Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Локальный приоритет

Каждый из нас бывает в этих местах ежедневно, иногда даже по нескольку раз. А как по-другому, если без еды человек не может прожить ни дня?! Более того, ее качество является одним из важных факторов долголетия и здоровья. Но разве об этом задумываешься, когда в спешке покупаешь необходимые продукты после работы, часто закидывая товары с яркими красными или желтыми акционными ценниками в корзину? Однако, если не задумываться, то со временем, может, гораздо большая сумма будет уходить на приобретение лекарств…

Мы решили выяснить, где покупают продукты питания владикавказцы.

Предпочтения горожан в планируемых закупках примерно одинаково распределяются между рынками и супермаркетами как местных сетей, так и федеральных. Небольшими продуктовыми магазинами в формате "у дома" мы пользуемся, как правило, приобретая экстренно необходимое в данный момент или совершая импульсную покупку – когда решение принимается мгновенно, без осмысления. Эти магазинчики, которых великое множество появилось возле жилых домов, конечно, удобны, но не являются основными игроками на рынке розничной торговли. Главная роль все-таки принадлежит сетям и рынкам.

Из федеральных, то есть действующих по всей России ритейлеров, в Северной Осетии представлены "Магнит" (около 30 универсамов, в том числе "Магнит-Косметик") и "Пятерочка" (около 10 магазинов). Гипермаркет "Metro" позиционирует себя как центр мелкооптовой торговли. Принцип работы таких крупных продуктовых игроков таков: 2–3 распределительных центра по России, откуда вся продукция отправляется в регионы брендированными фурами. В условиях российских расстояний логистика, даже самая эффективная, занимает как минимум несколько дней без учета времени на сбор или производство продукции и доставки до базы сетевика.

В этом и есть одно из главных преимуществ локальных сетей, которые в республике представлены достаточно: сеть супермаркетов "НАШ" – 7, "Стэйтон" – 5, "Забава" – 2. К примеру, те же яблоки, которые для крупных сетей срывают заранее, из-за чего они не успевают набрать индекс сладости, в региональных сетях могут появиться в тот же день, когда их сорвали, так как наши сети работают с местными поставщиками, и логистика, соответственно, минимальна. Это и крупные сады: ООО "Казачий хутор", СПК "Де-Густо" и небольшие фермерские хозяйства. Хотя многие предприниматели считают, что "представлены пока", так как во многих регионах крупные федеральные вытесняют местные сети.

Поддержка регионального малого и среднего бизнеса – это не только свежие и качественные продукты в североосетинских супермаркетах, но и рабочие места и постоянные доходы наших жителей, которые работают на производствах предприятий ("Дюбуа", "Бавария", "Дарьял", "Мясной Дар", "Молоко Осетии"), на фермах (выращивают скот, разводят рыбу) и в других небольших цехах (производство чурчхелы). Немаловажный фактор – доверие, когда покупатель знает, где это предприятие находится, и даже может записаться на экскурсию, чтобы воочию убедиться, как идет производственный процесс. Это помимо проверки поставщика в сети – наличие документов на товар с точным адресом, отсутствие претензий по нему от покупателей, так как местные супермаркеты открыты и развернуты к людям не только в своей ежедневной работе, но и на всех страничках в соцсетях. Ведь в сфере продуктов питания бывают проблемы, и у них есть возможность быстро среагировать. А как вы можете убедиться в качестве товара, да того же молока за 47 рублей, привезенного непонятно откуда и неизвестно кем изготовленного? Себестоимость сырья, как правило, в таком продукте составляет около 20 рублей, все остальное – расходы на логистику и другие бизнес-издержки. "Молоко Осетии" в супермаркетах наших сетей стоит около 70–80 рублей, но 50 рублей из них – себестоимость продукта. Стоит ли эта примерная разница в 20–30 рублей здоровья наших близких? О "мнимой экономии" мы поговорим поподробнее в субботнем номере нашей газеты.

Помимо сотрудничества с известными российскими и международными брендами российские сети привлекают и местных поставщиков. Более того, сети могут вывести их бренды на федеральный уровень. Только вот по факту происходит это крайне редко, так как выставляемые условия невыгодны: объемы, цена, требования к упаковке – и реальны только для крупных предприятий. Поэтому малый и средний бизнес реализует свой товар только через местные сети.

Как долго локальные сети смогут сохранять свои позиции на продуктовом рынке? – большой вопрос, с учетом того что в большинстве регионов местные сети активно вытесняются крупными федеральными игроками. Закрытие местных супермаркетов приведет, в свою очередь, и к банкротству частных предпринимателей в продуктовой сфере. Перспектива из производственной, сельскохозяйственной республики превратиться в торговую площадку российских ритейлеров – уже действительность многих регионов нашей страны. Когда закрываются местные сети, производитель "завязывается" на супермарке с известным именем, который постепенно опускает закупочную цену, подводя предприятие к банкротству. Естественно, после, выкупая бизнес, поднимает цены на прежний или еще более высокий уровень.

Если говорить о рынке, то это, конечно, альтернатива супермаркетам. Но вот только я не всегда уверена в высоком качестве того, что лежит на прилавках. В данном формате торговли никто не отбирает поставщика и не требует элементарных документов. Вдобавок полностью отсутствует обратная связь, равно как и чек. Возможно, кого-то устраивает творог под тряпочкой с борта грузовика или выпотрошенные куры рядом с овощами. Меня – нет, так как, если что-то случится, то концов будет не найти. Многие местные сети на овощи предлагают те же цены, что и на рынке, только здесь все гораздо чище, точнее взвешено и комфортнее покупается.

В такой важной для жизнедеятельности человека продуктовой сфере, казалось бы, все просто и ясно: зашел, купил, принес домой, съел… Ну, может быть, еще прежде поискал, где подешевле (о маркетинге крупных сетей, когда акционный, дешевый товар составляет не более 10% ассортимента, а мы "паровозом" покупаем все остальное с большей наценкой, в совокупности не экономя, речь пойдет в следующих материалах). Но из этих простых повседневных привычек может складываться или нет не только здоровье близких, но и будущее нашего региона. Деньги, которые мы оставляем в "осетинских" сетях, остаются в регионе через налоги и поддержку местного производителя. Не говоря о социальной ответственности и многочисленных добрых делах их владельцев, в отличие от пришлых компаний, собственники которых нередко находятся даже не в России. Может, задумаемся об этом, когда в следующий раз пойдем за продуктами?..

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика