Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Выкраду вместе с забором"

Традиция умыкания невесты появилась в чеченском обществе сравнительно недавно, а связана она, по мнению некоторых этнографов, с привнесением в него чуждых элементов.

Вайнахи всегда отличались особым гостеприимством, и пришедший в дом посторонний человек, возведенный в ранг чуть ли не святого, чувствовал себя здесь весьма комфортно. Он мог быть беглым каторжником, вором или убийцей – его не спрашивали ни о чем, но три дня поили, кормили и согревали, окружая вниманием. А гость рассказывал о своих путешествиях, о людях, с которыми встречался, словом, говоря современным языком, он приносил новую информацию о жизни других народов.

Некоторые гости оставались надолго, и их могли приютить, но на хлеб себе зарабатывать они должны были уже сами. По решению старейшин для гостя на окраине села строили временное жилье – чаще землянку. Он не имел права на голос в решении дел села, на собственную землю, так как каждый клочок земли кому-то принадлежал, а пастбища и сенокосы были общими. Это не была легкая жизнь, пришлого испытывали по всем вопросам: хотя были с ним учтивы и вежливы, не позволяли себе быть высокомерными, но в то же время давали понять, что он должен знать свое место. Срок испытания, по утверждению этнографа С.-М. Х. Хасиева, мог составлять до 12 лет. По прошествии данного срока человек с "видом на жительство", как сейчас говорят, приходил к старейшинам села и просил решить вопрос его статуса.

После того как ему позволяли стать полноправным жителем села, человек должен был войти в один из местных тайпов (родов), если тот согласится его принять. Здесь тоже практически все зависело от личных качеств претендента. Если он проявил себя как бесстрашный, благородный человек или мастер какого-либо дела, или ученый-алим, он имел больше шансов получить приглашение войти в тайп. После получения покровительства клана (тайпа) он мог чувствовать себя более уверенно.

Следующим этапом для новоиспеченного гражданина была попытка найти себе спутницу жизни. Это была сложная задача, так как мало кто соглашался породниться с одиноким человеком ниоткуда, с туманным прошлым. Но людям свойственно стремление к созданию собственного очага, продолжению рода, и именно на это мог рассчитывать новый гражданин в поисках невесты. Я имею в виду девушек, обделенных природой красотой или умом, страдающих хромотой или имеющих иные изъяны.

К примеру, немолодую девушку, в силу разных причин засидевшуюся в девках, выдавали замуж за осевшего чужака, играя скромную свадьбу. Они начинали жить, строить семейный очаг, растить детей, которых с каждым годом становилось все больше. Дети росли, и им тоже приходилось нелегко: ярлык из прошлого отца тяжелым грузом тянул их на дно жизни, им часто приходилось слышать в свой адрес упреки, обидные слова о прошлом своего родителя, что откладывало свой негативный отпечаток на их крепнущую психику.

Повзрослев, дети принятого гражданина тоже хотели создать семью, заглядываясь на красивых девушек своего села или соседних селений. Они участвовали во всех вечеринках, были остры на слово, отлично танцевали лезгинку, потому что с детства росли в жесткой конкурентной среде и привыкли к тому, что все дается с трудом. Но девушки отвергали их все по той же причине темного прошлого их отца, хотя на словах или жестом никогда не показывали своего пренебрежительного отношения.

В какой-то момент парень из такой семьи мог умыкнуть любимую девушку без ее согласия. Похищение невесты никогда не было обычаем чеченцев, и такой поворот наверняка приводил в смятение старейшин села и родственников девушки. Во-первых, это преступление, за которое могли убить, потому что честь девушки оказывалась запятнанной. Во-вторых, деяние было совершено членом семьи пришлого человека, у которого практически нет родни, и именно поэтому это грозило ему самосудом и кровной местью. В-третьих, парень, совершивший похищение невесты, – был племянником коренных чеченцев, и волей-неволей они вынуждены были вступиться за сестру и ее детей, вовлекая в конфликт всю свою родню. Цепная реакция грозила нарушить размеренный ход жизни всех жителей села. И тут молодая девушка жертвовала собой, соглашаясь стать женой похитителя, чтобы не подвергать риску своих братьев и других родственников, чтобы не становиться причиной конфликта.

Конечно, не все дети пришлых людей занимались похищением невест, были среди них и те, кто сразу входил в общество и становился его полноправным членом. Мы ведь говорим об истоках традиции похищения невесты. После прецедента умыкание невест стало частым явлением в чеченском обществе. Вскоре все забыли об истоках возникновения данной традиции, и умыкание девушек стало псевдотрадицией, с которой смирились, поговаривая, "так было всегда".

К счастью, последние 10 лет традиция похищения невесты у чеченцев сошла на нет, и теперь здесь девушек не воруют.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика