В феврале 2016 года тогдашний Глава Северной Осетии Тамерлан АГУЗАРОВ подписал указ, в соответствии с которым РКБ было присвоено имя заслуженного деятеля здравоохранения республики Эльбруса КУЧИЕВА. "Постановляю одобрить инициативу представителей республиканских учреждений и общественных организаций по увековечению памяти видного государственного и общественного деятеля, выдающегося организатора здравоохранения республики, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного врача РФ, заслуженного деятеля здравоохранения Северной Осетии, почетного гражданина Владикавказа Э.Б. Кучиева", – говорится в документе.
Спустя несколько месяцев в вестибюле больницы в торжественной обстановке был открыт бюст Эльбрусу Борисовичу. А что еще было сделано в этом направлении? Мы попросили прокомментировать ситуацию одного из инициаторов присвоения имени выдающегося представителя осетинского здравоохранения главной республиканской больнице – проректора СОГМА, доктора медицинских наук, министра здравоохранения РСО–А в 1995–2000 годы Таймураза Майрамовича БУТАЕВА.
– Эльбрус Борисович был поистине выдающейся личностью, настоящим патриотом, и это подтверждали все, кто знал его. По долгу службы мне посчастливилось дважды встречаться с бывшим министром здравоохранения СССР, академиком, Героем Социалистического Труда Борисом Васильевичем Петровским. Во время нашей первой встречи, узнав, что я из Северной Осетии, он воскликнул: "Вам повезло: у вас есть Кучиев! Это целая веха в здравоохранении Советского Союза"... И это было правдой, ибо именно Эльбрус Борисович создал в нашей республике четкую систему здравоохранения, открывая центральные больницы во всех районах, городские и республиканские учреждения, поликлиники… И то, что ее население сегодня может получать адекватную медицинскую помощь – в значительной степени его заслуга. В те годы такой обеспеченности врачами и стационарами, подобной доступности медпомощи нигде в масштабах страны больше не было. Скажу, что мы недооцениваем то, что он сделал для своей республики, но по сегодняшний день пользуемся плодами его труда.
Несколько лет назад, когда он ушел из жизни, я вместе с единомышленниками поднял вопрос о присвоении РКБ его имени.
– А почему именно Республиканской клинической больнице?
– Мы совсем не случайно выбрали ее. В те годы более четкой системы здравоохранения, чем у нас, нигде не было, и новые медицинские учреждения тоже строились. Но республика нуждалась в крупной клинической больнице. Однако тогдашний министр здравоохранения РСФСР Владимир Трофимов предупредил своего осетинского коллегу: "Кучиев, вы слишком много просите, знайте меру!" Осознавая, что действовать напрямую в данном случае чревато отказом, Эльбрус Борисович решил пойти другим путем – через депутатов Верховного Совета СССР от Северной Осетии. И когда согласно установленным правилам встал вопрос визирования данного объекта министром здравоохранения РСФСР, Владимир Васильевич, увидев пакет документов из СОАССР, возмутился. Вызвал "виновника" и возмущенно произнес: "Эльбрус Борисович, мы же просили вас умерить аппетиты!" Тот в ответ спокойно сказал: "Так это не моя инициатива, а наших депутатов". Трофимов, конечно, понимал, кто идейный вдохновитель проекта, и в порыве эмоций сказал: "Хорошо, я подпишу документ, но при одном условии. После завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию вы напишете заявление об уходе!" Э. Кучиев, недолго думая, ответил: "Да я хоть сейчас напишу заявление, только освободите меня от занимаемой должности, после того как будет построена многопрофильная больница". Министр подал ему бумагу и ручку. Затем забрал документ и вызвал своего тогдашнего заместителя С.Я. Чикина, отвечавшего за кадры, и передал ему заявление Эльбруса Кучиева…
Прошли годы, объект, на котором министр и вместе с ним его замы Б. Велицкий и Б. Тибилов "дневали и ночевали", наконец, сдали. Новая больница была настолько хорошо, качественно отстроена, что получила премию Совета министров РСФСР. Такой чести удостаивались очень немногие…
И вот, когда во Владикавказе появилось новое современное здание, Кучиев приехал в Москву, в Минздрав РФ, и записался на прием к Трофимову. Зайдя в кабинет, отрапортовал: "Уважаемый Владимир Васильевич, я пришел с вами попрощаться!" А тот уже слышал, что "детище" Кучиева получило премию Совмина, и произнес: "Как это "попрощаться"?! Вы куда-то уезжаете?" "Помните, я написал заявление об уходе? Объект сдан, неплохо построен. Он – один из лучших на сегодняшний момент в России, и теперь я должен сдержать свое слово". Трофимов позвонил Семену Яковлевичу Чикину, попросил принести личное дело Эльбруса Кучиева. Достал из папки заявление и, скомкав его, выбросил в урну…
Мне обидно, когда некоторые начинают оспаривать заслуги этого выдающегося человека: что, мол, Кучиев сделал для республики?! Все, что есть в здравоохранении Осетии – это в значительной степени результаты его труда. И РКБ ему далась такой ценой, что он готов был тут же уйти с занимаемой высокой должности…
– Что сделано с тех пор как открыли бюст во дворе больницы и мемориальную доску на фасаде дома, где жил Кучиев?
– Прошло немало времени с тех пор, как был подписан указ о присвоении РКБ имени Э.Б. Кучиева, но по сегодняшний день вопрос до конца так и не решен. Да, соответствующий документ вышел, но его ведь надо исполнить. Я дважды напоминал об этом теперь уже бывшему министру здравоохранения М. Ратманову, но дело до конца так и не доведено. В РКБ установлен бюст Эльбруса Борисовича, но ведь на этом процесс присвоения имени не заканчивается. Это должно быть зафиксировано и на вывеске у входа в стационар, и на печати больницы, на фирменных бланках медучреждения… Всего этого нет. Почему? Не знаю…
– Может, на это просто нет средств?
– Это не такие большие расходы… Самым трудным было изготовить и установить бюст. Надо отдать должное тогдашнему главному врачу Анатолию Касполатовичу Саламову. Многое он сделал за счет собственных средств. Хочется поблагодарить за помощь и руководителя ветеранского сообщества Солтана Наликовича Каболова.
И еще не могу не вспомнить такой момент. На открытие бюста из Кабардино-Балкарии приехал друг Э. Кучиева, бывший министр здравоохранения, с которым они работали одновременно, Мухадин Лякович Беров. Несмотря на возраст и нездоровье, он посчитал своим долгом приехать во Владикавказ. Вместе с ним были министр здравоохранения и зампред Правительства КБР. Из Чеченской Республики приехали замминистра здравоохранения, были гости из Ингушетии. Из нашего правительства не было никого…
Эльбрус Борисович Кучиев – представитель талантливой когорты организаторов советского здравоохранения. Самый "долговечный" министр, стоявший у руля республиканского ведомства 26 лет. Заслуженный деятель здравоохранения республики, заслуженный врач России, подполковник медицинской службы в отставке, почетный гражданин города Владикавказа, он пользовался большим уважением и авторитетом среди своих сотрудников и коллег, федеральных руководителей. Вот строки из телеграммы, которую прислали из Москвы на 85-летие Эльбруса Борисовича профессор Н.Т. Трубилин, бывший министр здравоохранения РСФСР, заместитель председателя Совета министров РСФСР, и академик РАМН Ю.М. Лопухин: "Все мы гордимся дружбой с Вами. Ваш вклад в развитие здравоохранения России переоценить трудно. Ваш талант выдающегося руководителя государственного масштаба в полной мере раскрылся на посту министра здравоохранения Северной Осетии. Когда в Москве собирались руководители здравоохранения России, мы невольно тянулись к Вам. Привлекали не только Ваши мудрость, талант, но и жизнелюбие, тонкий юмор, всегда открытое лицо и добрая улыбка…"
Так не пришло ли время отдать ему дань памяти и довести до логического завершения процесс присвоения его имени больнице?
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30