Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ГУП неограниченных возможностей

В Парламенте Северной Осетии в настоящее время рассматривается любопытный законопроект "О полномочиях государственного учреждения РСО–А по осуществлению функций единственного поставщика". Эту инициативу представил в уходящем году экс-министр здравоохранения республики Михаил РАТМАНОВ, и такая практика в ряде регионов действительно существует. Правда, с ней борется, как может, Федеральная антимонопольная служба. Против единого поставщика высказался на днях и Президент РФ Владимир ПУТИН.

По мнению минздрава республики, принятие такого закона "позволит централизовать в регионе систему закупок медицинских препаратов для лечебных учреждений", при этом функции единого поставщика предложено возложить на государственное автономное предприятие "Фармация и медтехника Осетии". Этот законопроект разделил парламентариев на тех, кто поддерживает такую инициативу, и сомневающихся в том, что отсутствие конкурентной среды приведет в итоге к положительному результату.

Итак, что ожидают от этого законопроекта? По оценке минздрава, создание в республике единого поставщика позволит значительно сэкономить бюджетные средства и сократить длительность закупочной процедуры. Комментируя документ, ведомство уточняет, что разработан он в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Отмечается и то, что с принятием закона руководители учреждений самостоятельно не смогут расходовать по своему усмотрению колоссальные финансовые средства, ведь задача – "приобретение медицинских препаратов и изделий медицинского назначения надлежащего качества по оптимальной цене".

Предлагаемая монополия не могла не насторожить руководителя УФАСа по Северной Осетии Романа Плиева, который считает, что "закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам". Согласно официальной позиции ФАС, закупка у единственного поставщика может осуществляться только органом власти в соответствии с его полномочиями. Однако законопроект предусматривает передачу исключительных полномочий государственному автономному учреждению, а "закупки всех лекарственных препаратов будут выведены из сферы действия закона о контрактной системе, что может привести к ограничению, а в некоторых случаях и устранению конкуренции на рынке лекарственных средств и медицинских изделий РСО–А". Такая позиция не случайна – ФАС России уже на протяжении ряда лет борется с подобной практикой в некоторых регионах страны.

Так, например, между Минздравом Мордовии и местным ГУПом "Фармация" был заключен в свое время контракт по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджетных ассигнований республиканского бюджета. Ежедневно учреждение заключало по 200 договоров с единственным поставщиком – получалось, что все поставки лекарств в республике на протяжении длительного времени осуществлялись в условиях отсутствия конкуренции. ФАС пришла к выводу, что экономии при этом – никакой, а если бы она и была, то это никак бы не отражалось на бюджете республики.

Возбужденные Федеральной антимонопольной службой дела в отношении Государственного собрания, правительства и Минздрава Мордовии были прекращены в связи с исполнением выданных предупреждений и исправления ситуации.

В Нижегородской области в течение нескольких лет также применялись различные антиконкурентные непрозрачные схемы закупок лекарств без проведения конкурсных процедур. В 2015–2016 гг. произведено таких закупок на общую сумму 10 млрд руб. На официальном сайте Заксобрания Республики Карелия был размещен проект закона № 170-VI "О полномочиях государственного предприятия на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций". Проектом закона "Карелфарм" наделялся полномочиями в качестве единственного поставщика, однако после вмешательства ФАС России проект закона был снят с рассмотрения.

Совсем свежий пример – Архангельская область, в которой принят областной закон от 19.02.2018 г. № 605-41-ОЗ, согласно которому ГУП Архангельской области "Фармация" оказывает услуги по лекарственному обеспечению медицинских организаций в качестве единственного поставщика.

Архангельский областной суд по иску АО "Мастерфаст", поддержанному ФАС России, признал закон недействующим, ограничивающим конкуренцию на рынке лекарственного обеспечения. Что не помешало правительству области, областному собранию депутатов, местному Минздраву и ГУПу "АО "Фармация" подать апелляционные жалобы.

Уполномоченный по правам предпринимателей в РСО–А Тимур МЕДОЕВ: "Инициатива явно не направлена на поддержку предпринимательства и развития конкуренции в обсуждаемой отрасли. Можно сделать вывод, что обсуждаемая инициатива будет служить ограничению конкуренции "со всеми вытекающими" – возможной спекуляцией и непредсказуемыми последствиями. Этот год вообще в стране был объявлен Годом развития конкуренции и борьбы с монопольными проявлениями. В республике утверждена соответствующая дорожная карта, и речь здесь идет не только о развитии бизнеса, но и обо всех видах конкуренции, а она, как известно, направлена на развитие экономики, относится к рыночным механизмам и только с их помощью можно добиться улучшения той или иной ситуации. В частности, если говорить о поставке медикаментов, то существенным оздоровлением отрасли может служить не объединение поставщиков, а консолидация заказчиков. Но эта работа – более кропотливая, требующая более внимательного участия регулятора. Именно эту работу и нужно сегодня проводить. Мы уже видели инициативы, направленные на создание окологосударственных структур, которые бы брали на себя те или иные функции по централизации и монополизации. Но этот период пройден, мы получили рыночные механизмы, которые доказали свою эффективность. Поэтому откат к нерыночным, непопулярным мерам считаю, существенным шагом назад".

Буквально на днях высказался по этому поводу и Президент РФ Владимир Путин, призвав уничтожить, как вирус, коррупционную составляющую: "Еще одна важная тема – пресечение негативной практики, когда власти регионов, игнорируя принципы конкуренции, определяют единственных поставщиков лекарственных препаратов. Такими привилегированными исполнителями, как правило, становятся местные унитарные предприятия. Да и бог бы с ними, если бы они корректно работали. Но это, как правило, не так, – подчеркнул Владимир Путин. – Эти предприятия ориентируются, прежде всего, на собственную выгоду, и, к сожалению, очень часто злоупотребляют своим монопольным положением на рынке, завышают цены, а других поставщиков нет, потому что назначаются единственные. Это приводит к завышению цены, а, значит, к уменьшению количества лекарств и числа людей, которые их получают".

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика