Одним из цитируемых лозунгов современности стал постулат о том, что "мы разные, но мы равные", призывающий общество не отторгать людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако до этого знака равенства должны дорасти обе стороны: одни – морально, а другие – и морально, и физически. Именно поэтому на начальном этапе непростого процесса социализации людям с ОВЗ просто необходимо особое отношение: особенно внимательное, чуткое и доброе. Квинтэссенцию такой заботы можно прочувствовать в Республиканском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
4,5%, или более 1 млн 200 тысяч человек. За этой статистикой Минздрава РФ – дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. И 70% из них – мальчишки и девчонки с умственной отсталостью. "А если взглянуть на сведения республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, то мы увидим, что численность детей с ОВЗ, среди которых преобладают ребята с различными формами нарушений психического и соматического развития, с каждым годом увеличивается. Это нарушения генетического характера (болезнь Дауна), расстройство аутистического спектра (РДА), тяжелые множественные нарушения развития, которые сопровождаются интеллектуальной недостаточностью", – своими профессиональными наблюдениями делится директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Владикавказа Залина Бритаева. Для нее каждая из этих цифр становится отдельно взятой ситуацией конкретного ребенка, с которым ей и ее коллективу приходится работать.
Как строится эта непростая деятельность, меняются ли под влиянием современности и подходы в работе с особенными детьми? Об этом мы и спросили у руководителя учреждения.
"Такие дети нуждаются в создании специальных условий получения образования, включающих в себя использование соответствующих образовательных программ и методов обучения, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, а также в постоянном сопровождении специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда", – по словам Залины Мирославовны, без создания особых условий освоение программы такими детьми значительно затруднено или практически невозможно.
"Дети с умственной отсталостью – наиболее уязвимая категория. Им в силу психофизиологических возможностей особенно сложно адаптироваться в среде общеобразовательной школы, в отличие от других детей с ОВЗ (слабовидящих, слабослышащих, детей с ДЦП) с сохранным интеллектом. Ведь этот диагноз предполагает и нарушение эмоций, воли, поведения, общения. Часто дети с интеллектуальной недостаточностью, приступив к обучению в обычной школе, сталкиваются с проблемой отчуждения, неприятия со стороны сверстников, в результате чего у них нарушается психоэмоциональное состояние, появляются агрессия, неврозы, нежелание идти в школу".
И хотя современная система образования активно внедряет различные формы инклюзии, такие центры реабилитации и коррекции не утрачивают своей значимости.
"В нашем учреждении получают комплексную индивидуально-ориентированную помощь дети, имеющие отклонения в интеллектуальном, речевом, сенсорном, коммуникативном, эмоциональном и двигательном развитии", – рассказывает Залина Бритаева.
Сегодня в центре обучаются более 340 детей. Работа учреждения организована по принципу круглосуточного и дневного пребывания для детей в возрасте от 4-х до 18 лет.
"С 1 сентября 2016 года мы осуществляем свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуем адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. Наш центр работает на стыке педагогики, психологии, медицины, решая широкий спектр актуальных вопросов коррекции, реабилитации и интеграции обучающихся в общество".
Весомую роль в достижении успешного результата играет коллектив. Это не просто педагоги, а люди, увлеченные самой идеей – дать образование и социальные навыки детям, которые хоть сегодня и не как все, но уже завтра должны быть готовы к общению на равных. Разумеется, это не просто, а иной раз и недостижимо. Однако каждый из наставников находится в постоянном поиске путей оптимального и эффективного сопровождения и развития детей, изучая и внедряя инновационные коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные технологии.
"С целью раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания им своевременной квалифицированной помощи в центре функционируют две дошкольные группы для детей от 4 до 8 лет с нарушениями в развитии. Опыт ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие".
Учет актуальных возможностей, взятые за основу охрана и укрепление здоровья, создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности, – это те принципы, по которым выстраивается индивидуальный подход в обучении особенных деток.
"Преимущество наших педагогов – многолетний опыт. И сегодня они совместно с узкими специалистами успешно реализуют инновационные программы, разработанные на основе комплексного индивидуального подхода, способствующие лучшему усвоению знаний обучающихся. Для эффективного проведения коррекционно-развивающей и оздоровительной работы в центре функционируют кабинеты: ЛФК, физиотерапии, электропунктурой диагностики и квантовой терапии, кабинет психоэмоциональной разгрузки, кабинет Монтессори. Применяется фито-, арома- и оксигенотерапия. Для лечения и укрепления здоровья проводится массаж: общий, точечный, с применением кровати-массажера Nuga Best и массажного кресла, лечение УФО, СМТ, электросон", – во время экскурсии по центру то и дело встречаешь детей, увлеченно занятых каждый на своей территории. Невольно задумываешься о том ворохе проблем, который совершенно незаслуженно навалился на этого малыша. Однако, получая в ответ на свое приветствие улыбку, понимаешь – помимо всего прочего здесь детей учат быть счастливыми.
Вторая половина дня отдана под воспитательную работу, направленную на развитие нравственных, моральных, эстетических качеств личности ребенка, привитие трудовых навыков. Ведутся кружки, факультативные занятия, позволяющие учитывать индивидуальные особенности, интересы и способности воспитанников.
"Мы хоть и работаем с особенными детьми, но от общих традиций не отходим, поэтому у нас и праздники тематические проводятся, и различные конкурсы. К примеру, наши ученики занимают призовые места на городском конкурсе рисунка, конкурсе по экологии. Они же все по-своему талантливы, а их своеобразный взгляд на мир лишь помогает им в творческой реализации. Мы ежегодно участвуем и в фестивале среди детей с ОВЗ "Шаг навстречу".
Прогрессивный результат коррекционной работы центра обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет система, организованная по принципу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Приоритетным направлением здесь является трудовая подготовка. "Значимым достижением для нас стало создание условий в получении углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки ребят. Мы стараемся учитывать востребованные сегодня специальности, а потому обучаем по направлениям слесарного и швейного дела. Благодаря поддержке Минобразования РСО–А и участию в программе "Доступная среда" материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса в центре соответствует современным требованиям и способствует успешной реализации образовательных программ. Например, все учебные кабинеты начального звена обеспечены автоматизированными рабочими местами педагога. А оно включает не только собственное компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование (мультимедийный проектор, интерактивная доска, МФУ)".
Несмотря на важность получаемых знаний и навыков, своей основной целью коллектив центра видит социализацию своих воспитанников. И эта интеграция еще сложнее и длительнее, чем обучение, скажем, швейному мастерству. Но объективности ради стоит сказать, что практически у каждого из ребят можно проследить положительную динамику с момента их поступления в учреждение и до нынешнего дня. "Большинство детей к концу обучения могут не только читать, писать, считать, танцевать, но и обучены правилам поведения в обществе и правилам гигиены. Многие выпускники центра продолжают обучение в профессионально-технических училищах, приобретая рабочие специальности", – подтверждает директор центра Залина Бритаева, которая старается не терять из виду своих бывших учеников и поддерживать связь как с ними, так и с их семьями.
Каждый ребенок – это личность. И особенные дети – вовсе не исключение, а скорее, наоборот: у них уникальный характер, не похожее на сверстников мироощущение, свои пути познания и приобретения каких-то умений. И важно учитывать не только ограниченные возможности ребят, но и их индивидуальность. И только такой подход будет способствовать их самореализации и, как итог, успешной интеграции в общество. Отрадно, что в центре это не просто понимают, но и довольно успешно применяют. Осталось еще, чтобы и мы поняли и приняли.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30