Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
На трезвую голову

Понятия "алкоголь" и "наркотики" несовместимы с вождением автомобиля. Для обеспечения безопасности движения водитель должен быть абсолютно трезв. Несмотря на то что с этим утверждением никто не спорит, в Северной Осетии стражи порядка продолжают фиксировать не просто факты управления автомобилем в нетрезвом состоянии, но и массово задерживают таких ездоков повторно, заводя уголовные дела. Водителям маршрутных такси при этом уделяется особое внимание, что вполне понятно: на них лежит ответственность за жизни десятков пассажиров.

Проверять водителей маршруток на состояние наркотического и алкогольного опьянения – массово и регулярно – стали после того, как во Владикавказе в прошлом году произошло трагическое ДТП с участием маршрутного такси, в результате которого погибла шестилетняя девочка. Данные о том, что водитель именно этой пассажирской "Газели" находился "под градусом", не подтвердились, однако уделять пристальное внимание тем, кто осуществляет на дорогах республики перевозки людей, руководство МВД по Северной Осетии с тех пор начало на постоянной основе. Тем более что в полицию стали обращаться граждане с жалобами на неадекватное поведение водителей, которые нередко проявляют агрессию по отношению к пассажирам. Или наоборот – едва ли не засыпают за рулем. В общем, рейдовые профилактические мероприятия среди водителей силами спецподразделения полиции – УКОНа – во взаимодействии с медиками стали проводиться каждые две недели, а проверке подверглись уже свыше 600 водителей транспортных средств, перевозящих пассажиров по маршрутам города Владикавказа и районов республики.

За это время были выявлены, правда, единичные случаи фактов пребывания перевозчиков в состоянии "химической" эйфории. К примеру, в отношении одного из водителей анализ подтвердил: в наркотическом опьянении тот осуществлял пассажирские перевозки. Сотрудники полиции составили протоколы по статьям 12.8 и 6.9 КоАПа России и добились лишения прав и отстранения его от управления транспортом. Кроме того, параллельно установлен и факт управления маршрутным такси без водительского удостоверения, а также был случай, когда водитель ездил по маршруту с поддельными правами. Именно поэтому профилактические рейды среди водителей маршрутных такси сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РСО–А (УКОН) проводят совместно не только с сотрудниками Республиканского наркологического диспансера, но и с ГИБДД, а также с бойцами спецподразделения "ГРОМ". Силовая поддержка последних нужна крайне редко – в основном водители охотно идут на проверки и даже повторные воспринимают с долей здорового юмора и пониманием. Однако есть и такие, кого пристальный контроль со стороны полиции явно не устраивает. Стычка со стражами порядка произошла в начале этого года на одном из маршрутов, где водителями трудятся граждане Таджикистана. Наркозависимых среди них установить не удалось, зато нашлись водители в состоянии алкогольного опьянения. В итоге агрессию, доведенную до "кипения", пришлось "охлаждать" бойцам спецподразделения.

Клинический осмотр водителей "газелей" начинается в специально оборудованном передвижном пункте медицинского освидетельствования. Это единственная в своем роде лаборатория на колесах в Северной Осетии, подчиняющаяся Минздраву и принимающая экспресс-анализы на наркотики прямо на дороге. Анализ позволяет определять наличие в организме человека почти всех основных видов наркотиков, среди которых – опиаты, пировалерон, амфетамин, гашиш, "соли", фенобарбитал... Затем в опечатанном виде биоматериалы водителей, чья трезвость вызвала глубокие сомнения, отправляются уже в стационарную лабораторию наркодиспансера для более тонкой диагностики.

Правда, у правоохранителей к сотрудникам РНД была до настоящего времени масса вопросов, основной из которых: почему из десятков заподозренных в опьянении водителей ни один тест не возвращался подтвержденным? Как выяснилось, в наркодиспансере решили на тот момент ограничиться проверкой взятых биоматериалов всего на два вида наркотиков – марихуану и барбитураты. Время шло, тест-полоски не показывали ровным счетом ничего.

Еще одну проблему, связанную с анализами на наркотики, озвучили накануне и на антинаркотической комиссии, действующей при главе республики, в состав которой входят все руководители силовых и правоохранительных структур: в РНД данные из лаборатории подменяли сотнями, изменяя положительные на отрицательные. Сегодня эту порочную практику с трудом, но ломают: двое должностных лиц медучреждения уже признаны судом виновными, получив по три года условного наказания.

Ответ на вопрос о том, стало ли больше употребляющих наркотики на транспорте, врач-психиатр-нарколог с 45-летним стажем Казбек Мильдзихов не скрывает: раз общее число потребителей увеличивается с каждым годом, то и на транспорте их точно не становится меньше. Однако подчеркивает: среди водителей маршрутных такси такие случаи, пожалуй, скорее исключение, чем закономерность.

Казбек Мильдзихов – специалист по экспертизе алкогольного и наркотического опьянения передвижной лаборатории РНД. Его профессионализм не вызывает сомнений: уже в дверях он оценивает пациента визуально, буквально вытягивая того на разговор, и параллельно как будто сканирует, выделяя риски и определяя склонность к вредным привычкам. Малейшее сомнение – и у водителя отбирают биоматериал здесь же, в передвижной мини-лаборатории, который дальше пройдет окончательную обработку в химико-токсикологической лаборатории РНД. Впрочем, возможности этой спецмашины на наркологических тестах не заканчиваются: есть здесь и анализатор алкоголя, определяющий его парьí концентрации в выдыхаемом воздухе в точности до миллиграмма. На электронном табло, после того как водитель интенсивно подышит в трубку, высвечивается процентное соотношение, после чего аппарат выдает вполне себе официальный документ: чек в распечатанном виде, который заверяется подписью. На его основании нетрезвого водителя можно привлечь к административной ответственности, а если нарушение повторное – и к уголовной.

"Многие водители, узнав, что мы вышли в рейд, пугаются. Как потом выяснилось, это те, кто накануне вечером принял спиртное, а утром вышел в рейс, – рассказывает сотрудница УКОНа МВД по РСО–А Виктория Попова. – Однако поняв, что мы пришли выявить именно наркотическое опьянение, заметно расслабляются".

И если парьí алкоголя за ночь еще могут испариться, то наличие, скажем, марихуаны в крови будет оставаться еще долгое время. Поэтому, даже покурив неделю назад, за руль садиться чревато. По словам сотрудника УКОНа МВД по РСО–А Инала Кабалоти, анализатор покажет положительный результат на наркотики даже спустя несколько дней после употребления производных конопли. "Даже если этот водитель сегодня не вышел в рейс, но у нас есть результат его анализа, мы передаем эти данные в ГИБДД, сотрудники которой могут остановить его спустя несколько дней и проверить повторно. В том случае, если анализ снова покажет наличие наркотика в крови, этого водителя однозначно лишат водительских прав", – говорит он.

Все эти проверки, безусловно, стоят немалых денег, причем независимо от того, выявили нарушителей или нет. Однако затраты того стоят – хотя бы потому, что гражданам республики все же так жить и пользоваться общественным транспортом намного спокойнее. Зная, что эта сфера пассажирских перевозок теперь под бдительным контролем правоохранителей. Конечно, маршрутные перевозки требуют особого внимания и по ряду других наболевших проблем, но это будет уже совсем другая история…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика