Коррупция: причины и следствие
В июне 2018 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина состоялось совещание с повесткой дня "Об итогах профилактики преступлений коррупционной направленности". Созыв совещания был вызван фактами многочисленных хищений государственной собственности, организованных государственными служащими или с их непосредственным участием.
Было отмечено, что соответствующими службами при содействии общественности удалось разоблачить ряд руководителей, организовавших преступные группы и похитивших сотни миллионов рублей государственных денег. Стало очевидным фактом, что коррупция проникла во все звенья функционирования ветвей власти, а суммы хищений столь значительные, что это угрожает развитию страны, ее экономическому и оборонному потенциалу. С учетом опасности коррупционных преступлений признана целесообразной разработка плановых мероприятий на 2018–2020 годы по коренному улучшению профилактики и раскрытию совершаемых замаскированных коррупционных преступлений.
Обсуждая возможность создания нового органа по борьбе с коррупцией, руководство страны посчитало целесообразным организацию новой структуры с возложением на нее ответственности за конечные результаты профилактики преступлений коррупционной направленности.
Создаваемая структура по замыслу будет подчинена и подотчетна главе региона федерации или председателю правительства республики, края, области.
Как мне представляется, в самом начале организации новой структуры заложен механизм, чтобы она не функционировала или была на ручном управлении местных властных структур, и в этом случае коэффициент ее действия будет ближе к нулю.
Если руководители страны хотят, чтобы создаваемая дорогостоящая структура нормально функционировала и оправдала возлагаемые на нее надежды, то подчинить ее необходимо полномочному представителю президента по федеральному округу, и только тогда она оправдает надежды и повлияет на сохранность государственного имущества. Это не только мое убеждение, но и тех, кто многие годы посвятил свою службу решению задач профилактики и расследованию экономических, коррупционных преступлений.
Экономические и коррупционные преступления широкое распространение получили особенно в 90-е годы прошлого столетия. И это связано в первую очередь с общим снижением духовно-нравственного состояния общества, с господствовавшим в нем правовым нигилизмом, неверием в неотвратимость наказания, ослаблением государственного контроля и некоторым несовершенством законодательства. В наши дни в России и в Республике Северная Осетия – Алания тоже коррупция порождает серьезные проблемы и угрозу стабильности и безопасности общества, подрываются демократические институты и ценности, вера в социальную справедливость, коррупция наносит ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку в нем.
Согласно ежегодным данным Всемирного банка об эффективности государственного управления в 209 странах Россия находится в нижней части рейтинга. При его определении особое внимание обращается на уровень распространенности коррупции.
Президент России В.В. Путин в одном из своих посланий отмечал, что коррупция является одним из главных препятствий развития современной России, а государственный аппарат – в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой. Сегодня во власти работают до 1,7 миллиона чиновников, и большинство из них в той или иной мере используют свое служебное положение в личных интересах. По самым осторожным оценкам Всемирного банка, каждая четвертая крупная российская компания решает деловые вопросы с государством путем взятки.
Причем число предпринимателей, дающих взятки (что само по себе тоже входит в состав преступления, подрывающего устои государства), выливается в такую цифру, которая вместе с нечистыми на руку чиновниками и разными уголовными элементами (по признанию бывшего руководителя счетной палаты С. Степашина) превышает число лиц, привлеченных к уголовной ответственности при И. В. Сталине. В системе советской государственной службы коррупция не была столь актуальной проблемой, она стала превращаться в массовое социально опасное явление с начала 1990-х годов. Именно тогда появились многочисленные причины и были созданы условия, способствующие переплетению коррупции с различными видами приватизации, и она постепенно становилась элементом полулегального перехода от социалистической модели управления к рыночной экономике.
Постепенно коррупция стала составной частью масштабного процесса, в основе которого лежит эгоистическое антиобщественное поведение, направленное против государства в целом и подрывающее доверие к государственным учреждениям. Иного и не могло быть в ельцинский период. Примером циничной имитации государственной политики того периода по борьбе с коррупцией в системе государственной службы являлся Указ (1992 г.) "Об усилии борьбы с коррупцией", а с другой стороны, был издан Указ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.), разрешивший поручать на конкурсной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государства за соответствующее вознаграждение. К концу 90-х годов привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже не снились партийным чиновникам советского периода.
В тяжелые годы торжества воинствующего невежества и агрессивного потребительства, последовавших после развала Советского Союза, когда, казалось, выброшены на свалку ценности прошлой жизни, многие высокопоставленные партийные и советские работники, сжигая свои партийные билеты, ухватились за преступную приватизацию государственного имущества и естественных монополий с одновременным захватом доступа к средствам массовой информации и наводнили эфир "историческими фактами" с охаиванием всей нашей суровой истории.
По информации МВД по РСО–А, в текущем году заведено 128 уголовных дел по фактам коррупции. В суд направлено 141 уголовное дело (с учетом фактов прошлого года). В 2018 году осуждено 58 граждан, которые нанесли государству ущерб в сумме 50 млн руб.
Академик РАН Д. Львов и доктор экономических наук Ю. Овсиенко оценивали коррупцию в России как "тотальную". Тогдашний заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в Российском государстве. Заместитель министра финансов Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом. Журналист Марк Симпсон в британской газете " The Guardian" писал, что во время президентства Ельцина в России наблюдались такие широкомасштабные коррупция и бандитизм, какие не знали аналогов в истории. По некоторым оценкам, ежегодные экономические потери от коррупционной деятельности в России составили 33–39 млрд долларов США. В 2015 году, по данным международного индекса по коррумпированности, Россия находилась на 119-м месте из 178 стран. Анализ коррупции в России свидетельствует, что она разлагает политическую систему, смещая цели общественного развития, и способствует политической нестабильности. Она представляет угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняя экономическое развитие, и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики.
В одном из выступлений председатель Конституционного суда РФ В.О. Зорькин сказал: "Государство, неспособное защищать своих граждан от массового насилия со стороны коррупционеров, этой неспособностью обрекает себя не на стагнацию, а на деградацию".
Коррупция наших дней угрожает стабильности и безопасности государства, наносит ощутимый урон социально-экономическому и политическому развитию. Если и в дальнейшем коррупция среди государственных служащих будет развиваться такими темпами и с таким экономическим ущербом, то имеется опасение, что произойдет сращивание экономических интересов государства с экономическими интересами криминальных кругов, а также экономической преступности с общеуголовной.
За последнее время оперативными и следственными подразделениями соответствующих служб при политической воле руководителей страны выявлены многочисленные особо тяжкие коррупционные преступления, совершаемые высокопоставленными должностными лицами, находящимися на государственной службе.
Среди них: мэр Владивостока И. Пушкарев, глава компании "Премьер-Эстейт" Светлана Тимошина, глава муниципального предприятия "Дороги Владивостока" Андрей Лушников, губернатор Кировской области Никита Белых, глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, руководитель антикоррупционного подразделения МВД РФ генерал-лейтенант полиции Денис Сугробов и его заместитель генерал-майор полиции Борис Колесников.
Первый заместитель начальника Следственного управления СК РФ генерал-майор юстиции Денис Никандров, не проработавший в этой должности и трех месяцев, был задержан по коррупционному делу криминального авторитета Захария Калашова за получение взятки в крупной сумме. Список можно продолжать…
К великому сожалению, фактов расхищения государственного имущества и в наши дни предостаточно. Относительная гласность и свобода прессы сделали возможными публикации о многочисленных хищениях и иных злоупотреблениях многих государственных чиновников, которые стали реальной угрозой национальной безопасности. Коррупционные преступления тормозят крупномасштабные экономические и социальные преобразования, расширяют сектор теневой экономики, уменьшают налоговые отчисления, ухудшают инвестиционный климат, являются питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма.
Как показывает практика борьбы с коррупцией, деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц в большей мере подвержена коррупции, поскольку именно здесь осуществляется оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми и иными ресурсами.
Половина всех коррупционных преступлений совершается государственными служащими и муниципальными работниками.
Почувствовав безнаказанность за экономические преступления, наносившие значительный ущерб экономике, их количество увеличилось и в Северной Осетии. Очевидно, что руководители республики приняли и принимают определенные меры к исправлению ситуации, но, по-видимому, пока преждевременно заявлять, что ее удалось переломить.
Опасность коррупции и социальной несправедливости начали понимать руководители партии "Единая Россия" и некоторые депутаты Государственной думы. Недавно с высокой трибуны выступил секретарь генерального совета "Единой России" Андрей Турчак, который предложил депутатам и сенаторам отменить себе все пенсионные преференции. С этим заявлением он выступил на совместном заседании генерального совета и руководителей фракции "Единой России", где шла речь о совершенствовании пенсионной системы. Выступление Андрея Турчака руководители фракции "Единой России" и присутствовавшие депутаты встретили недовольным ропотом. Затем выступила член Комиссии по этике Государственной думы РФ Раиса Кармазина, которая предложила отменить пенсионные надбавки депутатам и чиновникам правительства. Если депутаты и чиновники начнут борьбу с коррупцией и различными привилегиями с себя, то есть надежда, что не все потеряно в родном Отечестве.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30