Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Как живете вы, "учитель-сан"?

Надо же! Послушаешь кое-кого из чиновников – выходит, что у нас вроде все хорошо, чуть ли не отлично... Но так ли оно на самом деле?

Прошла почти половина учебного года. Казалось бы, учебный процесс идет привычной чередой, все давно втянулись в нужный ритм. А если перечитать отдельные тревожные сообщения, то и дело появлявшиеся перед первым сентября в СМИ из разных районов республики о нехватке учителей различных предметов, в том числе родного и английского языков, математики? Правда, директора школ как-то сами выходят из положения. Отдельным преподавателям повышают нагрузку, другим предлагают вести сразу несколько даже не смежных предметов, так как иначе ничего не поделаешь... А вот выпускники-педагоги как-то не планируют работать по специальности. И даже введенные для них льготы вовсе не прельщают многих.

Что ж, правильно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот я побеседовала с целым рядом молодых людей. Сразу скажу, это были не самые приятные встречи. Кто-то отнесся к нашему разговору искренне, кто-то скептически, кто-то с недоверием. И все же картина как-то заметно прояснилась.

Кто придет (и придет ли вообще?) в школу нашего завтра? Тревожно. Ведь на подходе к почтенному возрасту, пожалуй, последние выпускники советской эпохи. Ну, поработают они после назначения пенсии еще с десяток лет. А потом?

Правда, утверждают, что свято место пусто не бывает. И еще звучат речи о новых формах завтрашнего обучения – экстернате, домашнем, дистанционном и так далее. Однако все это на уровне предположений. А школа – это, что ни говори, во многом все же учреждение консервативное. И какая бы новая техника, какие бы инновации ни появлялись на горизонте, класс и учителя в обозримом будущем все равно никто и ничто не заменит. И так будет еще очень долго... Так кто же встанет у доски, кто будет в дальнейшем вершить детские судьбы? Кто возьмет на себя миссию сеять "разумное, доброе, вечное"? Вопросы не из праздных. И, как мы видим, однозначного ответа пока нет.

А ведь началось это, увы, далеко не вчера. Сужу по тому, куда по окончании вуза шла молодежь, побывавшая на педпрактике даже десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Да куда угодно... кроме школы. Школа пугала, не удовлетворяла, а кое-кого даже отталкивала. Чем? Мне, учителю более чем с сорокалетним стажем, поверьте, говорить об этом больно и не очень приятно. Приведу несколько из услышанных мнений моих "визави".

Каким должен быть настоящий учитель?

Чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение как учеников, так и их родителей? Давайте посмотрим на результаты статистики. По мнению каждого третьего россиянина старше 18 лет (33%), в первую очередь учитель должен быть терпеливым. Профессионализм и превосходное знание предмета главным качеством идеального учителя считают 30% респондентов. По 18% опрошенных назвали такие качества, как любовь к детям и доброта. 11% респондентов упомянули выдержку и стрессоустойчивость, по 9% – объективность и умение донести свой предмет до учеников. По 7% россиян во главу угла ставят интеллект учителя и его любовь к своей профессии. Еще 6% наших сограждан назвали порядочность, 5% – внимательность. По мнению 4% опрошенных, идеальный учитель – мудрый, понимающий, грамотный, общительный, ответственный и умеющий заинтересовать свою аудиторию. Среди других качеств идеального учителя, названных россиянами, – чуткость, чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам и умение найти свой подход к каждому ребенку. Наверное, многие слышали шутку Ш. Петефи: "Школьник – это еще ничего, из которого может выйти все". Добавим: если рядом с ним будет идеальный учитель...

Мадина Ф.: "Идти в преподы?! И пробовать не хочу! Дома два лоботряса – мои племянники. По ним вижу отношение к школе и своему предмету. Да мой английский им нужен только для компьютера и разговорной речи. Ни в какие тонкости входить не хотят. Всякую грамматику по боку. Никакого интереса к учебе. Сама же я нормально зарабатываю. Сняла офис, плачу налоги. Все отлично. Учеников достаточно, в том числе взрослых. Да я, собственно, не одна такая. Вот решила получить второе высшее. А забивать себя школой... Это уже другая планета. Пусть она принадлежит кому-то, но только не мне".

Тамара Ц.: "Хочу увидеть свет, побывать везде! Вот почему выбрала иняз. А что сегодня значит учительская профессия? Объясните мне, только без пафоса. Цветочки по праздникам? Красивые слова из "ящика" о том, что "скажет спасибо сердечное" гвардия учеников? Да кто скажет?! На третий день о тебе забудут. Ребята уйдут, а ты начинай все, как попугай, заново. С первой строчки. Да, смотрю на мир без розовых очков. Рыба ищет где глубже, человек – где лучше. Хочу свободы! Хочу хорошо зарабатывать! Хочу признания своих способностей! И еще – чтобы меня никто не ломал всякими там бумажками и указами. Разве мои желания – это позор или преступление?! Нет, по-моему, это честное решение".

Таймураз О.: "Учитель – это призвание. Как врач, как актер. А без этого ты ремесленник. Мне же хочется другого. Сам я учителей от Бога не встречал. Не повезло. Да и память о школе так себе... Вот почему сейчас, когда заканчиваю магистратуру, думаю совсем о другом. Хочу учиться дальше. Думаю сдать CFA, для этого нужны знания английского и опыт работы по соответствующей специальности. Хочу стать менеджером общего профиля для работы в различных сферах деятельности. A CFA – профессиональный международный сертификат финансового аналитика – даст мне преимущества среди конкурентов. Уже сейчас читаю Швейзера... Одним словом, хочу жить достойно. Я не альтруист, понимаете? А учитель, если он настоящий, по сути своей именно такой".

Вот так и поговорили. Комментировать, честно говоря, сейчас ничего не хочется. Я много лет писала о нашем образовании, о десятках замечательных педагогов, которые работали и сейчас еще трудятся в наших учебных заведениях. Мне, прямо скажем, всегда везло на учителей. И в школе № 21 нашего города, где я училась, и в вузе, и в школах, где работала. Это были в основном настоящие энтузиасты, скромные, увлеченные, влюбленные в свое дело. Интеллигенты, стремящиеся к одному – вырастить честных, добрых людей, готовых взять на себя ответственность за наше завтра. Более того, несмотря на насмешки современного кинематографа, не совсем лестные картинки из Интернета, даже несмотря на сайт "Учительский портал", который часто полон горечи и неверия в лучшее, эти люди – оптимисты. Они делают все, что в их силах, для позитивных изменений, которых так ждет наше отечественное образование: в совсем иное отношение окружающих к учительской профессии, в появление новых общественных идеалов, в достойную оплату труда педагога, в более целенаправленное обучение молодежи в педагогических университетах. Все это, поверьте, намного важнее, куда сложнее тех технических достижений, которыми пытаются "взять" нынешнюю школу, ответственнее той порядком надоевшей возни с убогим ЕГЭ, так упорно, несмотря на негативное отношение к нему большей части общества, поселившемся в наших сознании и жизни.

Но сейчас разговор не об этом. Он о настоящем учителе, который не "работает с детьми", а живет с ними, делит радости и печали, взлеты и падения, не допускает фальши в отношениях. О таких, именно о таких людях, которых немало рядом с нами, я десятки лет собирала стихи и притчи, которые люблю безмерно.

Учитель-сан

Впечатления моего коллеги, побывавшего в Японии: "Однажды я спросил у своего японского коллеги, учителя Ямамоты: "Когда в Японии отмечают праздник учителей, как вы его встречаете?" Удивленный моим вопросом, он ответил: "У нас никакого праздника учителей нет". У меня мелькнула мысль: "Почему страна, где развиты экономика, наука и техника так неуважительно относится к учителю, его труду?"

Как-то после работы Ямамота пригласил меня в гости к себе домой. Поскольку он жил далеко от школы, мы поехали на метро. В вечерний "час пик" вагоны подземного поезда были переполнены. Кое-как протиснувшись, я стоял, крепко ухватившись за поручни. Внезапно дедушка, сидевший рядом, уступил мне место. Не понимая такого уважительного отношения со стороны пожилого человека, не мог принять его предложение, однако он был настойчив, и я вынужден был сесть. После выхода из метро я попросил Ямамоту объяснить поступок аксакала. Ямамота улыбнулся и, указав на мой нагрудный знак учителя, сказал: "Этот старец увидел твой знак учителя и в знак уважения к твоему статусу уступил свое место".

...Поскольку в первый раз шел в гости к учителю Ямамоте, было неудобно идти с пустыми руками, я решил приобрести подарок. Своими мыслями я поделился с Ямамотой, он поддержал меня и сказал, что впереди есть магазин для учителей, где можно приобрести товары по льготным ценам. Я вновь не удержал свои эмоции: "Льготы предоставляются только учителям?" Подтверждая мои слова, Ямамота сказал: "В Японии учитель – самая уважаемая профессия, самый уважаемый человек. Японские предприниматели сильно радуются, когда в их магазины приходят учителя, считают это большой честью для себя".

За время пребывания в Японии я неоднократно видел, как японцы безмерно уважают учителей. В метро для них существуют отдельные места, для них открыты отдельные магазины, учителя не стоят в очередях за билетом на любой вид транспорта. Зачем японским учителям отдельный праздник, когда каждый день их жизни словно праздник?

Пересказывая эту историю, я всем сердцем хочу, чтобы и наше общество выросло до такого уровня, до такого отношения к учителю, а учителя были достойны такого высокого звания! Пусть в груди у всех нас бьется гордость!"

Что ж, время покажет... Возможно, кто-то, прочитав эти размышления, вспомнит слова Н. А. Некрасова: "Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе..." Однако я верю! Надеюсь! Жду! И думаю, что все изменится. Когда? Не знаю. Но это будет!

И самое последнее. Совсем недавно у японского премьера спросили, как его страна достигла такого высочайшего развития. Он без раздумья ответил, что все совершенно просто: они дали учителю зарплату министра, неприкосновенность дипломата и почет императора. Как это справедливо, не так ли?

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика