Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Анахронизм с печатью

Два месяца назад "СО" писала об изменениях в порядке регистрации граждан в материале "Прощай, домовая книга!" (28.09). В статье рассматривались такие новшества, как отмена домовой книги и поквартирных карточек. На вопросы редакции о том, как это отразится на жизни россиян, ответил руководитель общественной организации "Ваше право" Заур ТАНДЕЛОВ.

– Заур Валерьевич, в связи с отменой домовых книг остался, пожалуй, самый интересный вопрос: а что с ними теперь делать?

– То же, что и с остальными ненужными книгами – положить далеко на полку или сдать в макулатуру! Про макулатуру, конечно же, шутка, потому что в нашей стране у вас могут потребовать даже то, что отменено…

– Например, наши читатели в письмах и по телефону сетуют, что для получения льгот в государственных органах для перерасчета стоимости ЖК-услуг у них по-прежнему требуют справки о составе семьи из управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, выдаваемые по домовым книгам. А сами домкниги требуют в отделах ВД для регистрации родственников.

– Прежний регламент регистрационного учета граждан принимался и исполнялся федеральной миграционной службой и действительно предусматривал возможность выдачи справок о составе семьи рядом негосударственных организаций на основе сведений из вашей домовой книги. Помимо названных вами организаций это были еще и органы муниципальной власти.

А органы регистрации (ФМС) заводили на каждого взрослого гражданина страны карточку регистрации с личными данными по форме №9. Однако она не предусматривала внесения в нее никаких данных о членах семьи этого человека.

Тем не менее в Интернете по-прежнему "гуляет" неправильная информация о том, что справка о составе семьи и есть "форма №9". На самом же деле мне нигде не удалось найти документ, который утверждает правовой статус, порядок выдачи и форму справки о составе семьи.

Другими словами, в правовом отношении справка о составе семьи просто не существует! То же, что выдается всякими организациями как данная справка, является отсебятиной и не имеет юридической силы.

– Но, по крайней мере, раньше это была заверенная печатью выписка из домовой книги, записи в которую вносила ФМС. А что же теперь будет?

– Как известно, теперь отдельный орган регистрации граждан – ФМС – не существует, а его полномочия вернули МВД. В связи с этим министерство и приняло в последний день прошлого года свой регламент по регистрации граждан.

Он начал действовать с апреля текущего года. Надеюсь, что теперь-то ситуация вернется в нормальное положение, потому что раньше она была поставлена с ног на голову! Я говорю о том, что гражданин изначально не должен собирать и представлять ни в какие организации никакие справки о себе. Это обязанность тех органов и организаций, куда он обращается за какими-то услугами.

Об этом говорит принятое еще в 2009 г. постановление правительства страны № 754 о создании механизма межведомственного электронного документооборота. Его частью, обращенной к гражданам, являются многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Смысл работы МФЦ в том, что для получения услуг – льготы или перерасчета квартплаты в связи с изменением состава жильцов квартиры или частного дома – гражданину достаточно только подать соответствующие заявления. А сбором документов, подтверждающих его право на льготы или перерасчет, должны заниматься те органы и организации, куда он обратился.

Правда, пока таким образом можно получить очень ограниченное количество услуг, но государственная задача – перевести в такой режим абсолютно все услуги.

– Даже не верится, что такое может быть, ведь еще со времен Райкина нас заставляли "приносить справки о том, что нам нужны... справки"!

– В том-то и дело, что выписывание "справок о составе семьи" – это наследие еще советской бумажной бюрократической системы. Оно устарело морально, физически, но главное – в правовом отношении!

Сегодня персональные данные охраняются федеральным законом и могут храниться и использоваться только государственными органами в закрытом режиме. Вот почему домовая книга давно превратилась в анахронизм, а требования чиновников предоставлять копии документов родных просто нарушают закон!

Персональную информацию могут запрашивать и получать по закрытым каналам только по официальному запросу и только с определенной целью организации, уполномоченные для решения только данной задачи, например, для предоставления льгот или ЖК-услуг.

– Но ведь продолжают везде требовать, а управляющие компании еще и шантажируют своих жильцов отказами в выдаче справок, пока те не погасят долги за техобслуживание…

– Подобный шантаж – правонарушение, и такая компания может запросто лишиться лицензии на работу, стоит только кому-то пожаловаться на подобный произвол в прокуратуру или даже в жилинспекцию! Но меня эта ситуация не удивляет, потому что даже на портале госуслуг до сих пор "висит" устаревшая информация.

Если запросить портал о "справке о составе семьи", то получишь такой ответ: "Получить справку по форме № 9 (она же – справка о регистрации или выписка из домовой книги) можно в жилищно-эксплуатационном учреждении; в МФЦ, если в вашем регионе заключено соглашение об оказании этой услуги между МФЦ и органом федеральной власти; в территориальном отделении ГУВМ МВД; в органах местного самоуправления; в паспортном столе".

Получить справку о составе семьи могут либо собственник жилья, либо тот, кто прописан в квартире. Необходимо предъявить паспорт. Не забудьте заранее снять копии с документов, которые удостоверяют личность жителей, имеющих регистрацию по конкретному адресу (для взрослых это будет паспорт, для несовершеннолетних детей – свидетельство о рождении), а также с документов на квартиру.

Поразительно, но портал до сих пор "не знает", что формы №№9 и 11 – "домовая книга" – уже полгода как отменены! О каких же выписках из них может идти речь?!

Мне могут возразить, что у большинства людей домовые книги сохранились. Но что делать тем, кто не успел их завести до приказа МВД или после их отмены?

О других анахронизмах, попавших и в эту информацию, уже отмечено выше.

– Но, с другой стороны, в информации уже говорится о получении справки по форме № 9 через МФЦ!

– Говорится, но вот получить ее через портал госуслуг и республиканские МФЦ невозможно! Через портал ГУ можно получить только адресно-справочную информацию в отношении физического лица, причем только в виде бумажной справки, а не в электронном виде. Через МФЦ нельзя получить и такую услугу.

А справки о составе семьи нет в перечне предоставляемых порталом и МФЦ услуг, потому что, как я уже говорил, такая форма попросту юридически и физически отсутствует.

– И что теперь отвечать людям на требования чиновников принести домовую книгу или справку о составе семьи?

– Просто посылать таких чиновников в… МВД! То есть требовать, чтобы они сами запрашивали необходимые для оказания вам услуги ваши персональные данные и при этом полностью отвечали за их сохранность.

Однако я понимаю, что в реальности добиться этого удастся нескоро хотя бы потому, что о новом регламенте знают даже далеко не все чиновники. Предстоит большая работа по перестройке их мышления и механизма документооборота, а стимулировать эти процессы должно гражданское общество!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика