Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ЖЕМЧУЖИНА ЖУРНАЛИСТИКИ

"Морской", "янтарный", "пальмовый", "кают-компания", "зал-кипарис"… так назывались площадки, размещенные в одном из отелей г. Сочи – "Жемчужине", на которых в течение 5 дней проходили мастер-классы, презентации и практикумы, круглые столы и диспуты маститых журналистов, легенд телевидения и печатных СМИ, с их коллегами из самых разных уголков России.

"Будь холоден или горяч, но не будь теплым!"

Этот девиз красной нитью прошел через выступление Камиллы Нигматуллиной, завкафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, редактора отдела "Образование" в "Журналисте". Спикер поделилась опытом: как, работая с текстом, суметь отличиться от десятков конкурентов. "Самое главное – статья должна быть написана таким языком, чтобы была понятна и людям, сидящим на лавочке возле дома. И еще, у каждого издания должна быть своя, узнаваемая стилистика…"

Сравнивая газетные публикации и новости в интернете, она отметила, что статья на бумаге – законченный продукт, ее жизнь завершается и навечно остается на газетной полосе. А на сайте существование только начинается, и часто вторая публикация в интернете, обрастая новыми подробностями и технологиями, получается удачнее. В глобальной сети нет "дырок", как в печатных изданиях, она поглощает все. Однако процент отказов читателей и здесь достаточно высок, многие заходят на сайт, но пролистывают то, что им неинтересно.

А что все-таки интересно читателям? Та публикация, уверена К. Нигматуллина, которая актуальна, полезна и интересна. К слову, новость "на Камчатке проснулся вулкан" вызвала интерес у читателей не только данного края. Поскольку в этом природном явлении есть что-то экстраординарное, информацию прочитают и жители соседних регионов. А иногда читателей привлекают с помощью кликбейта – это такой способ построения заголовка, который допускает искажение смысла текста ради того, чтобы заинтересовать подписчиков. "Кликбейт работает, но снижает доверие. Поэтому каждое СМИ само решает, должен ли заголовок соответствовать теме, и вообще, какими технологиями пользоваться", – резюмировала спикер.

"Есть слова, которые нельзя выносить в заголовок, – высказала свое мнение и Ольга Арцева, заместитель главного редактора "News.ru". – Например: "СМИ пишут", "в Госдуме заявили", "местные власти решили". Всегда надо уточнять, какие СМИ, называть конкретные фамилии и названия газет…"

Собравшиеся на форум журналисты усвоили урок: время идет вперед, развиваются информационные технологии, меняются привычные методики. Появились новые слова и понятия: "бэкграунды", "бильд-редакторы", "hard- и soft-новости", "диджитал", "фактчекинги", "фейк-новости"… Но главное остается незыблемым: честность, прозрачность, бескомпромиссность.

60 минут со "Всей Россией"

Одним из запланированных на форуме мероприятий, которого особенно ждали журналисты, была пресс-конференция ведущих общественно-политического шоу "60 минут" на телеканале "Россия" Ольги Скабеевой и Евгения Попова. На первый вопрос, который прозвучал из зала: "Чувствуете ли вы себя бойцами на информационном поле?", Ольга ответила так: "Мы не бойцы, мы представляем журналистику фактов и мнений. У нас, в отличие от других, не развлекательное, а информационное шоу. Это – высказывания экспертов по волнующей теме, жаркие споры, бурная реакция присутствующей в зале аудитории, частенько срывающиеся на крики ораторы и все шестьдесят минут накаленная атмосфера в студии – вот что такое ток-шоу "60 минут", которое происходит вживую без монтажа и цензуры в прямом эфире.

– Как подбираете участников шоу?

– С учетом рейтингов, просмотров, поминутных показателей востребованности программы, анализа участия тех или иных гостей. Если человек – зануда, его смотреть не будут, просто переключатся на другой канал. Поэтому частые гости на телевидении –

В. Ковтун, В. Жириновский, Н. Исаев и другие. При этом мы не допускаем, чтобы передача превращалась в цирковое представление.

– Оплачивается ли участие в "60 минутах"?

– Нет, иногда оплачиваем участнику перелет из другой страны, но это практикуется везде.

– На ваш взгляд, где грань между журналистикой и пропагандой? Считаете ли вы, что занимаетесь пропагандой?

– Разве утверждение и приверженность точке зрения своего государства – это оскорбительно? На площадке в словесной битве сходятся, доказывая свою правоту, политики, известные общественные деятели, за ними внимательно следит и делает свои выводы заинтересованная аудитория в зале и перед телеэкранами. А за всем этим действом, процессом обсуждения наблюдаем мы, ведущие...

В запланированное время встреча не закончилась, лишь через два с лишним часа именитые гости форума уехали в аэропорт, чтобы на следующий день на телеканале "Россия" собрать своих зрителей у экрана и сказать ставшие привычными слова: "С вами "60 минут", здравствуйте!"

Не менее интересным оказался мастер-класс ведущего программы "Вести" России 1 Эрнеста Мацкявичуса. "Телевидение – это профессия, которую можно сравнить с рестораном, а информацию, которую мы подаем, – с блюдами, которые зритель потребляет", – сказал он. Чтобы новость попала на первые полосы, она должна быть интересна максимальному числу людей, должна будоражить чувства, вызывать эмоции. Он привел пример новости про теракт в Лондоне, где погибли 5 человек, она была выпущена на первую полосу вместо информации про крупный теракт в Ираке, где погибли 20 человек. Мозг привыкает даже к самой страшной информации, а для цели новостей нужна новизна. Много интересных профессиональных "секретов" поведал диктор своим телевизионным коллегам… А еще запомнились встречи с легендами журналистики – политическим обозревателем Центрального телевидения СССР Александром Тихомировым, который провел 36 репортажей с Байконура, работал с Героями-космонавтами, с писателем, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом премии "Золотое перо России" Владимиром Губаревым. Он рассказал о неизвестных страницах создания в стране оружия массового уничтожения – атомной бомбы.

Если ты стреляешь в прошлое, будущее выстрелит в тебя…

По сложившейся традиции на форуме в качестве гостей присутствуют руководители отдельных регионов. На этот раз пресс-конференция прошла у Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева на тему: "Якутия – центр цифрового развития Дальнего Востока".

На территории этой республики могли бы поместиться 6 Франций, 10 Италий, почти 13 Англий. Расстояние между крайними точками на западе и востоке достигает 2500 километров. Республика находится в трех часовых поясах, опережающих московское время на 6, 7, 8 часов. Якутия расположена в зоне вечной мерзлоты, мощность которой превышает 1500 метров. Температура опускается до –71°С, а перепад зимних и летних температур достигает 100 градусов по Цельсию. В недрах республики имеется вся Периодическая таблица Менделеева – настоящая природная сокровищница.

Вот некоторые фрагменты состоявшейся пресс-конференции.

– Сегодня одной из самых острых проблем национальных республик является изучение в школах родного языка. Как у вас обстоят дела с этим?

– Когда я пришел работать, эта проблема у нас была на втором месте после нехватки детских образовательных учреждений. Сегодня вопрос почти снят с повестки дня. По последним данным, на якутском языке говорят около 90% якутов. Я думаю так: если человек хочет знать материнский язык – ему надо помогать. С другой стороны, люди будут уезжать из региона, если даже все ЕГЭ будут введены на якутском языке, но не будет достойных условий.

– Каковы ключевые моменты развития вашего региона?

– Основную экономическую составляющую не только у нас, но и во всей стране несут традиционные направления – добыча золота и алмазов, нефтегазовая и угольная отрасли. Это основной хребет нашей экономики, но теперь будем делать акцент и на туризм, и для этого у нас есть своя "фишка": около 10% нетронутой природы мира находится у нас. Будем опираться на малый и средний бизнес, который поможет обеспечить занятость населения. До конца года выработаем окончательную стратегию развития, чтобы она была понятна для всех жителей Якутии. В ней главное действующее лицо – человек, чтобы жители края жили богато и счастливо.

– Природа ранима. Как вы собираетесь действовать в экологическом направлении?

– Безусловно, для нас очень важно сохранить экологическое равновесие. Поэтому одним из своих первых указов я подписал документ об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия).

– Как у вас налажена обратная связь?

– Хвастаться не буду, но у меня в соцсетях около 80 тысяч подписчиков из 980 тысяч жителей Якутии. Они мне пишут обо всем, что их волнует, и о многих вещах я узнаю раньше, чем другие из официальных источников.

– В Северной Осетии в дружбе живут около 100 национальностей, среди них есть и якуты. А как у вас уживаются представители разных национальностей?

– В Якутии тоже живут осетины, осетинская диаспора – одна из самых активных. Кроме того, выходцы из вашей республики внесли весомый вклад в развитие промышленности, строительной отрасли Саха (Якутии), и мы это ценим и чтим. Что касается других национальностей, то они также принимают участие в общественной жизни республики в рамках Дома дружбы. Для нас неважно, из какой ты республики, главное, чтобы человек был хороший.

– Как вам удается выдерживать преемственность поколений руководителей?

– Если ты стреляешь в прошлое, будущее может выстрелить в тебя… Что толку критиковать предшественников, думаю, важнее учиться на их ошибках и повторять то хорошее, что было у них.

– Каких критериев вы придерживаетесь при подборе кадров?

– Для меня главное – профессионализм, компетентность, порядочность…

Охватить все, что происходило в течение 5 дней в г. Сочи, в нескольких газетных публикациях невозможно. Союз журналистов России во главе с Владимиром СОЛОВЬЕВЫМ подарил для более полутора тысяч представителей СМИ страны от Камчатки до Калининграда настоящий праздник. И хочется еще раз отметить: осетинские журналисты попали на форум благодаря поддержке главы нашей республики Вячеслава БИТАРОВА.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика