Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Стратегия – фактор развития

Завершилась разработка проекта закона "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия – Алания до 2030 года" (далее – Стратегии), теперь парламенту республики предстоит его рассмотреть.

О разработке Стратегии

Документ разрабатывался в течение почти двух лет группой специалистов Леонтьевского центра, которым длительный период руководил Алексей Кудрин, нынешний председатель Счетной палаты РФ. Мне приходилось общаться с ними, поэтому могу сказать, что это специалисты высокого уровня, имеющие большой опыт и разработавшие такие документы для большинства регионов страны.

Основной состав указанных специалистов участвовал в подготовке такого же документа, принятого в 2008 году. Может возникнуть вопрос: зачем готовить новый документ, если и тогда была принята Стратегия, разработанная до 2030 года? В соответствии с требованиями российского законодательства предусматривается не только возможность корректировки различных положений Стратегии раз в три года, но и обновления один раз в шесть лет. Проект 2008 года имел определенности на 22 года, а нынешний – на 13 лет. Безусловно, разница существенная.

Я придерживаюсь позиции, что временной фактор разработанного документа должен восприниматься не по формальным значениям, а с позиции предварительной ориентированности на решение задач, критерием для которых избирается совокупность оценки объективных возможностей и потребностей развития. Переход к новым методам стыковки анализа состояния экономики и социальной жизненной практики, оценки происходящих процессов и выработки решений во временном интервале сложный, но он диктуется в более сжатом виде самой значимостью времени.

Относительно Стратегии 2008 года новый документ обоснованнее отражает динамику изменений и состояние условий жизни в республике. Предложенные три сценария стратегического развития – инерционный (сценарий жестких ресурсных ограничений); базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений); оптимистический (сценарий мягких ресурсных ограничений) – в значительной степени приблизили позиции Стратегии, ее содержательную часть анализа и оценки конкретных направлений экономического роста и развития к реальному учету и отражению достигнутого уровня социально-экономической развитости республики. Это исключительно важно, если проблематику, имеющуюся в республике, оценивать с точки зрения выбора обоснованных вариантов реализации Стратегии.

Стратегия не разработана как документ-план. Нет, конечно, однако отражает то исполнение, в котором будут достаточно развернуто проанализированы и оценены конкурентные преимущества республики. Преимущества эти авторами-исполнителями (разработчиками) уже оценены с позиции имеющихся возможностей с одновременным обоснованием определенного набора направлений. Более того, в проекте сделан новый шаг (относительно Стратегии 2008 года): имеет место продвижение в сторону дополнительной аргументации необходимости комплексного развития территории республики, с повышением ее конкурентоспособности в решении выявленных проблем на рынке. Это означает качественное улучшение разработанной Стратегии, с последующей оценкой ее регулирующего воздействия на социально-экономическую практику.

Как в аналитическом, так и в оценочном плане в представленном для принятия в качестве закона тексте, безусловно, есть и другие положительные обобщения, выводы и рекомендации. Хочу особо подчеркнуть, что природные ресурсы республики охарактеризованы более объективно. Вместе с тем, ресурсы производств – хуже, и не всегда использованная информация соответствует действительности. По нашей оценке в проекте Стратегии недостаточно оценена проблематика размещения производственных ресурсов на территории республики. Кроме того, основательнее следовало проанализировать вопрос занятости населения, его доходы, заработную плату работающих, накопления как у населения, так и предприятий.

Обоснованность цели и задач

Обоснование цели Стратегии имеет двоякую природу. Разумеется, авторы проекта при формулировке общей цели имели в виду, что сформулированные вариантные возможности решения задач должны иметь направленность на повышение жизненного уровня населения республики и улучшение качества жизни. В таком ракурсе дана характеристика позитивным тенденциям, ожиданиям и противоречиям, которые обуславливают возможности реализации сформированной цели. Главное, что цель в проекте Стратегии рассматривается в контексте экономического роста и развития. Не обойдены в определенной степени классификационными характеристиками как факторы и условия реализации цели (в разных направлениях), так и противоречия, с которыми столкнутся методы, способы, механизмы реализации Стратегии.

Отмечу: вопрос в обосновании цели Стратегии нашел свое объяснение, но он не до конца ясен с точки зрения нового качества общероссийской стратегии развития. Нет ясности, как мы впишемся стратегически в "прорывное развитие", о чем неоднократно заявлено Президентом РФ

В.В. Путиным. Наша экономическая субъективность изменится, как в общероссийском экономическом пространстве, или нет? Нам надо лучше знать собственный проект своего будущего через 6 лет, через 13 – тоже. Известно, что главой республики В.З. Битаровым заявлено, что республика станет недотационной именно в период реализации Стратегии. Сумеем это пройти? Сможем это сделать? Получится так? Вот вопросы к Стратегии.

По моей оценке, есть некая двуединая природа оценки возможностей реализации Стратегии. Во-первых, это будет зависеть не только от условий участия республики в программах, но и от федеральных властей. Стратегия не имеет достаточного обоснования (по необходимости реализации) того, каково будет финансовое участие федерального центра в ее реализации.

Во-вторых, сможем ли мы через предполагаемые 8-10 программ-проектов мобилизовать как собственные финансовые, так и федеральные ресурсы? По моим расчетам (по самому минимуму), для реализации того, что воплощено в Стратегии, понадобится примерно 40 млрд долларов (рассчитано по курсу 60 рублей за доллар). Как мобилизовать такую сумму? Тут требуются внятные объяснения. Как и что будем менять, осваивать, и во что это будет обходиться – об этом надо думать, все надо анализировать, оценивать, рассчитывать…

Подлежат также классификационной оценке все готовности и неготовности к реализации позиций Стратегии, если мы ее примем в качестве закона республики. Инерционное, традиционное восприятие Стратегии, ее значимости приведет к неэффективным результатам. Это мое глубокое убеждение. Привычная оценка Стратегии с точки зрения ее общей постановочной значимости (как документа) в федеральных структурах власти, полагаю, устарела и не может быть столь важной, как необходимость нахождения новых возможностей реализации тех подходов, о которых нами сказано выше.

Конкретизация способов реализации

Разработка комплексного плана по реализации Стратегии должна быть обозначена в качестве одной из основных задач, которую придется исполнять сразу после принятия закона. В таком плане придется в полной мере учесть определенности сводного индекса конкурентоспособности, его проблематику в отраслевом срезе (сводный индекс в республике низкий, что нашло свое отражение в проекте Стратегии). Нами было обозначено, что в разработанном проекте представлены характеристики оценки регулирующего воздействия Стратегии (ОРВ). Это важная проблематика, и ее необходимо будет увязать с обоснованием оценок вариантов итогов диагностики результирующих показателей, которые будут реализовываться через комплексный план.

Предстоит, как нам представляется, провести значительную работу по согласованию позиций и положений Стратегии с программами и проектами, которые будут разработаны и подлежат реализации. При этом следует учесть, что реализация Стратегии совпадает с решением специфических проблем перехода к проектным решениям инвестиционных задач. Мы должны учесть неоднократно обозначенную позицию главы и всего руководства республики, что Стратегия не может быть только написанным и одобренным документом, пусть даже принятым в форме закона. В.З. Битаров неоднократно и аргументированно подчеркивал, что Стратегия должна стать основой для разработки конкретных программно-проектных задач, требующих своей обоснованности по отраслям экономики, социальной сферы и даже отдельных предприятий, учреждений. В такой постановке вместе с тем присутствует и собственная проблематика качественной и выверенной разработанности как программ, так и отдельных инвестиционных проектов.

В проекте Стратегии, которую в качестве закона будет принимать парламент республики, лучше проведен анализ и дана оценка состояния, а также развития инвестиционного процесса в республике. В частности, шире и основательнее охарактеризована проблематика инвестиционного климата и привлекательности. В то же время надо подчеркнуть, что не предложен (по-прежнему, если иметь в виду Стратегию 2008 года) исчерпывающий и достоверный анализ инвестиционного потенциала как в целом, так и в отраслевом измерении. В таком направлении предстоит продвигаться, но самое главное – находить сбалансированные системные решения, которые будут способствовать перспективно целесообразной и экономически эффективной совместимости стратегического планирования и реализации инвестиционных проектов разной направленности. Каждый инвестиционный проект должен быть оценен в том числе с позиции общей стратегии развития республики. Недопустима практика "кустарно-обрывочного" подхода к оценке инвестиционных проектов, к местам их реализации (размещение производительных сил). Важность организации программно-проектной реализации в том и состоит, чтобы этими вопросами занимались на системной основе.

Надеюсь, что принятие Стратегии будет способствовать лучшей реализации в республике методов внедрения специальных инвестиционных контрактов (закон республиканский, регулирующий такие контракты, принят в 2017 году). Также мы обязаны далее снимать препятствия, которые возникают в создании инвестиционных площадок в районах. Улучшая инвестиционный климат, мы сможем наращивать экономическую деятельность, а как следствие – налоговую и бюджетную. Эти составляющие развития слагаются стратегически, а в результате получается другое – лучшее качество роста и развития.

Оценочно не следует делать вывод, что Стратегия будет решать каждую конкретную задачу экономического и социального развития. Такое представление изначально неверное в связи с тем, что основные цели и задачи в Стратегии определены так, что касаются выбора направлений решаемых в республике задач. Сильные и слабые стороны социально-экономического развития во многом конкретизированы, и теперь предстоит найти наиболее приемлемые формы и методы их решений. Ответственность за принятие решений возрастает, и это имеет решающее значение. В этом же ключе придется уточнять, исправлять всякие ошибки, недочеты, упущения, волатильность.

Мне приходилось неоднократно делать акцент на значимости стратегических решений в сфере реальной экономики (это было в ходе разработки Стратегии 2008 г. и нынешней тоже). Продолжаю утверждать, что развитие реальных экономик и решение их проблем являются главными, ключевыми задачами. Какую товарную продукцию мы способны делать в республике, в каких объемах, номенклатуре и ассортименте, по каким ценам ее будем продавать – вот главные вопросы стратегии экономического развития.

Представляется, что общая целевая направленность разработанной Стратегии не противоречит и не опровергает особую значимость перспективных решений в сфере промышленного развития.

Линия, заложенная в Стратегии, на мой взгляд, оправдана с позиции способствования решению промышленных задач. Вместе с тем крайне важны ориентиры диверсифицированного развития промышленности и экономики. Но еще важнее изначальное подключение к промышленной проблематике федеральных финансовых средств и того госзаказа для общефедеральных нужд, о котором часто идет речь. По-другому просто не получится. Государственное слабое участие в экономике нашей республики часто лишает нас возможности развития, и, к сожалению, эта проблематика слабо отражена в проекте Стратегии.

О сопровождающих позициях, механизмах и других составляющих реализации

Предварительные оценки ожиданий от реализации позиций и логики Стратегии многими сводятся к тому, что до 2030 года республика будет идти по пути инерционного развития. Я тоже не исключаю его, но аргументов, которые бы убеждали в этом, нахожу все меньше и меньше. Надеюсь, что мы пойдем иным путем: базовый сценарий приемлем, возможен и требует к себе пристального внимания. Та совокупность необходимых сущностных преобразований, которые выявлены и получили свои характеристики, оценки в Стратегии могут позволить осуществить значительные изменения, и это должно стать реальностью. Предстоит, подчеркну еще раз, активизировать целесообразную и рациональную форму задействованности имеющихся собственных ресурсов с активным привлечением (различными методами и способами) и федеральных. Не обойтись и без преодоления тех факторов, которые сдерживают ведение бизнеса, функционирование предпринимательства. Я имею в виду проблемы налогообложения, доступность финансов, снятие ограничений в трудовой деятельности и улучшение ее по всем параметрам (производительность труда, трудоемкость, занятость, оплата труда, ликвидация преступности, коррупции, опора на профессиональное управление и т.д.).

Стратегия, как мною оценивается, не в достаточной степени воплотила содержательный анализ проблематики интеграции деятельности в ее многообразных формах. Эта проблематика видится так: в республике ослаблены позиции сбалансированного взаимодействия между различными структурами хозяйств, учреждений, организаций. Есть высокая необходимость консолидации по множеству направлений взаимодействия. Например, формы консолидации финансового капитала (акции промышленных предприятий, выпуск и размещение их в финансовых учреждениях, их участие в организации новых акционерных обществ). Мы в республике как бы лишены тех преимуществ, которые дает интегрированное взаимодействие, а в результате имеем крайне низкие темпы капитализации на наших предприятиях (имею в виду не только проблему роста их финансового капитала, но и участие в фондовых рынках). На перспективу интересы роста финансового капитала (как в объективном, так и в субъективном измерении) будут иметь возрастающее значение. Я сторонник большей стратегической осмысленности этой актуальной проблематики для республики.

Поиск новых источников и возможностей улучшения приемлемых механизмов, а также инструментов долговременного действия, которые будут укреплять финансовые позиции республики, считаю чрезвычайно важным для сопровождения реализационной практики Стратегии. Обоснованные по критерию экономической эффективности механизмы всегда будут способствовать не только совершенствованию организации дела, но и созданию финансовых гарантий принимаемых решений в их последовательной и полной реализации. Финансовую устойчивость, стабильность и достаточность республика не сможет обеспечить только за счет улучшения показателей бюджетов (республиканского и консолидированного). Это не может состояться даже при полной бюджетной самостоятельности. В таком контексте напрашивается более внимательный анализ стратегических позиций республики через оценку финансового состояния, практики использования банковских кредитов и бюджетных тоже. В проекте Стратегии нет достаточных уточнений этой проблематики развития республики с учетом федеральных установок, достоверности, целесообразности и эффективности принимаемых решений. Применяемость механизма федеральных решений по финансовым вопросам, по моей оценке, есть реальная проблематика для перспектив развития нашей республики. Не приемлема такая практика реализации необходимых решений, когда иерархическая власть устанавливает нормы и правила, реализация которых не способствует перспективному развитию. В этом направлении много озабоченностей, и не прислушаться к ним нельзя. Стратегия – это не краткосрочное, а длительное развитие, в рамках которого нельзя отходить от принципиальных решений положительного исполнения. В длительном периоде необходимо находить механизмы и инструменты регулирования экономики и социальной практики, которые будут уравновешивать как принятие решений, так и их результативность в исполнении.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика