Абсолютное большинство многоквартирных домов обслуживается управляющими компаниями. Они ответственны за проведение текущего ремонта каркасов зданий, инженерных сетей, мест общего пользования и уборку дворов. Словом, забот много, а удается ли и как решать их? – с таким вопросом "СО" обратилась к одному из опытнейших работников сферы ЖКХ республики, директору УК "ИЦ" Измаилу ЦОПАНОВУ.
– Измаил Хаджумарович, какое хозяйство вам досталось – беспокойное?
– Еще какое! Почти три десятка многоподъездных 5- и 9-этажек. Все дома уже в "зрелом возрасте" – около 35 лет, а это значит, что износ отопительных, водопроводных и электросетей приближается к 70%. Из этого следует, что большие и маленькие аварии случаются почти ежедневно.
Природа тоже старается, чтобы у нас работы не убавлялось: в один год град повредил кровли, на следующий – ураган. Повреждения были такими, что крышам требовался капитальный ремонт, который должна осуществлять другая организация. Однако жители и руководство города спрашивали за текущие крыши в первую очередь с нас, вот и приходилось в меру сил устранять последствия стихии…
– Но тогда ликвидацию последствий финансировал федеральный бюджет!
– После града – да, а вот после урагана ни копейки не выделили!
– А где же вы брали средства на ремонт?
– Там же, где и на все остальные выполняемые нами плановые работы – из платы жителей на техобслуживание домов. Только вот уровень оплаты едва достигает половины от требуемого!
– Как же вы выкручиваетесь? Или вам хватает и половины?
– Совершенно не хватает! В нашей компании около двух с половиной десятков сотрудников рабочих профессий – две бригады слесарей и сварщиков, дворники, а также небольшой руководящий состав. Летом нанимаем кровельщиков для текущего ремонта крыш.
При этом отмечу, что зарплата даже у самых квалифицированных работников – сварщиков – очень скромная, в районе 17 тыс. руб. Ну, скажите, кто сегодня пойдет на такие зарплаты? По этой причине мы уже лишились бригады маляров. А что касается руководящего состава, то порой получаем зарплату частично, так как в первую очередь рассчитываемся с рабочими и бюджетом, а на себя уже не хватает!
Поэтому зачастую стройматериалы, трубы, вентили одалживаем у знакомых под честное слово.
– Сказывается ли такая ситуация на качестве вашей работы?
– Представьте себе, нет! Мы полностью выполняем подготовку домов к отопительному сезону, все заявки жильцов на устранение аварий в день их поступления, дежурим на этот случай в выходные дни…
– Если все так, то почему вы собираете лишь чуть больше половины платы за техобслуживание?
– Это объясняется крайне низким уровнем сознания как раз той части жильцов, которые не платят. Не хотят влиять на них и более сознательные соседи, те, кто платит сам, и старшие домов и подъездов. Они не хотят портить отношения друг с другом и все перекладывают на нас. Мы пытаемся проводить собрания, но не можем просто собрать жильцов для разговора.
Есть и другой путь – взыскивать долги принудительно. Подаем требования в суд, но они рассматриваются по нескольку месяцев, а потом еще столько же времени находятся на исполнении у судприставов.
– Суммы большие?
– Те, что в судах и у судприставов, начинаются от 30 тыс. руб., а остальные тоже в среднем превышают 10 тыс.
– Должники как-то объясняют свои долги?
– Чаще всего слышим отговорку, что мы ничего не делаем, поэтому они нам не платят. Требуют сначала работу, а уже потом – деньги. Пытаемся объяснять, что постоянно выполняем объемы работ даже больше, чем уровень оплаты, что без денег сегодня невозможно начать работы, а без их ритмичного поступления в полном объеме – поддерживать высокий уровень объемов и качества услуг.
Пользуясь случаем, хочу еще раз объяснить нашим клиентам: кроме дохода за услугу "управление эксплуатацией жилого фонда" других источников финансирования у нас нет!
При этом сами жильцы помимо неплатежей нарушают практически все правила и запреты, мешая нам предоставлять услуги своим соседям, которые обрушивают свой гнев на нас же. Повальными стали нарушения работы отопительной системы – незаконные врезки, установка оборудования меньшего сечения, дополнительные батареи, отсутствие байпасов и так далее.
Часто сталкиваемся с тем, что не можем попасть в квартиры верхних этажей для спуска воздуха в отопительной системе или добраться до водяных стояков, потому что они заложены кафелем, с захламлением чердаков и подвалов, да и просто с невозможностью войти в подъезды с кодовыми замками…
– И как же со всем этим бороться?
– Ситуация в жилищно-коммунальной сфере не должна быть головной болью управляющих компаний, муниципальной и республиканской власти. Необходимо в комплексе решать вопросы и просвещения граждан, и усиления их правовой ответственности за нарушения жилищного законодательства, и разноплановой государственной поддержки предприятий нашей отрасли.
В противном случае ситуация зайдет в правовой и финансовый тупик. За систематическим предоставлением услуги по техобслуживанию в кредит неминуемо последует самоликвидация наших организаций, и многоквартирные дома останутся вообще без технического обслуживания.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30