Только за минувший год по статье УК РФ "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации", по данным Верховного суда РФ, которые приводит "Российская газета", были осуждены 257 человек, и эта цифра значительно больше предыдущих. В этой связи суд дал специальные разъяснения, когда "шпионская" техника неподсудна.
"Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 1381 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и сбыт именно таких средств, – так говорится в постановлении ВС РФ. – Например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения".
Постановление особо подчеркивает: в таких делах всегда надо уточнять цели человека. Если гражданин планировал собирать тайное досье на соседей – это, безусловно, подсудно. Однако, когда в декабре 2017 года Президент России узнал, что в Уголовном кодексе РФ есть статья, по которой могут осудить за покупку GPS-трекера, очень удивился и пообещал тогда лично разобраться в деле фермера из Курганской области Евгения Васильева, которого обвинили в "негласной слежке" за своей коровой. В итоге прокуратура отозвала из суда "дело фермера-шпиона" и пообещала проверить все материалы, касающиеся незаконного оборота спецсредств для слежения.
Смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т. п. могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию, уточняется в постановлении. Если суд не может сам определиться, может ли техническое средство быть использовано для негласного получения информации, то ему следует вызвать на процесс соответствующего специалиста, указывает ВС.
Не могут быть квалифицированы как преступление "действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан".
Еще одно резонансное положение – обнародование переписки или телефонных переговоров граждан по прямому умыслу. Это является преступлением. В постановлении отмечается, что "ответственность наступает независимо от того, составляют передаваемые в переписке, переговорах, сообщениях сведения личную или семейную тайну гражданина или нет".
Незаконный доступ к содержанию переписки и переговоров, как сообщает Верховный суд РФ, может состоять в ознакомлении с текстом переписки, прослушивании телефонных переговоров, звуковых сообщений, их копировании, записывании с помощью различных технических устройств и т. п.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15
-
150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30Выставка легендарного Азанбека Джанаева в Национальном музее23.11.2018 12:45