Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Прерванный полет

Одним из ярких представителей когорты комсомольских вожаков 1950–1960-х был Мурат КОЗОНОВ. К сожалению, жизнь отмерила ему до обидного мало времени…

Встреча отряда целинников из ГСХИ на вокзале в г. Орджоникидзе. 1958 г.

Как и абсолютное большинство его сверстников, родившихся в середине 1930-х, не сам Мурат пробивался в комсомольские лидеры, а комсомол его выдвигал. Иначе и быть не могло, ведь биография парня была сродни биографии страны: выходец из многодетной крестьянской семьи, рано познавший тяготы послевоенной жизни и тяжелый труд в высокогорном югоосетинском селе Рук, а позже – такая же самоотдача в борьбе за знания в Горском сельхозинституте в Северной Осетии.

Энергичного, хваткого и честного юношу заметили среди однокурсников сразу и уже совсем скоро ему доверили возглавить комсомольскую организацию вуза. На годы его учебы пришлась и борьба всей страны за освоение целинных земель. Вклад Мурата в эту борьбу – и индивидуальный, и как организатора целинного отряда вуза – был отмечен медалью "За освоение целинных земель".

В то время такие инициативные и энергичные молодые лидеры были нужны везде, и сразу после окончания вуза Мурату доверили высокий пост заведующего отделом пропаганды и агитации Северо-Осетинского обкома комсомола. Заместителем начальника отдела школ и вузов в то время была Анна Гучмазова.

– Мурат запомнился трудолюбивым человеком, немногословным, всегда говорил по делу. Не жалел ни себя, ни других, но при этом был отзывчивым и неравнодушным. За это его очень уважали и любили, – вспоминает Анна Аркадьевна. – Как-то в Правобережном районе парень "украл" девушку. Поднялся невообразимый шум, что это "пережитки прошлого", нарушение прав женщин-горянок, который докатился аж до ЦК ВЛКСМ. Мне поручили разобраться в ситуации.

Дело было для меня непростое, страсти в селе кипели нешуточные, и, узнав это, Мурат очень помог мне. В итоге мы выяснили, что они давно встречались, любили друг друга, а "дикий" обычай понадобился им, чтобы обойти другое правило осетинского этикета-æгъдау. Старшая сестра девушки была незамужней, вот и нельзя было семьям играть настоящую свадьбу.

Так мы вместе объяснили товарищам из центра, что в Осетии невест "воруют" лишь с их согласия, а не как в "Кавказской пленнице"!

В 1961 г. Мурата Козонова избрали вторым секретарем обкома комсомола. А возглавлял его в то время Агубе Кучиев. На днях ему исполнился 91 год, но Агубе Георгиевич прекрасно помнит своего товарища и коллегу:

– Вместе нам довелось поработать недолго – года два, но я до сих пор с теплотой вспоминаю Мурата – светлого, скромного, которого за эти качества любили все, кто его знал. А коллеги глубоко уважали его и за профессионализм, трудолюбие, он пользовался большим авторитетом не только в республиканской комсомольской организации, но и в партийной. Именно поэтому впоследствии его направляли на сложные участки работы в системе образования, партийной и советской работы.

Два года спустя Мурата Михайловича назначили руководителем Черменского училища механизации, готовившего кадры механизаторов не только для нашей республики. В то время на учебу сюда приехали десятки молодых кубинцев, на родине которых в 1961 г. произошла первая в западном полушарии социалистическая революция. Для защиты ее завоеваний молодому государству требовались специалисты.

За успешную подготовку кубинских специалистов Мурату Козонову вручили благодарственное письмо Госкомитета профтехобразования СССР, а другой формой признания его заслуг стало направление в 1964. г. на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В Москве он подружился с будущим секретарем Кырджалийского окружкома партии Ильязовым.

По возвращении с учебы Мурат Михайлович стал инструктором Северо-Осетинского обкома КПСС и содействовал установлению побратимских отношений между нашей республикой и Кырджалийским округом Народной Республики Болгария.

– Тогда я только стал руководителем Моздокского райкома комсомола, – вспоминает Владимир Харитонович Хатагов, впоследствии – первый секретарь обкома комсомола. – По работе мне доводилось общаться с Муратом, и могу сказать, что он был хорошим руководителем, верным другом, душевным человеком.

Как-то Мурат попросил меня разыскать в селе Сухотском парня и девушку гагаузской национальности, владеющих родным языком. Дело в том, что в этом селе жили этнические гагаузы. А в республике в тот момент находилась делегация из Кырджали, в составе которой тоже оказались гагаузы – одна из народностей, проживающих в Болгарии и Румынии, а также в Молдавии.

Таких ребят я нашел, и наша встреча с братьями-болгарами была не просто теплой, а трогательной!

В последующие годы Мурат Козонов работал вторым секретарем кировского райкома КПСС, председателем Правобережного районного совета народных депутатов и исполкома Ардонского района.

"Проявил себя с положительной стороны, является растущим, инициативным работником" – так, сухо, без эмоций говорилось в характеристике Мурата Михайловича, подписанной первым секретарем обкома КПСС Биларом Кабалоевым. А все, кто помнит Мурата Козонова, по сей день с теплотой отмечают, что на всех постах его отличали внимательность, отзывчивость, простота и желание помогать людям в решении их проблем.

К великому сожалению, Мурату Михайловичу не удалось реализовать лишь одну свою характеристику – "растущий работник". В 1969 г. нелепая случайность – авария на дороге и последующая халатность медперсонала – прервали полет перспективного руководителя, воспитанного комсомолом.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика