Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
В трезвом уме

По официальным данным, алкогользависимых в нашей республике 4531 человек, или чуть меньше одного процента населения. Это, можно сказать, "осознанные алкоголики", так как многие или лечатся анонимно, платно выходя из запоя, или не признают себя больными. Так где же грань между "пропустить одну-другую стопочку после работы" и "свалиться в канаву"? И стоит ли бить тревогу, если статистика не отражает истинное число тихих любителей этого дела, которые есть почти в каждом подъезде или в каждом втором доме, особенно сел республики? Мы попробовали разобраться в алкогольной ситуации.

По словам Александра Газаева, главврача основного и единственного медицинского учреждения в Северной Осетии, которое работает в этой сфере, "алкоголизм – это заболевание, при котором человеку категорически нельзя пить, так как, выпив немного, остановиться он уже не может.

– Данные учета в нашем диспансере, как и по всей стране, разнятся с реальностью, то есть меньше в десятки раз, но в целом по миру мы в лидерах по уровню употребления алкоголя на душу населения. В этом вопросе есть нюансы, такие как индивидуальные особенности народа. К примеру, считается, что южные народы, в том числе и кавказцы, менее восприимчивы к алкоголю в силу традиций, культуры пития и благодаря высокой активности ферментов, расщепляющих алкоголь до безопасных соединений. Наш регион, как выяснилось на недавнем съезде наркологов, выделяется, скорее, не алкоголем, а употреблением психоактивных веществ, которых с каждым годом появляется все больше. Сегодня это синтетические наркотики (наркотические соли), которые обладают более разрушающим эффектом, чем растительные. При их употреблении происходит массовая гибель нервноклеточных структур, что приводит к психическим расстройствам: мышления, памяти, внимания, поведения. Самое страшное сочетание и необратимые последствия дают сочетания алкоголя и так называемой синтетики.

Для того чтобы алкоголика начали лечить в ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер", как и в любом другом учреждении здравоохранения, больной должен признать себя таковым, что с большинством в этой сфере не происходит. Как говорят специалисты, "главный шаг – он должен сам захотеть измениться". Этот вариант, когда человек приходит и говорит: "Доктор, помогите!" – самый лучший, и разговаривать с ним легче, и лечение проходит эффективнее. Вариант "приводят родственники" хуже, так как, "проскочив" кризис за два-три дня в стационаре, больной уходит, считая, что "у меня все хорошо". В этом случае очень сложно мотивировать его на реабилитацию, которая является одним из главных этапов на пути к новой жизни.

Лечение, диспансерное наблюдение, реабилитацию и трудовую ресоциализацию больной проходит в наркологическом учреждении, состоящем из нескольких отделений.

После лечения в стационаре человека отправляют в реабилитационный центр, расположенный в высокогорном селении Холст Алагирского района, куда машина приезжает один-два раза в неделю. После, если адаптация прошла успешно и реабилитант захотел работать, его отправляют на ферму в Горную Санибу, где он помогает ухаживать за скотом. Этот центр, как и типография, спортивно-оздоровительное подразделение, мотивационный центр, работают благодаря республиканской целевой антинаркотической программе. Трудоустройство наркозависимых лиц после окончания реабилитационной программы – это один из самых проблемных вопросов, так как работодатели отказывают им в трудоустройстве. Общая вместимость всех реабилитационных центров – 40 человек.

"Основная задача – оградить человека от его привычной среды. Ведь если ограничиться только медикаментозным лечением, то больной, выйдя из стационара, опять попадет в свою среду, где при желании легко может найти выпивку. Вероятность, что он сорвется, велика, выходят из зависимости в таком случае всего лишь 2–3%. Если же он пройдет реабилитацию, то вероятность срыва значительно меньше – до 30% меняют свою жизнь в лучшую сторону".

алкозависимые – 4531 чел. Из них алкогольным психозом страдают 449 чел. С диагнозом «пагубное употребление алкоголя» – 230 чел., в том числе 11 подростков (4 девочки).

Данные ГБУЗ «РНД» на 1.11.18 г. по РСО–А:

В диспансере есть социальные работники, как правило, это бывшие зависимые. Они быстрее находят общий язык с больными, особенно если еще и получают образование в области психологии и социальной работы. Часто именно бывшие пациенты диспансера создают общественные организации, помогающие алкоголикам и наркоманам. В республике их шесть: "Ковчег" в селе Горный Карца, "Дом милосердия" в с. Гизели, "Инициатива трудоустройства", центр "Феникс" в селе Ногир, центр в селе Куртат Пригородного района и при мужском монастыре в Фиагдоне. Наркодиспансер тесно с ними взаимодействует. Сослан Караев 13 лет назад, в 32 года, попал к наркологу Александру Газаеву в очень тяжелом состоянии. Сегодня он – сотрудник диспансера, общественный деятель, на своем личном участке в дачном товариществе в Майрамадаге строит новый центр.

– Я не знаю, откуда это все, и каким образом за 1,5 месяца мы построили все это, – говорит он. – Только благодаря поддержке главврача и друзей, которые помогают то машиной песка, то старыми кирпичами, даже сваркой (один из моих пациентов, которому мы помогли избавиться от зависимости, изготовил нам ворота). Если бы в нашей стране государство оказывало нам большую поддержку, то масштаб помощи этим людям увеличился бы в разы…

За эти годы Сослан побывал во многих городах России и других стран, куда отвозит своих подопечных, изолируя их от старых друзей-собутыльников. В среднем в год около 250 человек, которые проходят реабилитацию в подобных общественных центрах Белоруссии, Израиля, а также в Перми, Москве, Туле, Санкт-Петербурге. Звонки о помощи раздаются каждый день. Сейчас Сослан работает в стационарном наркологическом отделении психбольницы, куда "скорая помощь" привозит буйных алкашей или с белой горячкой.

По мнению участковых полицейских, их на городских участках немного, буйных, нарушающих общественный порядок или поднимающих руку в семье, – 1–2 на участок. В большинстве эти случаи не афишируются, так как женщины – жертвы таких отцов, мужей или сыновей, стыдясь, предпочитают молчать. В тех же случаях, когда все-таки вызывают полицию, алкоголик-тиран может отделаться административным штрафом от 500 до 1500 руб. или арестом до 15 суток. Для возбуждения уголовного дела необходимы заявление от потерпевшей, подкрепленное медицинским заключением о побоях, и как минимум один свидетель. Но суд может отклонить его, как было недавно в Затеречном районе, посчитав, что "одного удара недостаточно, нужны два" (сын ударил мать-инвалида). Второе обращение с таким же заявлением позволит автоматически возбудить уголовное дело. Но, как говорят полицейские, часто близкие, вызвав полицию, отказываются писать заявление на родного человека. Тот, отсидев пару суток, возвращается, и все начинается снова.

И последний штрих к общей картине – это незаконная торговля алкоголем в маленьких магазинах, несмотря на строгий контроль со стороны профильных госструктур. Фатима, сельская жительница Пригородного района, рассказывает, что ее мужа "спаивает" единственный в селе магазин, где из-под полы продают нелегальную водку. Сколько она ни ругалась с продавщицей, ничего не помогает, по-прежнему супруг оставляет часть пенсии там, более того, торговцы, пользуясь моментом, дают в долг до следующей пенсии.

Все мои собеседники: наркологи, участковые полицейские, родственники алкоголиков – говорят об одном: что нет места, где бы эти люди проходили длительное и принудительное лечение. В советские времена это была система ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий) и вытрезвителей, которая разрушилась в 90-е. Также необходимы изменения в законодательстве, чтобы стало возможным принудительно лечить тех, кто по медицинским показателям в этом нуждается. Что можно сделать уже сегодня, чтобы поколение не спилось, рассказал Александр Газаев:

– Этот вопрос обсуждался недавно на заседании республиканской антинаркотической комиссии, где было признано, что сегодняшняя профилактика носит больше формальный характер. Необходимо срочно создать специальные программы, методики и подготовить специально обученных профессионалов для тех же школ. К сожалению, сегодня школьники более осведомлены о наркотиках, психоактивных веществах, алкоголе, нежели учителя. Формальный подход дал то, что мы имеем сейчас, и такая ситуация – по всей России. Хотя основная часть вопросов относится к федеральному уровню: это и ТВ, и интернет, и социальное положение населения, но мы не должны позволить молодежи спиться. Меры надо принимать и на региональном уровне, и чем быстрее, тем лучше, объединив все ведомства и общественные организации в этом вопросе.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика