Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Андийская бурка касается плеч…"

"Целая гора языков и народов", – так говорят о Дагестане, выходцы из которого, проживающие в нашей республике, объединены под эгидой региональной общественной организации "Национально-культурный центр "Дагестан", зарегистрированной в Северной Осетии в 1994 году.

Бурки от мастериц из семьи Абуталиповых (с. Рахата) славятся далеко за пределами Дагестана

Одна из коренных аварских групп народов Республики Дагестан – андийцы: по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Дагестане их проживает 11,5 тысячи человек (хотя "Этноатлас Республики Дагестан", изданный в Махачкале в 2014 г. при поддержке Министерства по национальной политике РД, приводит здесь другую цифру: "По оценочным данным, к 2013 г. в Дагестане насчитывается около 47 тыс. андийцев"). А знаменитые андийские бурки наравне с изделиями кубачинских ювелиров и оружейников – один из самых, пожалуй, прославленных брендов Дагестана.

Еще в начале ХIХ века представители царской администрации отмечали, что андийцы существуют преимущественно "выделыванием бурок, кои по всему Кавказу за лучшие славятся". Центрами этого промысла были селения Анди, Ансалта, Гагатль, Рахата, Шодрода, Тандо. А сырьем для изготовления этих бурок служила черная и белая шерсть овец андийской породы, отары которых в конце ХIХ столетия в Андии насчитывали около 120 тыс. голов.

Валяли бурки у андийцев исключительно женщины, а вот их окрашивание и торговля ими считались делом мужским. Только в одном 1881 году в Андийском, Гунибском и Самурском округах Дагестана было изготовлено 95 тысяч бурок, а в 1892-м Андия поставила их на рынки Кавказа и России более 50 тысяч штук. Цена андийской бурки в ХIХ в. могла достигать 40 рублей серебром – это было больше, чем месячное жалованье военного в звании поручика. А само бурочное производство у андийцев состоит из 15 этапов: это мойка шерсти, сушка, сортировка, рыхление руками, расчесывание на гребне, взбивание шерсти лучком, укладка на подстилку, уваливание, снова сушка, вычесывание ворса, покраска, мойка войлока, обработка лицевой части бурки и, наконец, отделочные работы – кройка и шитье.

Красят андийские бурки обычно в черный цвет отваром из коры ольхи (белые и светлые были и остаются по сей день товаром штучным и очень дорогим – их делают в основном на заказ). А после покраски мастерицы расчесывают бурки специальной гребенкой, взбивают шерсть и, очистив ее от соринок, веничками из высушенных корней льна водят по войлоку до тех пор, пока отдельные ворсинки не слипнутся в крохотные косички: это-то и делает андийскую бурку непромокаемой. Благодаря длинному ворсу дождь и растаявший снег скатываются с нее вниз, не намочив поверхности. Потом бурку проклеивают и прошивают крепкими нитками, придавая ей силуэт остроплечего балахона с подкройными и сшитыми плечами. Наплечная часть готового изделия подшивается подкладкой из красного шелка или атласа, ворот обшивается золотной тесьмой (из нее делают также завязки с кистями на концах, помогающие удерживать бурку на плечах). А изнутри полы бурки вышивают охранными символами-оберегами.

Легкая и теплая андийская бурка не только служила хозяину отличной защитой от холода и непогоды. Воину-горцу она с успехом заменяла доспех и щит: бурку качественной выделки не пробивала даже пуля, выпущенная из гладкоствольного ружья или пистолета, не говоря уже о стрелах и об ударах сабли и кинжала. "У мужчин первый дом – бурка", – говорят в Дагестане. На кладбище у андийцев усопшего несли накрытым буркой. Она была обязательным ритуальным атрибутом в танце: парень, сняв бурку с плеч, расстилал ее на земле или на полу, чтобы на нее взошла девушка-партнерша. Буркой накрывали бойцов, сходившихся в схватке на кинжалах, чтобы их разнять, в нее закутывали невесту во время похищения, ее преподносили как подарок дорогому гостю.

Обычай взаимопомощи во время валяния бурок у андийцев назывался "гвай". Помогать мастерице приходили родня и односельчане – женщины и мужчины: женщины работали, а мужчины развлекали их шутками, песнями и игрой на пандуре. Помощникам хозяйка выставляла угощение.

Стоит андийская бурка ручной выделки, на изготовление которой уходит обычно от трех дней до недели, сейчас от 20 тыс. рублей и выше. "Сегодня это дело перешло в частные руки. К сожалению, народный промысел, приносивший в былые времена неплохой доход, находится на грани исчезновения", – констатируют авторы-составители "Этноатласа Республики Дагестан" М. и Г. Курбановы. Но надеются: сохранить его в Дагестане удастся и в ХХI веке. Тем более что заказы на андийские бурки поступают сегодня в Дагестан даже из Ирана и Турции. Не говоря уже о Грузии, Абхазии, Северной и Южной Осетии и других регионах СКФО.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика