переплетались общечеловеческие ценности и перипетии быта.

Настоящее творчество всегда приводит к поиску своих героев, которые по определению должны быть жизненными и достоверными. Изатбек Цомартов это прекрасно понимал и "вселял" своих героев в городские квартиры, сельские дома, на дачные участки, наделяя их всеми свойствами рядовых граждан со всеми их социальными проблемами – стычками с соседями, конфликтами на работе, маленькими радостями от пустяковых обретений… Мелко? Но именно поэтому как в героях, так и в антигероях можно узнать себя, родного человека, соседа, знакомого. И, конечно же, окружающую действительность. До боли знакомую и потому находящую дорогу к сердцу современника.

Одновременно автор вместе со своими героями не устает размышлять о смысле жизни и предназначении человека. "Важнее всего – оставить на земле достойный след, делая что-то хорошее для общества. Нам всем не помешало бы быть способным жить ради счастья других людей", – вот один из основополагающих выводов, напрашивающихся после ознакомления с образцами его творчества.

Наряду с произведениями крупного прозаического жанра (роман-дилогия "Зынгхуыст бёллицтё" ("Угасшие мечты"), целый ряд повестей) такими образцами можно назвать рассказы, лучшие из которых вошли в книгу "Хурмёзилёг" ("Подсолнух"), увидевшую свет в издательстве "Ир" накануне 75-летия Изатбека. "Прекрасная проза, очаровывающая свежестью, необычностью, высоким гуманизмом и редкостной простотой образного мышления, доставляющая истинное эстетическое наслаждение", – такого отзыва удостоилось издание как от представителей самого широкого круга читателей, так и от литературной критики. Над структурой автор работал долго и кропотливо, и в итоге книга избранных рассказов состоялась. Кстати, впервые за более чем 15 лет, так как та же антология осетинского рассказа, безусловно, ожидаемая читателем, не видит свет столь долгий период.

Рассказ "Хёхтыл мёйы тынтё уарыд…" ("Дождило над горами лучами Луны…"), открывающий книгу, сразу же убеждает в том, что предстоит путешествие в богатый различными событиями мир. Легко, как уже подчеркнуто, узнаваемый современниками и ввергающий в раздумья о самой сущности человека. Злодеем или добродетелем назовем мы народного лекаря Бола, с невероятным трудом идущего по горной тропинке за поиском исцеляющей травы для соседки? "Люди топчут под ногами травы, называя их исключительно сорняками, не зная, что они могут даровать им здоровье на долгие годы. Репей, и тот может вылечить от стольких болезней, а знание об этом никому не нужно", – сокрушается он. Но вот мужчина останавливается возле дуба, и мы узнаем о его личной трагедии. Именно здесь любимая девушка на его глазах сбросилась с обрыва, чтобы ее насильно не выдали замуж за другого. Бола обожал ее, но… не нашел в себе силы бороться за свою любовь. Не кинулся он и в пропасть вслед за ней, а после освобождения из тюрьмы через много лет (его обвинили в гибели любимой) нашел свое счастье и вывел на большую дорогу жизни сына. Можно ли в такой ситуации осуждать его за трусость? Но по повествованию видно, что как раз это ему совсем не присуще, а с потерянной любовью он ведет непрестанный внутренний диалог. Всем его терзаниям свидетелем является только безмолвная Луна, по мысли автора, также задумывающаяся о том, какие иногда невероятные испытания готовит человеку судьба…

Автор вместе со своими героями не устает размышлять о смысле жизни и предназначении человека. «Важнее всего – оставить на земле достойный след, делая что-то хорошее для общества. Нам всем не помешало бы быть способным жить ради счастья других людей», – вот один из основополагающих выводов, напрашивающихся после ознакомления с образцами его творчества.

В произведении "Ёндёрг" ("Тень") показана трагедия женщины, в молодости отличавшейся невероятной красотой и изяществом. Руки и сердца Дины просили десятки парней, но она ждала. Сложно сказать, кого, и даже престарелая мать укоряла ее в недальновидности и неспособности построить свою жизнь так, чтобы радоваться своим детям и внукам. И опять – вечные вопросы, на которые каждый для себя ответит сам: "Лучше остаться одиноким или выбрать жизнь с нелюбимым человеком? Семья – это обременение или радость? Лучше поторопиться с обретением спутника жизни и, на худой конец, потом развестись, или все же ждать, когда счастье придет само?" Дина здесь, опять-таки, человек со своими достоинствами и недостатками, заблуждениями и маленькими победами, и поэтому не отрицательный или положительный персонаж, а образ, который всем старшим напомнит так быстро улетающую пору молодости, а новому поколению даст знать о том, как важно дорожить минутами счастья, становящимися судьбоносными. Не то, как в случае с Диной, спутником до конца жизни может стать тень, олицетворяющая несбывшиеся надежды.

Все это понятно, но как автору удается возбудить некую симпатию даже к такому карьеристу и грязному человеку, не мыслящему себя без кресла большого руководителя, считающего окружающих всего лишь глупой массой, как Алмасхан из рассказа "Хурмёзилёг" ("Подсолнух"), давшего название всей книге?! С красивым подсолнухом, все время поворачивающимся к солнцу, сравнивается человек без каких-либо принципов, не гнушающийся ничем для достижения своей цели. Только что он восхвалял партийных боссов и громил школьное образование на родном языке, а теперь превратился в патриота, не мыслящего себя без этого самого родного языка и обливающего грязью партию, посмевшую вести народ к коммунизму. Вся жизнь перевертыша обрисована лапидарно, но невероятно полно и содержательно. Ему, Алмасхану, не нужны даже собственные дети, опустившиеся на дно жизни. И опять – размышления о дне нынешнем. Если счастье заключается в большом количестве денег, то почему зачастую "богатые плачут", перефразируя название известной мелодрамы, а выросшие в семье скромных тружеников младшие счастливы и наслаждаются жизнью? И в чем смысл деятельности таких хапуг-одиночек, как Алмасхан, которому и завещать-то свои богатства некому? Как тут не вспомнить то, что на могиле реально существовавшего олигарха, некогда бывшего одним из теневых правителей постсоветской России, ныне некому поставить даже скромный памятник…

Но чем же привлекает в таком случае Алмасхан, еще и сломавший несколько судеб и оказавшийся фальшивым доктором наук и профессором? Удивительно, но… волей к жизни, целеустремленностью, умением найти выход из любой трудной ситуации. Нет, никто не призывает брать с него пример, но в том-то и заключается мастерство писателя, чтобы дать читателю возможность разглядеть даже в самом плохом человеке что-то хорошее.

Совершенно по-другому рисуется Асахмат в рассказе "Намыс" ("Честь"). Он тоже наш современник, но простой сельский трудяга и, как выясняется, отличный охотник. Вот только охотиться поневоле приходится на разбойников, собравшихся его лишить жизни только за то, что он – осетин. Бой в лесу неравен – в схватку главному герою приходится вступать с 15 вооруженными бандитами. Сюжет небольшого по объему произведения так закручен, события развиваются столь стремительно, что впору снимать фильм. Асахмат выходит победителем, уничтожив десятерых врагов, оставшиеся убивают не его, а своего кровожадного предводителя. С первого взгляда все ясно – рассказ можно смело ставить в ряд со многими другими произведениями самых различных авторов о невероятном героизме – реальном или вымышленном. Но опять не все так просто, потому как героизм является всего лишь фоном для размышлений гуманиста-персонажа и гуманиста-автора. Почему человечество за свое столь долгое существование так и не продвинулось в своем мышлении дальше того, каким оно было в каменном веке? Различие ведь только в том, что тогда люди уничтожали друг друга примитивными каменными топорами, теперь – суперновым оружием. Земли-то ведь на всех хватает, его богатств – тоже. Почему же человек разумный столь неразумен?

Как видим, вопросов даже при совсем кратком обзоре творчества писателя возникает множество. Психологию человека автор знает хорошо, но он для него все равно неизведан. Парадокс, но это так и есть, и клубок проблем современности связан именно с тем, что зачастую и в локальном, и в глобальном смыслах предугадать действия человека невозможно. Станем же хоть чуточку внимательнее к окружающим, для того чтобы делать им добро. Иначе человечеству просто не выжить…

Так думает Изатбек Цомартов, достойный кандидат на присуждение Государственной премии им. К.Л. Хетагурова.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика