Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Достояние Отечества

Великий писатель, "матерый человечище", как назвал его В. И. Ленин, беспримерный труженик, интересный философ, настоящий провидец, гордость отечественной литературы…

Да, все это о нем – о Льве Николаевиче Толстом.

Он девять раз побывал в Осетии. Здесь его хорошо знали, искренне любили и глубоко уважали.

В этом году мир отметил 190 лет со дня рождения этого гиганта мысли, замечательного художника слова. Миллионы людей повторяют его имя, читают его книги, многому учатся у его героев.

Сенсация

Это произошло двадцать лет назад. Новость буквально ошеломила всех. Надо же! В вагоне электрички некий гражданин утерял сверток. Когда его раскрыли, то обнаружили рукопись. Она вызвала массу чувств – удивление, потрясение, ликование, недоверие, любопытство, безмерную радость! Это было... продолжение романа "Война и мир" Л. Н. Толстого.

Как хорошо помню я те дни. В обществе обсуждали событие по-разному: одни были склонны верить в то, что найденное действительно принадлежит Льву Николаевичу, другие отчетливо понимали, что это очередная мистификация. Мало ли их было в нашей литературе?.. Ведь пытались же дописать и "Горе от ума", и "Кому на Руси жить хорошо", и "Ревизора", и "Преступление и наказание"... А относительно произведений А. С. Пушкина, в частности, романа "Евгений Онегин", такие действия предпринимались не однажды. Да и зарубежную литературу не обошли. Любители продолжить жизнь обожаемых героев "Трех мушкетеров" А. Дюма, "Унесенных ветром" М. Митчелл превзошли себя в попытках дописать данные книги... Это, впрочем, легко объясняется: по мнению преданных читателей, бешеные страсти любимых героев никак не укладываются в рамки одного произведения... Ну да ладно. Все это еще как-то допустимо. Однако тут речь об эпопее "Война и мир", которая по мощи, масштабу, значимости, популярности не имеет аналогов в мировой литературе.

Я тоже была в некотором смятении. Нет, конечно же, не поверила. Однако, признаюсь, было очень любопытно прочитать отрывки из того, что было названо продолжением великого романа – "Пьер и Наташа". Авторская подпись тоже стояла: Василий Старой. Безусловно, все прекрасно знали, что это псевдоним. Но чей?

Мы с учениками с нетерпением ждали выхода очередного номера журнала "Огонек", где должны были начать публикацию "романа". И, помню, читали взахлеб на факультативе, веря – не веря, но испытывая при этом определенный интерес к тексту. Еще бы! Пьер – действующий член тайного политического общества, Николенька Болконский – рядом с ним, Наташа Ростова близко знает А. С. Пушкина, ездит на великосветские балы, княжна Марья на несколько голов перерастает своего мужа – бескрылого вечного романтика Николая Ростова, который, кстати, уже успел утратить лучшие "ростовские" черты – доброту, широту натуры, близость к народу, в нем появился тот цинизм, который был когда-то так присущ разве что Долохову. А Денисов... прославленный герой войны 1812 года, он все еще безответно влюблен в Наташу.

Заново отстроенная Москва. Наконец, Сибирь. Декабристы, в числе которых – и наши любимые герои. И мысли их о настоящем и будущем России, о ее пути... Кстати, философских суждений в новом романе было куда меньше, чем в подлинном произведении, но направление их было явно то же, что и у Льва Николаевича. Что ж, чудеса, да и только... И, что интересно, Россия читала... Не потому, что было нечего. Как раз в 80–90-е годы было наоборот: наблюдался откровенный всплеск, взлет литературы, появилась масса новых имен. Значит, дело заключалось совсем в другом – просто не хотелось окончательно прощаться с любимыми героями великой книги.

А позже... позже все узнали и об авторе мистификации. И это тоже было сенсацией. Лариса Васильева. Это она написала целых два тома о героях Льва Николаевича и об истории 1825 года. Пусть не толстовским языком, но все-таки на достаточно "читабельном" уровне. Кто-то, конечно, сразу назвал ее работу "суррогатом", но большинство людей прочитали этот труд пусть даже с улыбкой недоверия и с определенной иронией, однако не без интереса. Сведения о Ларисе Николаевне сегодня легко можно найти в Интернете.

Русский поэт, прозаик. Родилась 23 ноября 1935 года в Харькове в семье инженера Н. Г. Кучеренко, судьбе которого посвятила "Книгу об отце" (роман-воспоминание, 1984 г.) Окончила филологический факультет МГУ, печатается с 1957 года. Автор многочисленных сборников стихов и поэм, в лучших из которых обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, пытаясь осмыслить противоречия века и сложный внутренний мир современника ("Льняная луна", 1966; "Огневица", 1969; "Лебеда", "Синий сумрак", оба – 1970; "Одна земля – одна любовь", 1973; "Радуга снега", 1974; "Поляна", 1975; "Огонь в окне", 1978; "Русские имена", 1980; "Василиса", 1981; "Роща", 1984; "Светильник", 1985; "Странное свойство", 1989 и др.)

Итогом шестилетней жизни в Великобритании стала книга Васильевой "Альбион и тайна времени...", открывшая в писательнице одаренного прозаика, обладающего проницательностью, тактом, чувством юмора и незаменимым для автора подобных заметок умением, отталкиваясь от частного эпизода или характера, органично переходить к общему – созданию своего образа современной Англии и типичного англичанина. Интерес к человеческим судьбам, как к "рядовым", так и к "высокопоставленным" (вызвавшая широкий отклик документальная книга "Кремлевские жены", 1993, где содержатся основанные на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказы о Н. Крупской, П. Жемчужиной – жене В. Молотова, Н. Хрущевой, В. Брежневой и т.п.), сообщает произведениям Васильевой при всей ее эмоциональной субъективности неподдельное тепло человеческого участия, внимания к "другой" жизни. Васильева – также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ (ст. "Жизнь, смерть и Пушкин", "Живая женская душа", "Антигона, Прасковья – Вера!" – об актрисе В. Марецкой; "Лорд Си Пи и леди Сноу" – о чете английских писателей Ч. П. Сноу и П. X. Джонсон и др.)

"Нет на нашей планете писателя, читаемого более, чем Лев Толстой. В чем же тайна его необыкновенной популярности? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. И все же, наверное, в том, что "Война и мир" – великое творение Льва Николаевича, посвященное одной из губительнейших войн XIX века, утверждает идею торжества жизни над смертью, мира над войной. И герои его – люди – такие живые, думающие, умеющие ошибаться и вставать, любить и прощать... А это свойственно каждому, кто живет на нашей Земле...

В 1990-е годы Васильева – активный общественный деятель, проявивший себя на поприще поддержки многих культурных инициатив, благотворительности. Васильева – президент Международной лиги писательниц. Произведения Ларисы Николаевны переведены на несколько иностранных языков, автор занимается также переводами с английского. А двухтомник "Пьер и Наташа" и сегодня можно приобрести через Интернет или прочитать онлайн.

Военная служба

Будучи юнкером, Лев Николаевич два года оставался на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами, возглавляемыми Шамилем, и подвергался опасностям военной кавказской жизни. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями "уступил" его сослуживцу, посчитав, что существенное облегчение условий службы солдата стоит выше личного тщеславия. С началом Крымской войны Толстой перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 по конец августа 1855 года был в Севастополе.

Долгое время жил в 4-м бастионе, часто подвергавшемся нападениям, командовал батареей в сражении при Черной, был при бомбардировке во время штурма Малахова кургана. Толстой, несмотря на все житейские тяготы и ужасы осады, в то время написал рассказ "Рубка леса", в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трех "Севастопольских рассказов" – "Севастополь в декабре 1854 г." Этот рассказ писатель отправил в "Современник". Он был быстро издан и с интересом прочитан всей Россией, произведя потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Александром II, он повелел беречь даровитого офицера.

Еще при жизни Николая I Толстой предполагал издавать вместе с офицерами-артиллеристами "дешевый и популярный" журнал "Военный листок", однако эта идея не была реализована. "На проект мой Государь Император всемилостивейше изволил разрешить печатать статьи наши в "Инвалиде", – горько иронизировал Толстой по этому поводу.

За оборону Севастополя он был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость", медалями "За защиту Севастополя 1854–1855 гг." и "В память войны 1853–1856 гг." Впоследствии его наградили двумя медалями "В память 50-летия защиты Севастополя": серебряной – как участника обороны Севастополя и бронзовой – как автора "Севастопольских рассказов".

Толстой, имея репутацию храброго офицера и получив известность, имел все шансы сделать карьеру. Тем не менее она оказалась испорченной после нескольких его сатирических песен, стилизованных под солдатские. Одна из этих песен была посвящена неудаче во время сражения у речки Черной 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказ главнокомандующего, атаковал Федюхины высоты. Песня под названием "Как четвертого числа нас нелегкая несла горы отбирать", задевшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех. За нее Льву Николаевичу пришлось держать ответ перед помощником начальника штаба А. А. Якимахом. Сразу после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был отправлен курьером в Петербург, где закончил "Севастополь в мае 1855 г." и написал "Севастополь в августе 1855 г.", опубликованный в первом номере "Современника" за 1856 год уже с полной подписью автора. "Севастопольские рассказы" окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, – в ноябре 1856 года писатель навсегда оставил военную службу в звании поручика...

Почему же я напомнила именно об этих страницах его жизни? Казалось бы, служба как служба. Но не совсем так… Не будь этих событий в судьбе Льва Николаевича, вряд ли мы прочитали бы впоследствии ни с чем не сравнимые страницы его романа-эпопеи, где писатель решительно и бесповоротно говорит "нет" "самому страшному злу, которое знает человечество" – войне – и воспевает мир. А не это ли актуально сегодня?!

Из истории некоторых изданий "Войны и мира"

После смерти Толстого вступило в силу завещание, по которому все его сочинения были переданы во всеобщую собственность.

В 1912 году, к столетию Отечественной войны, издателем И. Д. Сытиным был выпущен роман "Война и мир" в роскошном оформлении с рисунками А. Апсита. Это было первое после 46-летнего перерыва отдельное и первое иллюстрированное издание. С того времени он начал выходить не только в собраниях сочинений, но ежегодно (в 1913, 1914, 1915 годах) отдельными книгами.

В статье, написанной непосредственно после смерти Толстого, В. И. Ленин говорил о том, что даже в России Лев Николаевич известен ничтожному меньшинству. "Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех", нужен был настоящий переворот. Это произошло через семь лет после смерти Толстого.

И при советской власти стали массовыми тиражами издавать сочинения русских классиков и рассылать их во все библиотеки страны. В числе первых литературно-­издательский отдел Народного комиссариата по просвещению выпустил художественные сочинения Толстого. В 1919 году вышла "Война и мир" тиражом в 10000 экземпляров. Одновременно начался, можно сказать, поток изданий произведений Толстого, прежде всего тех, которые были запрещены царской цензурой либо выходили ранее с большими цензурными изъятиями; например, "Хаджи-Мурат" и "Воскресение". Однако продолжал издаваться и роман "Война и мир". В 1923 году в Гослитиздате в серии "Классики русской литературы" он вновь вышел 10-тысячным тиражом, печатался по изданию И. Д. Сытина под редакцией П. И. Бирюкова.

Приближалось столетие со дня рождения Толстого. Было подготовлено первое полное собрание сочинений в 90 томах. Оно печаталось по постановлению Совнаркома. Это грандиозное по объему и сложное по подготовке издание растянулось на много лет и, разумеется, не могло удовлетворить растущий спрос на сочинения Толстого. В том же юбилейном 1928 году в приложении к журналу "Огонек" вышло 12-томное собрание его художественных произведений тиражом в 125000 экземпляров, а в Ленинграде в 1928–1930-х появилось 15-томное собрание художественных сочинений. По мере выхода томов тираж возрастал от 15000 до 50000 экземпляров. Издание немедленно разошлось, и в 1929 году его напечатали вторично, а некоторые тома – даже по третьему разу тиражом в 30000 экземпляров. Разумеется, в каждом собрании сочинений четыре тома занимал роман "Война и мир". За 1928–1933 годы эпопея еще трижды печаталась отдельными книгами.

Наконец, в 1930–1933 годах роман появился в юбилейном 90-томном собрании сочинений тиражом в 5000 экземпляров. Да и позже собрания его сочинений неоднократно издавались и продолжают издаваться до сих пор.

Нет на нашей планете писателя, читаемого более, чем Лев Толстой. В чем же тайна его необыкновенной популярности? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. И все же, наверное, в том, что "Война и мир" – великое творение Льва Николаевича, посвященное одной из губительнейших войн XIX века, утверждает идею торжества жизни над смертью, мира над войной. И герои его – люди – такие живые, думающие, умеющие ошибаться и вставать, любить и прощать... А это свойственно каждому, кто живет на нашей Земле...

"Начинайте с себя. Нет в жизни никого и ничего сильнее человека, когда он захочет быть свободным и сильным. Ему надо только понять, что никого и ничего нет сильнее его. И раз он это понял, ничто и никто ему ни в чем не помеха, не указ... Быть собой, по-своему верить и думать – разве это так трудно, разве это невозможно при каких бы то ни было обстоятельствах и условиях?

Вот почему великая книга "Война и мир" победно прошла через целые полтора века и, конечно же, останется жить навсегда...

Когда-то давно, еще в годы работы над "Войной и миром", Толстой заявлял, что "цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях". И признавался тогда: "Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать, и смеяться, и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы".

Знал бы он, что его будут читать вечно...

Уроки Толстого

Одна из толстовских фраз весьма актуальна сегодня: "Не заботьтесь о том, чтобы любили вас. Любите, и вас будут любить".

Сам Лев Николаевич советовал не ждать пассивно обновления жизни: "Начинайте с себя. Нет в жизни никого и ничего сильнее человека, когда он захочет быть свободным и сильным. Ему надо только понять, что никого и ничего нет сильнее его. И раз он это понял, ничто и никто ему ни в чем не помеха, не указ... Быть собой, по-своему верить и думать – разве это так трудно, разве это невозможно при каких бы то ни было обстоятельствах и условиях?" ("Одесские новости", 1903).

Уроки Толстого – они так и не были до конца усвоены ни народом, ни тем более властью. Возьмем хотя бы тему патриотизма. Он считал, что патриотизм несовместим с угнетением других наций, с высокомерием по отношению к другим народам. Патриотизм у Толстого – всечеловеческий, он несет его в себе, как Тушин из "Войны и мира", "скрытую теплоту патриотизма". Это совсем не тот патриотизм, который мы встречаем частенько – кричащий, самодовольный, надменный, показной.

А война по-толстовски – "это просто большая драка". "Война пробуждает к жизни всевозможные злодейства", – говорил Толстой, и мы сталкиваемся с этим сегодня.

"Всеобщая любовь к людям – вот что меня воодушевляет, всеобщая свобода, труд и прогресс!" Воистину, Лев Толстой – не писатель, а пророк, хотевший "небо низвести на нашу сумрачную землю".

Увы, пока, кажется, ничего не получается. Но когда нам худо и трудно, мы обращаемся к творческому наследию великого Льва Толстого, к его идеям добра и мудрости.

Понятия о зле и добре меняются от эпохи к эпохе. Начало девятнадцатого столетия в России, когда жили и страдали герои "Войны и мира", отличается от начала двадцатого, с революционными потрясениями, а тем более от нашего, неизмеримо более сложного и стремительного времени. Но такие художники, как Лев Толстой, не поступаясь исторической правдой, заставляют нас обобщать и размышлять о проблемах, которые мы называем общечеловеческими. Повествуя о реальных людях далекого прошлого, Толстой поднимает эти проблемы на высокий философский уровень.

Что есть зло? Что есть добро? Вот вопросы, над которыми никогда не устанет биться человеческая мысль. И для нее опыт прошлого – ценнейший источник для их разрешения.

Мы живем в ту эпоху, когда достижение личного счастья и душевной гармонии, что бы об этом ни говорили, как бы ни спорили, немыслимо без честного служения общественным интересам. А сами эти интересы представляют собой строительство наиболее совершенного и справедливого образа жизни для всех людей. В этом строительстве мы не можем не учитывать того, каким нравственным багажом обладает человек, то есть каждый из нас. Этот багаж не является к нам сам по себе, один раз и на всю жизнь. Его надо завоевывать, преодолевая сложности, порой ломая себя. В том, как он завоевывается, немалую роль играет наше умение вживаться и усваивать опыт, критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Великие произведения литературы, в частности, "Война и мир", в этом смысле ничем не заменить.

Они дают нам редкую возможность перенестись в далекое прошлое и стать соучастниками всех тех бурных жизненных событий, которые когда-то выпадали на долю наших соотечественников.

Да, Лев Николаевич своей эпопеей "Война и мир" преподал бессмертные уроки всему человечеству. Известностью, влиянием он превосходил всех. К нему в Ясную Поляну шли косяком – как всемирные знаменитости, так и простые люди. В какой-то момент к каждому приходит ощущение: живу не так, надо что-то менять, делать что-то со своей единственной жизнью. Тогда-то и шли к Толстому! В надежде, что он разрешит все сомнения, ответит на все вопросы, скажет, наконец, как надо. Толстой сомнения разрешал, на вопросы отвечал, советовал: надо, мол, так-то и так-то.

И сегодня он не скупится на добрые советы. Вот только бы мы научились слышать их и жить по совести! Уверена, многое бы изменилось к лучшему. Именно об этом мечтал Лев Николаевич. Именно к этому он так искренне призывал нас в своей великой книге – "Война и мир"…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика