Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Карты, деньги и ва-банк!

…Мой рабочий день начался с поиска "жертв". Из списка своих контактов я подбирала людей разных возраста и рода занятий, но прежде всего тех, в ком была уверена, что они не обидятся за втягивание их в мой "следственный эксперимент".

Первым "пострадавшим" стал Сармат. Он – представитель небольшой фирмы, много времени проводит за рулем, развозит заказы клиентам и не всегда внимателен в разговоре по телефону. "Доброе утро, я сотрудница банка N (я точно знаю, клиентом какого именно банка является мой собеседник, а потому произнесла его название). С вашей карты ошибочно были списаны деньги на оплату коммунальных платежей другого человека, по его вопросу есть судебное решение, но реквизиты оказались вашими. Вы не могли бы продиктовать мне CVС (3 цифры на оборотной стороне) вашей карты, чтобы я могла проверить, кто провел операцию?" – я старалась говорить низким голосом и убедительно. "А когда произошло списание?" – Сармат заметно заволновался. "Вчера", – я продолжила импровизацию. "Секундочку, я достану карту", – чуть замешкавшись, ответили на другом конце провода, и тут я поняла, что пора "опускать занавес"…

"Сармат, ну как ты мог так легко поверить такому "разводу?!" – после того как призналась, кто я и с какой целью позвонила, мой друг детства заметно приуныл. Он сказал, что на эсэмэску бы точно не ответил, а поскольку я позвонила с городского номера телефона, да еще и говорила вполне убедительно, мужчина решил, что я не могу быть мошенницей. К тому же его ввело в заблуждение то, что случаи, когда с человека без его ведома списывают долги за коммуналку, в последнее время происходят все чаще.

Затем я повторила свой эксперимент со школьной учительницей и, да простит меня моя подруга, с ее бабушкой. В обоих случаях мне наотрез отказались что-либо озвучивать. Понятно, что результаты подобного эксперимента с малым числом респондентов не могут быть репрезентативными, однако очевидно, что все еще есть люди, которых можно обмануть и лишить сбережений.

А потому нелишним будет узнать о том, какие схемы сейчас наиболее актуальны среди мошенников, и каким правилам нужно следовать, чтобы не попасться на их удочку. Согласилась мне помочь разобраться в теме управляющий отделением Национального банка по РСО–А Ирина Дзиова.

– Ирина Эльбрусовна, какие схемы отъема денег у населения сегодня наиболее часто используются кибермошенниками?

– Несмотря на то что объем похищенных с банковских карт средств в целом по стране ежегодно снижается, количество попыток преступников завладеть чужими деньгами увеличивается. Мошенники проявляют все больше изобретательности, однако и система противодействия им постоянно совершенствуется. Население тоже становится финансово грамотнее, осмотрительнее, и проведенный вами эксперимент это в какой-то мере продемонстрировал. Что касается собственно схем, которые используют мошенники, то принципиально они не сильно изменились, но стали более изощренными.

Например, на телефон приходит сообщение о блокировке карты. И абоненту предлагается связаться по указанному номеру телефона с "представителем банка", который проинструктирует его по поводу дальнейших действий, чтобы избежать списания средств. Если человек реагирует на сообщение и перезванивает, мошенники пытаются выведать у него данные карты, включая CVC и PIN-код, либо предлагают адресату совершить некие манипуляции с использованием банкомата, в результате чего у него списывают деньги.

Все еще активно мошенники используют сайты объявлений. На продажу якобы выставляют товар, а доверчивому покупателю, отозвавшемуся на объявление, предлагают перевести аванс за покупку на номер сотового телефона или электронного кошелька. После этого "продавца" и след простывает.

Чаще злоумышленники представляются покупателями: аферисты звонят людям, разместившим объявление, и изъявляют желание сделать предоплату за понравившийся им товар, чтобы его не приобрел другой человек. Мошенники сначала получают данные банковской карты человека, продающего товар, а затем под предлогом, что у них не получается совершить перевод, пытаются выяснить "код безопасности" держателя карты, который банк отправляет по смс. Выяснив "код безопасности", мошенники переводят себе деньги со счета продавца.

Распространенная раньше схема "мама, кинь мне срочно деньги на счет" сменилась другой, но похожей. Мошенник звонит на мобильный телефон и, выдавая себя за близкого родственника, сообщает о том, что задержан за совершение правонарушения или преступления и ему срочно нужны деньги. Поводы могут быть абсолютно разными, будь то авария, драка или что-то еще. Злоумышленник также может представиться работником правоохранительных органов или знакомым ваших родных. Собеседник убеждает, что уже не раз помогал людям таким образом, и предлагает перевести деньги на указанный счет. Поддавшись панике, человек может выполнить условия и потерять деньги.

В 2017 году в целом по стране в результате более чем 300 тыс. несанкционированных операций со счетов граждан было похищено около 1 млрд рублей.

ЦИФРА:

– Наверняка есть несложные правила для держателей банковских карт, следование которым поможет защитить деньги на них?

– Да, правила совершенно простые, но нелишне будет их напомнить. Не следует ни при каких обстоятельствах сообщать никому CVC и PIN-код карты, записывать PIN-код на бумаге и хранить рядом с картой. Если у вас возникли сомнения относительно судьбы денег на счете, звоните в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты или на его сайте. Безусловно, не стоит совершать покупки у незнакомых людей, если у вас требуют предоплату. Если вам сообщают о происшествии с участием ваших родных, не паникуйте, попросите перезвонить через пару минут, а сами попытайтесь связаться с близким человеком или с его знакомыми и друзьями.

Во время расчетов, передавая карту продавцу или официанту, не упускайте ее из виду. Вводите PIN-код так, чтобы он не был виден посторонним. Желательно завести отдельную карту для расчетов через Интернет и POS-терминалы и не хранить на ней крупные суммы. Подключите функцию смс-оповещений по операциям своей карты и проверяйте их. Если вам поступило два сообщения о списании одной и той же суммы, позвоните в банк и проверьте, действительно ли имело место двойное снятие средств со счета.

– В сентябре вступил в силу закон, который призван защитить клиентов банков от кражи денег со счетов. Теперь банки должны приостанавливать операции по подозрительным переводам. Как действует новый закон?

– Одним из механизмов, который позволяет защищать деньги клиентов на счетах, являются приостановка подозрительных транзакций или блокировка средства платежа (например, интернет-банка или мобильного банка), если у банка возникает подозрение, что контроль над этим средством платежа захватил мошенник. Механизм защиты денег на счетах клиентов банки должны определить сами. В том случае, если транзакция кажется банку подозрительной, его представитель должен незамедлительно связаться с клиентом для подтверждения легитимности этой операции. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок быть не должно. Клиент просто подтверждает, что именно он совершает операцию, и она будет произведена. Способ связи с клиентом прописывается в договоре.

– А как должен действовать банк, если человек недоступен по указанному в договоре телефону? Ведь он мог сменить номер или, к примеру, в отпуске решил отказаться от всех видов контактов с внешним миром и отключил мобильное устройство...

– Если в течение 48 часов банк не сможет связаться с клиентом, то он обязан разблокировать подозрительную транзакцию, то есть осуществить приостановленный платеж. Если операцию совершал преступник, то владелец карты может потерять свои деньги. Поэтому рекомендую всегда сообщать своему банку актуальные контактные данные и даже в зарубежных поездках оставаться на связи. Нелишним будет также предупредить свой банк, если вы собираетесь за границу или планируете особо крупную покупку.

– В каких конкретно случаях банки обязаны проявить бдительность?

– Есть критерии подозрительных операций, разработанные Банком России, а банки могут их детализировать и конкретизировать с учетом платежного поведения своих клиентов и политики риск-менеджмента. Например, сигналом может стать ситуация, когда с одного счета неожиданно идут переводы на большое количество других. Это касается не только физических, но и юридических лиц. Или, скажем, ежемесячные траты клиента составляли относительно постоянную сумму, а потом вдруг единовременно совершается перевод крупных сумм. В этих случаях банки должны проявить повышенную бдительность и позаботиться о сохранности денег на вашем счете. Но, конечно, не стоит пренебрегать и теми советами, которые я дала выше.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика