Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Чудный голос и доброе сердце

Имя Ларисы ТЕДТОЕВОЙ хорошо известно любителям оперного искусства в России и далеко за ее пределами. Чарующее меццо-сопрано с восторгом слушали в оперных театрах Куйбышева

и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска, Южной Кореи и Японии, США, Франции, Италии, Греции, Германии, Испании, Голландии... Зарубежные импресарио, подписывая контракты с оперными театрами, оговаривали обязательное участие "мадам Тедтоевой" в гастрольных спектаклях.

Более трех десятилетий гастрольный график Ларисы Тедтоевой был расписан на многие месяцы вперед. Во всех городах, где бы она ни выступала, ее везде с нетерпением ждали, чтобы насладиться звучанием божественного голоса.

И лишь на родине, в ее родной Северной Осетии, все годы прекрасной певческой карьеры чиновники от культуры практически не замечали успехов Ларисы и не давали возможности любителям вокального искусства Осетии услышать ее пение.

…В многодетной семье Тедтоевых профессиональных музыкантов не было, но была огромная любовь к этому виду искусства. Лариса пела с самого детства, и окружающие ее взрослые удивлялись красоте голоса маленькой девочки. Интересно, а не сохранилась ли в архивах Северо-Осетинского радио первая запись Ларисы Тедтоевой – ученицы второго класса 5-й школы, которая исполнила детскую песенку "Купила мама Леше отличные калоши…"? Быть может, именно тогда и появилась у нее мечта стать певицей.

Но, как поется в песенке из детского фильма, "нормальные герои всегда идут в обход", и музыкальную школу Лариса закончила не по вокалу, а по классу скрипки и в Орджоникидзевское музпедучилище поступила на дирижерско-хоровое отделение, где училась у замечательного педагога Зары Асагеевны Дзудцати. Именно там Лариса получила первые уроки вокала, за что и сегодня с благодарностью вспоминает своего педагога Замиру Антоновну Кабисову.

Окончив училище, Лариса поступила на факультет хорового дирижирования в Московский институт культуры. Но ей хотелось петь, она чувствовала, что именно пение – ее судьба. В 1972 году мечта осуществилась: она поступила на вокальное отделение Ленинградской консерватории, где ее педагогом стала профессор Ираида Павловна Левандо. Именно она, как опытный ювелир, сумела превратить голос Ларисы в настоящий бриллиант!

В 1978 году, после окончания консерватории, Лариса вернулась в родной город, полная творческих планов и неуемного желания петь. Но в Музыкальном театре, солисткой которого она стала, работы, на нее рассчитывала молодая певица, почти не было: лишь маленькие партии в операх "А зори здесь тихие", "Чио-Чио-сан" и "Керменисты"…

Молодая певица хотела работать больше, хотела петь те оперные партии, о которых мечтала со студенческих лет – знаменитую Кармен из оперы Бизе, партии Амнерис из "Аиды" и Азучены из "Трубадура" Верди…

Переломным в судьбе Ларисы стал 1982 год, когда художественный руководитель Северо-Осетинской государственной филармонии Сергей Песьяков настоял на ее участии во Всесоюзном конкурсе вокалистов, который проводился в Ленинграде. Вместе с ней сформировал и подготовил конкурсную программу. "Ты поедешь и победишь", – сказал он. И не ошибся.

Конкурс собрал более четырехсот вокалистов из всех концов страны. Она успешно прошла все три конкурсных этапа и заслуженно получила первую премию, диплом лауреата и Гран-при за артистичность. И сразу из всех ведущих оперных театров посыпались приглашения на главные партии.

Лариса Тедтоева согласилась стать солисткой Куйбышевского академического театра оперы и балета. За пять лет работы в Куйбышеве она спела партии, о которых мечтала долгие годы…

Вместе с театром, который много гастролировал, она объехала не только всю нашу страну, но и стала первой певицей-осетинкой, выехавшей на зарубежные гастроли. В те же годы Лариса участвовала в нескольких оперных фестивалях, которые регулярно проводились в нашей стране и за рубежом. И везде рецензенты отмечали ее уникальный голос, восторженно отзывались о сыгранных ролях.

Удивительный голос Ларисы высоко оценили в профессиональной музыкальной среде. После одного из успешных концертов всегда строгая и принципиальная в своих оценках Галина Вишневская подошла к Ларисе Тедтоевой за кулисами и выразила свое восхищение.

Специально для ее удивительного по тембру, красоте и силе голоса композитор Юрий Тер-Осипов написал "Симфонию-эпитафию" для детского хора, органа и меццо-сопрано. Симфония с огромным успехом была исполнена на пленуме Союза композиторов СССР в Большом зале Московской консерватории. После концертов композитор Тихон Хренников подарил ей свою фотографию с надписью: "Бог дал Вам дивный талант, чудный голос и доброе сердце!"

Охотно работали с Ларисой Тедтоевой ведущие оперные и симфонические дирижеры страны Юрий Симонов, Георгий Китаенко, Равиль Мартынов.

Не менее успешно выступала наша землячка и с камерными программами в крупнейших концертных залах страны и зарубежья, что лишь подчеркивает ее мастерство, огромные творческие возможности и великолепную музыкальную эрудицию. Тончайшее мастерство камерной певицы позволяло ей включать в свой репертуар произведения совершенно разных по стилю композиторов: Чайковского и Мусоргского, Римского-Корсакова и Даргомыжского, Рахманинова, Шумана, Дебюсси, Малера, Де Фальи, Гранадоса...

Мастерство певицы произвело огромное впечатление на утонченных ценителей вокального искусства в Южной Корее, и в 2000 году Лариса Тедтоева стала приглашенным профессором Южно-Корейского университета «Ёнг-нам». С 2008 г. Тедтоева – профессор Международного университета «Маханаим» в Нью-Йорке, куда на ее мастер-классы съезжаются не только начинающие студенты-вокалисты со всех концов света, но и профессиональные певцы.

После выступления в Ленинграде искушенный музыкальный рецензент написал о ее концерте: "О Ларисе Тедтоевой нельзя говорить спокойно и сдержанно, потому что после ее выступления остается непреходящее ощущение восторга и праздника.

Поистине, стены были тесны для этого голоса, отдававшегося резонансом в груди каждого, слушавшего его. Хрустально чистый в сопрановых регистрах, он звучит пленительно и нежно, а опускаясь в густое и мощное контральто, приобретает скорбные и зловещие ноты. И все это сливается в бушующем звучании голоса певицы".

В 1988 году солистка Куйбышевского академического театра оперы и балета Лариса Тедтоева срочно заменила заболевшую солистку в опере Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста" на сцене Ленинградского государственного малого театра оперы и балета. После успешного исполнения партии Любаши она получила приглашение стать солисткой этой оперной труппы. С тех пор и до настоящего времени творческая судьба Ларисы связана с Ленинградом – Санкт-Петербургом. Именно отсюда она выезжала на успешные гастроли от Балтики до Тихого океана и с Севера до Юга России, в зарубежные поездки.

Мастерство певицы произвело огромное впечатление на утонченных ценителей вокального искусства в Южной Корее, и в 2000 году Лариса Тедтоева стала приглашенным профессором Южно-Корейского университета "Ёнг-нам". С 2008 г. Тедтоева – профессор Международного университета "Маханаим" в Нью-Йорке, куда на ее мастер-классы съезжаются не только начинающие студенты-вокалисты со всех концов света, но и профессиональные певцы.

С 1988 года Лариса Александровна Тедтоева параллельно с театральной и гастрольной деятельностью передавала свой вокальный опыт студентам Санкт-Петербургской консерватории. Выпускницы класса профессора Тедтоевой регулярно становились лауреатами различных международных конкурсов.

С гордостью говорит Лариса Александровна о своей ученице Вере Чекановой, которая победила в престижном международном конкурсе вокалистов "Франсиско Виньяс" в Барселоне, заняла второе место на конкурсе имени Монтсеррат Кабалье в Сарагосе, стала лауреатом конкурсов Марии Каллас, Елены Образцовой и ряда других престижных конкурсов вокалистов.

Выпускницы ее класса поют практически во всех оперных театрах страны от Санкт-Петербурга до Владивостока, в том числе в знаменитом Мариинском, где успешно работают Вера Соловьева и Ольга Яковлева.

Сегодня авторитет Ларисы Тедтоевой – заслуженной артистки РСФСР, народной артистки Северной Осетии, многолетней солистки Санкт-Петербургского Малого оперного театра им. М. Мусоргского, профессора Санкт-Петербургской консерватории – бесспорно признан в творческой среде. Упорным трудом, талантом она достигла самых больших успехов на избранном ею творческом пути.

За годы своей певческой карьеры Лариса Тедтоева лишь несколько раз получала приглашение выступить в Северной Осетии. А ведь она – истинная дочь своего народа, помнит, где получила начальное музыкальное образование, где после консерватории начиналась ее творческая биография, помнит и с большим уважением и благодарностью говорит о своих первых педагогах.

Лариса Тедтоева никогда не прерывала связи со своими родными, живущими во Владикавказе, постоянно в курсе всего, что происходит в республике. Когда Ацамаз Макоев создал "Реквием", посвященный памяти жертв Колки, Лариса Тедтоева не только исполнила на премьере ведущую меццо-сопрановую партию, но и включила "Плач матери" в педагогический репертуар для своих студентов в Санкт-Петербургской консерватории. Профессор ее вокального факультета Лариса Тедтоева, вспоминая годы работы в Северо-Осетинском госмузтеатре и своих коллег по сцене, оценила голос незабвенной Долорес Билаоновой как "голос певицы мирового уровня, у которой были все возможности выйти на мировую вокальную сцену".

Сегодня на мировой и российской оперной сцене с огромным успехом выступают выходцы из Осетии. Вспомню только пару имен: Агунда Кулаева, Вероника Джиоева, которую Лариса Тедтоева оценивает как "блестящего мастера, певицу с потрясающим звуковедением и фантастической красоты голосом". И очень хочется надеяться, что Министерство культуры РСО–А сумеет проявить мудрость, подготовив программы, которые привлекут певцов-осетин на концертные площадки республики. Уверен, это принесет огромную пользу национальной культуре Осетии. Куда большую, чем раз мелькнувшие в республике певцы-"варяги", которые за мимолетное появление на публике щедро были одарены званиями и почестями.

В эти дни Лариса Александровна Тедтоева отмечает свой юбилей, и хочется, чтобы ее поздравили не только многочисленные почитатели таланта, но и официальные лица, от которых зависит развитие национальной культуры Осетии.

P.S. Редакция "Северной Осетии" присоединяется к поздравлениям и желает Ларисе Александровне дальнейших творческих успехов!

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика