Всегда впереди
Группа выпускников средней школы № 6 г. Орджоникидзе в числе молодых патриотов Северной Осетии на стройке в Актюбинской области. 1956 год.
Есть люди, которым веришь. Сразу, с первого слова, с первой строки. Таким для меня является Владимир Харитонович Хадаев. Автор многочисленных книг, бывший директор 24-й школы Владикавказа, заслуженный учитель РФ, он в 80-е годы прошлого века почти два десятилетия возглавлял одно из лучших учебных заведений страны – московскую экспериментальную школу № 315. Масса наград... широкая известность... Я, например, познакомилась с ним на Всесоюзном съезде учителей в Москве, где он тогда работал. Видела, как считаются с этим удивительным педагогом, как ратует он за все новое в народном образовании страны.
Позже этот учитель прислал мне несколько своих книг с дарственными надписями, и я очень дорожу таким щедрым подарком, потому что знаю: каждая страница в сборниках написана рукой настоящего профессионала, практика, человека, умеющего думать и смело решать сложнейшие проблемы такой во многом еще слабо изученной науки, как педагогика... Но это тема для отдельного разговора. Я же хочу рассказать сейчас совсем о другом.
Мальчик из села, рано оставшийся без отца, больше всего на свете желающий учиться, чтобы найти себя в большой жизни... И он нашел. Свою цель, свое предназначение. Стал учителем. Эта профессия ему всегда казалась притягательной. Может, потому, что это работа с людьми, у которых все только начинается; может, оттого, что очень любил помогать другим; или, может, был уверен, что знание истории, а он хотел преподавать именно ее, непременно поможет кому-то избежать многих ошибок. По окончании вуза несколько месяцев работал пионервожатым, а потом поступил учителем в школу номер шесть. Учитель-комсомолец стал классным руководителем 8 "Г" класса. Того, о котором ровно через три года узнает вся страна. Но об этом еще будет особый рассказ. А пока... пока Володя трудился. Кроме уроков истории проводил самые разные мероприятия. Вот его восьмиклассники на сборе "Пионеры нашего города в дни фашистского окружения".
Ребята встречаются с пионерами военного времени, записывают их рассказы в отрядный альбом. И перед его воспитанниками оживает история. Оказывается, мальчишки и девчонки с красными галстуками и воевали, и трудились не хуже взрослых. И галстуки свои порой скрывали от врагов, рискуя жизнями.
Восьмиклассники после таких встреч активно потянулись к общественной жизни. А Володя снова и снова приглашал к ним интересных людей, среди которых были участники войны и отличники производства, деятели науки и техники.., выезжал с детским коллективом в пригородные села помогать колхозникам в уборке урожая. К моменту окончания 8-го класса ребята уже очень хорошо знали о многих людях своего города и их общественной деятельности. Подростки тянулись к коллективным мероприятиям. И Володя был этому очень рад.
А потом – лагерь на живописном берегу Терека, всю работу ребята выполняют сами, многому учатся, одновременно оказывают посильную помощь соседнему колхозу. Проводят собрания на тему: "Настоящий человек". Каждому предоставляется слово. У каждого есть свое мнение. Сходятся в одном: жить правильно можно и должно только в труде, именно честный труд облагораживает человека, приносит счастье ему и другим.
В старших классах общественная работа заметно усложняется, приобретает новые формы. Володя видит свою задачу в том, чтобы что-то подсказать, вовремя направить ребят, но ни в коем случае не стать их опекуном. Пусть будут самостоятельными, учатся принимать решения, становятся в чем-то лидерами. А диктаторство... Что в нем? Это негодное средство. Диспуты на темы: "Скучное и интересное, полезное и нужное", "О тех, кто не уважает труд", "Что такое культура человека", "Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое"... Лучшие учащиеся ходят на производственные собрания рабочих, докладывают классу, как решаются серьезные вопросы в трудовых коллективах.
И еще – отчитываются на производстве о своих успехах, идут в рабочие коллективы с художественной самодеятельностью. Совместно с родителями ставят пьесу В. Розова "В добрый час!" Дружная работа над такой содержательной пьесой многое дала и старшим, и младшим. Произведение это – о судьбах выпускников средней школы. Пожалуй, это тоже было серьезной подготовкой к тому, что произошло дальше... Да, ребята приняли важное коллективное решение вместе с учителем-комсомольцем поехать всем классом на стройки в Казахстан. И ведь поехали! И поступили все тридцать в одну бригаду! Это было в 1956–1958 годах. Но разве случайным был поступок этих выпускников, среди которых были и медалисты, имеющие право выбрать любой из 850 вузов страны и только по собеседованию быть зачисленными? Случаен ли поступок целого выпускного класса? Нет! Молодые люди постепенно и целенаправленно шли к нему. Мы видим, кто и как помогал им стать такими, кто довел до практики те передовые идеи, которые для значительной части десятиклассников часто остаются лишь теорией...
Да, жизнь и потом вносила свои коррективы в судьбы всех тридцати добровольцев и их наставника, но дружба осталась крепкой. И, конечно же, никто не смог бы разорвать то, что было проверено временем и ратным трудом.
Что для этих ребят явилось основным толчком к такому серьезнейшему решению? Сейчас сказать об этом трудно. Может, в обществе был высокий подъем. Может, Владимир Харитонович и его интереснейшие уроки оказали такое большое влияние. А может, вся предшествовавшая яркая пионерская и комсомольская жизнь наложила отпечаток на сознание ребят, воодушевившихся призывом ВЛКСМ: "Юноши и девушки! Даешь стройки Дальнего Востока, Сибири, Севера и Донбасса!" Сначала к этим словам отнеслись с осторожностью: а сможем ли мы? а отпустят ли родители? а выдержим ли там? Потом уже как-то незаметно все изменилось – сразу несколько десятков ребят дружно выдохнули: "Едем!" Более того, они придумали открытое письмо, обращенное от лица учащихся десятых классов шестой средней школы г. Орджоникидзе ко всем десятиклассникам страны. Вот оно, это послание:
По зову ВЛКСМ
Сибирь, Дальний Восток! Какими неисчерпаемыми, поистине сказочными богатствами обладает этот огромный край нашей необъятной Родины! Как подумаешь, какие гигантские стройки поднимутся здесь, даже дух захватывает от волнения. Одна из них – Братская ГЭС. Строительство ее – кровное дело Ленинского комсомола, нас, рядовых комсомольцев. Ведь недаром же комсомол взял шефство над сооружением этой крупнейшей в мире гидростанции.
Сейчас трудно сказать, кто первым предложил это – ехать на строительство Братской ГЭС после получения аттестата зрелости. Но все мы, учащиеся двух десятых классов, единодушно решили ответить делом на призыв партии. Это решение окончательно окрепло и оформилось на объединенном комсомольском собрании наших классов. Комсомольцы заявили о своем желании участвовать в строительстве Братской ГЭС и постановили просить Орджоникидзевский горком комсомола ходатайствовать перед ЦК ВЛКСМ о направлении нас на стройку.
Мы хорошо знаем, какие трудности предстоит нам перенести: непривычные условия, суровый климат... Но это не страшит нас, а, наоборот, привлекает. Ведь не молочные реки с кисельными берегами ждут нас, а труд – упорный, настойчивый, нелегкий. Жизнь – не безмятежная прогулка, а борьба, полная творческих исканий, побед, достигаемых ценою напряжения всех духовных и физических сил человека. Подчинить все светлой цели, к которой идет наш народ, – вот чему учат нас, советских юношей и девушек, партия и комсомол.
Комсомольцы всегда были впереди, и мы хотим продолжить славные традиции Ленинского комсомола. Школа дала нам необходимые теоретические знания и мы можем с успехом применить их на производстве, тем более что многие из нас уже имеют практические навыки. Николай Андреев, например – плотник третьего разряда. Рафик Аветисян тоже неплохо плотничает и столярничает, а Дзамбулат Каргинов, работая во время каникул на лесозаводе, приобрел специальность пилорамщика. Есть у нас и шоферы, такие как Виктор Лященко.
Впереди – экзамены на аттестат зрелости. Мы должны сдать их только на "четверки" и "пятерки". Ведь в наших классах все – комсомольцы, и среди них нет ни одного неуспевающего. А потом, получив аттестаты зрелости, мы во главе с нашим любимым учителем истории, классным руководителем 10-го "Г" Владимиром Харитоновичем Хадаевым поедем на Ангару.
Это будет нашим лучшим ответом на заботу Родины, которая учила и воспитывала нас, дала нам знания и открыла дорогу в светлое будущее...
А учеба! Разве обязательно после окончания школы сразу идти в институт?! Важно приобрести специальность. А это мы сможем сделать на стройке. Если же кто из нас пожелает получить высшее образование, то ничто не помешает ему учиться заочно.
Камиль Деветьяров, подружившись с нашими девчонками и мальчишками, увидев их мозолистые руки, познакомившись с их короткими трудовыми биографиями, понаблюдав за ними непосредственно в деле, опубликовал в газете «Комсомольская правда», собственным корреспондентом которой был, шестнадцать(!) очерков, героями которых являлись комсомольцы-добровольцы – наши земляки. Позже автор объединил написанное в свою книгу «Аттестат зрелости».
Мы считаем, что поступаем правильно, идя с аттестатом зрелости на стройки. Наше личное стремление полностью совпадает с интересами государства.
И мы обращаемся ко всем десятиклассникам нашей великой Родины: ответим делом на призыв ВЛКСМ, встанем в первые ряды борцов за полное освоение восточных районов нашей необъятной страны!
По поручению учащихся 10-х классов "Б" и "Г" школы № 6 г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР Ида Ближенская, комсорг 10-го класса "Г", Рафаэль Аветисян, староста, Юрий Васильженко, комсорг 10-го класса "Б", Лидия Любченко, староста.
Май 1956 года.
…Заглядывая вперед, сразу скажем: около 300 тысяч посланцев комсомола по призыву партии выехали на стройки Дальнего Востока, Сибири, Севера и Донбасса. И у ребят действительно все получилось!
...Холодный ветер, тридцатиградусный мороз, строительные леса... Прямо в насквозь продуваемой степи росло первое поселение – "жилгородок".
Но все это только звучит красиво. А на деле... Приходилось привыкать ко всему. Не отступать же от трудностей?! Кстати, "жилгородок" через несколько лет слился с городом Актюбинском. Так в Казахстане на вчера еще не обжитой целинной земле, в голой степи, родилось новое поселение, к возникновению которого конкретно причастна молодежь нашей республики.
А потом строили комбинат хромовых соединений и завод ферросплавов. Добыча здесь, в Актюбинске, была надземной и находилась совсем рядом. Это радовало. Вчерашние школьники работали в одном коллективе, хотя и овладели разными профессиями. Участки бригады были разбросаны, но все равно одноклассники старались не отдаляться, держаться вместе, а Владимир Харитонович и тут оставался их мудрым наставником. Умел поддержать и направить, подбодрить, вовремя спросить о чем-то самом важном, собрать всех в дни отдыха и даже по старой, еще школьной, традиции пригласить в гости к своим воспитанникам интересных людей.
Одним из них и был Камиль Деветьяров, который, подружившись с нашими девчонками и мальчишками, увидев их мозолистые руки, познакомившись с их короткими трудовыми биографиями, понаблюдав за ними непосредственно в деле, опубликовал в газете "Комсомольская правда", собственным корреспондентом которой был, шестнадцать(!) очерков, героями которых являлись комсомольцы-добровольцы – наши земляки. Позже автор объединил написанное в свою книгу "Аттестат зрелости". А на XIII съезде ВЛКСМ, проходившем как раз в то время, первый секретарь ЦК комсомола страны А. Шелепин в своем выступлении отметил, что "тридцать отважных из Осетии изменили ход мыслей миллионов старшеклассников средних школ СССР". Так наши ребята, ведомые своим молодым наставником, стали в одночасье известны всему Союзу. Ими гордились, их приводили в пример другим, но такая популярность вовсе не испортила выпускников, – они стали еще больше стараться, отдавая делу все силы, вкладывая в свой труд всю душу.
Для них же примером стали такие профессионалы, как инженеры-строители Никанор Шепулин и Константин Баранов, директор строившегося комбината Василий Путинцов, лидер комсомола области Николай Байнов и еще многие производственники – лесорубы, электрики, рабочие комбината, даже добрый и внимательный местный кореец Владимир Югай – главный милиционер области. А с собкором Деветьяровым они по-настоящему подружились, увидев в нем старшего товарища, достойного самого искреннего уважения. Скажу сразу: он тоже не прерывал с новыми знакомыми связи и потом, когда через два года они уехали из Актюбинска...
Помню, вторая педпрактика у меня была в шестой школе нашего Владикавказа. Так вот тогда, 29 октября, в день рождения комсомола, в зале учебного заведения гостями были несколько тех добровольцев из выпуска 1956 года. Как слушали их ребята, жившие уже в другом десятилетии, как аплодировали, когда старшие товарищи под гитару пели любимые песни!..
Запишите меня в комсомол!
Я коротко рассказала о ребятах 50-х годов прошлого века, когда наблюдался подъем молодежного движения. Именно тогда появился и знаменитый лозунг ВЛКСМ: "Раньше думай о Родине, а потом – о себе!" Этот призыв тут же разошелся по всей стране.
По-настоящему патриотическая молодежь есть и сегодня, ей только надо помогать правильно реализовывать себя. В наши дни наследует традиции комсомола Российский коммунистический союз молодежи – РКСМ. Этот Союз организует юношей и девушек, ведет их на благие дела. Ведь юность и романтика неразделимы! Всегда! И "приземлять" нашу сегодняшнюю молодежь не стоит. Это будет неправдой.
…А в день рождения ВЛКСМ комсомольцы разных поколений традиционно встречаются, чтобы отметить свой праздник: вспоминают товарищей, возлагают цветы на могилы людей, которых уже нет с нами рядом, проводят торжественные митинги. И еще собираются за чашкой чая и ностальгируют. Комсомольские воспоминания – они, конечно, у каждого свои. Но для всех они – одинаковое возвращение в собственные юность и молодость, в годы, когда "деревья были большими", а все вокруг – ярким, полным самых положительных эмоций.
И пусть прежняя организация ушла в историю, но память о ней как свет далекой и яркой звезды еще долго будет согревать душу тем, кто жил под лозунгом: "Любовь, комсомол и весна!"
Россия отметила 100-летие комсомола. И сегодня очень важно соединить историю и современность, чтобы передать опыт старших поколений, их активную жизненную устремленность в будущее современной молодежи. Сделать это не так просто. Но ведь мы должны суметь, не так ли?..
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30