Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вам "шашечки" или ехать?

Ситуация с такси во Владикавказе, да и в других городах республики, напоминает старый одесский анекдот, когда после длительных пререканий водитель рассерженно спрашивает пассажира: "Вам "шашечки" или ехать?!" В случае жителей республики совершенно очевидно, что они выбирают второе: ехать. Между тем стоянки нелегальных таксистов известны всем владикавказцам, да и гостям республики, которые, выходя из зала прилета аэропорта, попадают в агрессивную толпу таксистов, кричащих "Грозный, Тбилиси, Магас!", хватающих за руки и буквально утаскивающих приезжих к своим машинам.

Чаще всего пассажиры, которым действительно необходимо добраться до Владикавказа или городов соседних регионов, не задумываясь, садятся в "девятки" и "приоры" нелегальных таксистов. Да и стоянки крупных гипермаркетов города бывают заставлены машинами такси чуть не наполовину.

Между тем пресловутые "шашечки" – один из главных аксессуаров, отличающих легальное такси от нелегального. Согласно законодательству легковое такси должно иметь на боковых поверхностях кузова цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а также должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова и иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета. Если следовать букве закона, то выходит, что больше 80% городских такси не имеют права оказывать услуги населению.

Нелегалы

Истоки проблемы нелегальной перевозки лежат в экономическом положении республики. В 1990-х годах, когда закрывались предприятия и работники оказывались на улице без средств к существованию, многие ушли в торговлю или службу такси. Последующие экономические кризисы лишь добавляли армии нелегальных таксистов новых водителей. Часто собственный автомобиль оставался единственным кормильцем для большой семьи. Естественно, за годы "безвластия" в этой сфере сложилась своя иерархия, когда город, разделенный на районы, курировался определенными фирмами и группами таксистов.

Корреспондент "СО" поговорила с одним из частных извозчиков (который, по вполне понятным причинам, не захотел называть свое имя) и попыталась выяснить, почему в городе столько нелегальных таксистов:

– Я начал подрабатывать в такси около двух лет назад, когда вышел на пенсию. Конечно, нелегальные таксисты у многих вызывают раздражение. Если говорить честно, то они везде, где скопление людей. На "БАМе", у большого "Магнита", на автостанциях… Многие автомобилисты раздражаются, потому что таксисты занимают парковочные места. Но и нас можно понять: если работы в республики нет, остается только таксовать. Ведь частным извозом занимаются не только владикавказцы, в этой сфере кого только нет. И из Фиагдона приезжают, и из Беслана, со всей республики.

Я никогда заранее не обговариваю стоимость проезда, говорю, сколько не жалко, столько и дайте. Но есть такие, которые, например, из 34-го микрорайона до "Викалины" везут по тарифу и 150, и 180 рублей. Сейчас к стоящим извозчикам мало кто подходит, все предпочитают вызвать такси. Это удобно: подъезжает прямо к подъезду, да и намного дешевле выходит. В день зарабатываю примерно 300–400 рублей, но я не работаю полный день, здоровье не позволяет. А есть ребята, которые сутками на линии, у них, конечно, побольше выходит. Конкуренция в нашей службе жесткая. Был у меня случай, когда я подвез соседа к ЦУМу, просто встал на парковке. Тут же ко мне подошли местные таксисты, у нас, мол, очередь… Я им ответил: "Покажите документ, что это ваш участок". Да, никаких документов у них не оказалось. Конечно, их можно понять, выживать ведь как-то надо. Что касается лицензии, то по закону, если ты работаешь, надо приобрести ее, но она не окупается. И получается так: если ты работаешь сам на себя, то уходишь в минус…

Сколько их?

На сегодняшний день для легального предоставления услуг по перевозке пассажиров кроме машин с определенной расцветкой необходимо также иметь лицензию на осуществление этой деятельности.

"СО" обратилась в министерство транспорта и промышленности, где нам сообщили, что с 2012 года выданы 900 лицензий, при этом из них на сегодняшний день действуют лишь 348. Стоимость каждой – 2000 рублей, выдается она на 5 лет, а изготовление занимает от 5 до 14 дней с момента обращения. Документ получает каждое транспортное средство, и, таким образом, сколько их в фирме такси, столько лицензий и должно приобретаться. Также в министерстве отметили, что динамика легализации таксистов в целом положительная. Так, если в 2016 году были выданы 19 разрешений, то в 2017 их было уже 22, а в прошлом году министерство оформило 50. В 2018 году от этого вида лицензирования в республиканский бюджет поступило 100 тыс. руб.

Безопасность и контроль

К сожалению, каждый пассажир такси должен понимать, что это небезопасно. У каждой легальной фирмы должна быть соответствующая страховка. Если вы садитесь в частную машину, то ее водитель в лучшем случае имеет лишь страховку ОСАГО, которая распространяется только на него и его транспортное средство. При наступлении страхового случая пассажир сможет получить лишь небольшое возмещение. Легальный перевозчик должен приобретать другой тип страховки, которая стоит значительно больше, но покрывает страхование не только водителя, но и всех пассажиров. И, соответственно, в случае форс-мажорных ситуаций пассажир получает страховое возмещение.

Но если легальные фирмы-такси довольно легко привлечь к ответу в случае нарушений, то что делать с нелегальными, коих, как мы уже выяснили, большинство? Для того чтобы узнать, сколько в республике совершается ДТП с участием такси, "СО" обратилась к старшему инспектору аналитического отдела ГИБДД Сослану Дзуцеву:

– К сожалению, как таковой статистики ДТП с участием такси у нас нет, так как в анкете, которую составляют при происшествии, указываются лишь марка машины и ее регистрационные данные. Если машина имела расцветку такси или "шашечки", тогда инспектор это может указать. Но это необязательно. Поэтому, если, например, брать 2017 год, то случаев ДТП с участием такси у нас будет 3–4, хотя, естественно, их было гораздо больше. Согласно закону у легального такси должна быть соответствующая яркая расцветка, которая бы позволяла издалека опознавать автомобиль как такси, а также на машине должен быть опознавательный знак в виде "шашечек". К сожалению, выявить нелегальные такси очень сложно. Даже если мы знаем, где осуществляется их парковка, или же инспектор остановил частного извозчика, доказать что-то практически невозможно. Ведь водитель будет отрицать, что перевозит пассажира за вознаграждение, и только если пассажир подтвердит, что был устный договор на перевозку, тогда его слова могут стать основанием для проверки. Как вы понимаете, таких пассажиров немного.

Этот факт подтвердил и министр промышленности и транспорта Хайдарбек Бутов:

– Совместно с правоохранительными органами мы проводим рейдовые мероприятия по выявлению нелегальных перевозчиков, у которых вообще нет никаких разрешительных документов. В 2018 году провели 5 рейдов во Владикавказе, Правобережном и Моздокском районах. По нашим данным, около 30 перевозчиков были привлечены к административной ответственности. На 2019 год у нас также запланированы рейды. В первую очередь их цель – вывод нелегальных перевозчиков в законное поле.

О "Яндекс-такси" и страховках

Между тем в республике набирают популярность онлайн-сервисы по заказу такси. Самым крупным игроком на этом рынке является компания "Яндекс", чей агрегатор "Яндекс-такси" предоставляет выбор фирм-такси по всей стране, в том числе и во Владикавказе. Дешевые тарифы и быстрая подача машины дали возможность многим горожанам путешествовать с комфортом. Безопасность и надежность пользования подобными агрегаторами "СО" попросила прокомментировать Хайдарбека Бутова:

– К сожалению, каждый пассажир такси должен понимать, что это небезопасно. У каждой легальной фирмы должна быть соответствующая страховка. Если вы садитесь в частную машину, то ее водитель в лучшем случае имеет лишь страховку ОСАГО, которая распространяется только на него и его транспортное средство. При наступлении страхового случая пассажир сможет получить лишь небольшое возмещение. Легальный перевозчик должен приобретать другой тип страховки, которая стоит значительно больше, но покрывает страхование не только водителя, но и всех пассажиров. И, соответственно, в случае форс-мажорных ситуаций пассажир получает страховое возмещение. Однако, поскольку подобная страховка покупается на каждую машину, то наши перевозчики уклоняются от этого. Им легче вести бизнес, не вкладывая денег ни в страховку, ни в "шашечки", ни в расцветку машины. То есть, по сути, человек, который вызывает машину по радиотакси или через Интернет, подвергает себя опасности, так как садится в незастрахованный автомобиль. Мы сегодня в поисках фирм, которые легально зарегистрированы у нас на территории республики, приглашаем их представителей для бесед, потому что хотим повысить качество этих услуг, чтобы были легальные машины, оформленные, как положено, имеющие либо белую, либо желтую расцветку, опознавательные фонари, шашечки.

Аэропорт

Вернемся к началу нашей истории, к гостям республики, приехавшим к родственникам или просто полюбоваться прекрасной природой Осетии, и с первых же шагов оказывающимся в "цепких лапах" таксистов. "СО" попросила Хайдарбека Бутова прокомментировать и эту проблему:

– Когда вы прилетаете во Владикавказ и выходите из здания аэропорта, попадаете в живую стену бородатых кавказских мужиков, которые настойчиво предлагают свои услуги. Так не должно быть. Мы сейчас проводим мониторинги, сколько человек пользуются услугами такси в аэропорту, чтобы примерно понять экономику этого потока. Уже провели переговоры с руководством аэропорта, со службой безопасности, чтобы эти люди не стояли на входе, не портили имидж республики. Мы сейчас ведем работу по поиску 2–3 официальных фирм такси, которые будут осуществлять свои услуги в аэропорту, их работу будут координировать диспетчеры. Мы уже вызывали руководителей этих фирм, объяснили, какой уровень качества хотим видеть. Будет установлена стойка для диспетчеров, сейчас определяем ее место.

Можно понять людей, которые, пытаясь прокормить свои семьи, сутками работают водителями такси, однако экономия на безопасности пассажиров всегда приводит к печальным последствиям. Надеемся, что все больше работников этой сферы будут переходить в правовое поле, а "СО" – и дальше отслеживать ситуацию в этом сегменте транспортных услуг.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика