Умение вести конструктивный диалог – незаменимый навык, который оттачивается нами с малых лет. Насколько в этом преуспели современные подростки, станет известно по результатам итогового собеседования по русскому языку в 9-м классе.
Нововведение направлено на проверку навыков устной речи у школьников. Важное уточнение: это не "устная часть" ОГЭ по русскому языку, а самостоятельная процедура допуска к государственной итоговой аттестации. После двух лет разработки модель проведения итогового собеседования в заключительном варианте состоит из 4 заданий: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. Результатом будут являться "зачет" либо "незачет", которые, в свою очередь, складываются из набранных баллов за каждое задание: суммарный максимум – 19 баллов, для получения допуска к ОГЭ необходимы минимальные 10.
Ставшее обязательным устное испытание для школьников уже прошло апробацию во всех субъектах Российской Федерации в 2017–2018 учебном году. Итоги тренировочного собеседования показали готовность к данной процедуре. Однако возникает вопрос: учитывалась ли психологическая готовность учащихся и их родителей, что в ГИА появился еще один пункт, неукоснительный к исполнению? Об этом мы поговорили с заведующей кафедрой психологии СОГПИ, внештатным экспертом-психологом Минобрнауки РСО–А Мариной Зотовой.
"Это новое собеседование – хорошо забытое старое, однако для сегодняшних девятиклассников оно будет новшеством и с психологической точки зрения. Современный формат общения посредством соцсетей и мессенджеров сместил на второй план вербальную коммуникацию. Однако школьники должны понимать, что у них есть возможность пересдачи собеседования, поэтому стоит не создавать излишнее эмоциональное напряжение, а собраться с мыслями и максимально эффективно преодолеть это испытание", – убеждена специалист. И действительно, по аналогии со схемой проведения итогового сочинения в 11-х классах предусмотрены три даты проведения устного собеседования. В 2018–2019 учебном году – 13 февраля, 13 марта и 6 мая, что дает учащимся две попытки пересдать процедуру при получении "незачета".
Марина Зотова объективно отмечает, что учиться говорить на актуальные темы и аргументировать свое мнение подростки должны не только во время уроков. Так часто звучащая в последнее время мысль о том, что родители должны разговаривать со своими детьми, обрела еще один весомый довод. К тому же тематика монологических высказываний, предлагаемых на собеседовании, разнообразна, понятна и близка каждому школьнику: ценность семьи и друзей, социальные вопросы, технический прогресс и его последствия и т.д. "Убеждена, что не менее значима в успешном результате роль собеседника-экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь ребенку раскрыться на собеседовании, поддержать, снизить чувство страха и неуверенности – эмоционально реагировать на действия ученика, – рассказывает психолог. – Иными словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции подростка и при этом контролировать свои, поддерживать рабочий настрой, помогать выражаться юному собеседнику. В какой-то степени для педагога это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать диалог".
* Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования. * Активно участвуйте в работе класса как на уроке, так и на внеклассном занятии. * Давайте полновесные ответы на вопросы. * Не бойтесь высказывать собственное мнение. * Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривайте теленовости, слушайте радио и анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. * Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите домочадцам новый материал, который вы узнали на уроке.
Однако больше самих школьников всегда волнуются их родители, которым специалист также настоятельно рекомендует прислушаться к советам. Ведь именно психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. "Откажитесь от "ложных" способов поддержки, среди которых – гиперопека и навязывание нереальных стандартов. Вы должны основываться на подчеркивании способностей ребенка, возможностей его положительных сторон. Не повышайте тревожность школьника обсуждениями предстоящего собеседования или экзамена – с ним самим или с кем-то посторонним. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Лучше похвалите его за то, что он делает хорошо. А еще лучше – найдите время, чтобы послушать его монологи, попробуйте выступить в роли экзаменатора и задать вопросы". По мнению Зотовой, родители должны контролировать режим подготовки ребенка, не забывая, что в его распорядке дня занятия непременно должны чередоваться с отдыхом. Особенно это важно перед самим испытанием: последние 12 часов перед собеседованием должны уйти на подготовку организма, а не знаний. "Вечером накануне экзамена школьник должен прекратить заниматься, пусть он прогуляется, примет душ и вовремя ляжет спать – истины, о которых мы часто забываем. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, вдохнуть полной грудью и идти дальше. Поэтому не запугивайте детей, напоминая им об ответственности предстоящего собеседования. Это не повышает мотивацию, а, напротив, создает эмоциональные барьеры".
Также одной из причин предэкзаменационного стресса психолог считает ситуацию неопределенности. А потому рекомендует заблаговременно ознакомиться с правилами проведения собеседования. Тренировки в решении пробных ситуаций снимают чувство неизвестности.
Завершая беседу, эксперт-психолог Марина Зотова еще раз обратила внимание на роль настроя родителей и их отношения в успешности школьника на собеседовании: "Повышенный уровень притязаний родителей на результативность в учебе ребенка не всегда совпадает с возможностями учащегося, и тогда возникает серьезный конфликт, которого мамы и папы не должны допускать. Родители не могут вместо ребенка сдать экзамены, но они могут быть вместе с ним во время его подготовки".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30