Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Богатая женщина" заговорит по-осетински

О теплых ниточках творческих и дружеских контактов, успевших протянуться за последние несколько лет между Северо-Осетинским государственным академическим театром им. В. Тхапсаева и одним из старейших ТЮЗов на постсоветском пространстве – Азербайджанским государственным театром юного зрителя, который был основан в Баку в 1928 году, "СО" рассказывала своим читателям уже не раз.

Напомним: в мае прошлого, 2018 года артисты СОГАТа им. В. Тхапсаева побывали в Республике Азербайджан на проходившем там III Шекинском международном театральном фестивале "Театр без границ". Повез Осетинский театр тогда в Баку один из своих самых кассовых сегодня детских спектаклей – одноактную сказку "Вовка в Стране чудес" по В. Коростылеву в постановке Дианы Черчесовой.

Именно ею закрыли гости из Владикавказа на сцене Азербайджанского государственного ТЮЗа программу III Шекинского фестиваля, участниками которого стали наравне с ведущими театральными коллективами Азербайджана театры из России, Грузии, Ирана и даже из Латинской Америки.

А перед этим, в начале мая 2018-го, во Владикавказе в гостях у Осетинского театра побывали артисты Азербайджанского государственного ТЮЗа – со спектаклем-сказкой "Тук-Тук Ханум" в постановке режиссера Агахана Салманлы. Побывали уже не впервые: в 2017 году этот бакинский театр – и тоже на аншлагах – обменялся гастролями с Республиканским ТЮЗом "Саби", который в качестве худрука возглавлял на тот момент народный артист РСО–А Владислав Колиев, ныне – художественный руководитель СОГАТа им. В. Тхапсаева. И тогда же, еще год с лишним назад, у него и у директора Азербайджанского ТЮЗа Мубариза Гамидова родилась идея: а почему бы кому-то из именитых бакинских режиссеров не поставить в Северо-Осетинском академическом театре что-нибудь из современной азербайджанской драматургии, с которой, увы, наш зритель совершенно незнаком? И, соответственно: почему бы кому-то из режиссеров Осетинского театра не осуществить потом такой же постановочный проект в Баку – и не познакомить зрителей столицы Азербайджана, в свою очередь, с современной драматургией Северной Осетии?

И около месяца назад идея эта, успешно прошедшая стадию переговоров, начала обретать живые краски и контуры. Главный режиссер Азербайджанского государственного ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Азербайджана Бахрам Османов приступил к постановке в СОГАТе им. В. Тхапсаева двухактной комедии своего земляка, известного современного азербайджанского драматурга Али Амерли "Богатая женщина". Перевел ее на осетинский язык заслуженный артист РФ Роберт Битаев. А работа над этой постановкой, премьера которой намечена на 1 марта, в Осетинском театре сейчас идет под его руководством полным ходом.

– Во Владикавказе я впервые. И то, что между нашими театрами завязалось благодаря инициативе Владислава Колиева такое многообещающее творческое сотрудничество – конечно, просто замечательно. Дружба Осетию и Азербайджан соединяет вот уже не один век, и в истории и архитектуре Владикавказа эти контакты тоже оставили яркий след. Вспомнить хотя бы бакинского нефтепромышленника Муртазу-Агу Мухтарова, супругой которого стала осетинская дворянка Лиза Туганова, и историю строительства во Владикавказе Суннитской мечети, так тесно связанную с историей их любви… И укреплять эти мосты с помощью искусства, особенно такого живого искусства, как театр, сегодня, конечно, необходимо. В советские годы в театрах Баку с большим успехом шли пьесы драматурга Геора Хугаева, одним из символов театрального искусства Осетии для нас в Азербайджане была фигура вашего земляка Бимболата Ватаева… Но потом, в сложные 1990-е, эти творческие контакты сошли на нет. И постановка во Владикавказе комедии "Богатая женщина", как мы с Владиславом Колиевым надеемся, станет еще одним шагом к тому, чтобы их возобновить, – рассказывает Бахрам Османов. – Пьеса эта написана в начале 2000-х годов, у нас она хорошо шла, потом ее много ставили в республиках Средней Азии… И сейчас она впервые ставится в Осетии, на осетинском языке. Приступил я здесь, в театре, к работе над "Богатой женщиной" в середине января. А что касается подбора актеров, занятых в спектакле, то, думаю, мы с этим попали в точку!

Работается с вашими актерами очень хорошо и очень здорово. Они – актеры ищущие, им интересно раскрываться на сцене какими-то новыми гранями. А пьеса сама дает им простор для эксперимента и импровизации. Потому что, несмотря на то что иногда ее сюжет ведет со зрителем разговор о вещах тяжелых и даже страшных, она должна играться гротесково и весело

Увидит публика Осетии в этой постановке, во-первых, ведущих артистов труппы СОГАТа им. В. Тхапсаева: Риму Царикаеву, для которой главная женская роль в ней станет бенефисной, заслуженного артиста РСО–А Александра Битарова, народного артиста РСО–А Алана Албегова… А также – молодежь театра. Многих из них, как интригующе обещают Бахрам Османов и Владислав Колиев – в очень необычных и непривычных для нашего зрителя образах и амплуа. В качестве помощника режиссера в постановочную "команду" спектакля вошел заслуженный артист РФ Тамерлан Сабанов, оформляет "Богатую женщину" художник Эмма Вергелес. А сама эта пьеса Али Амерли – вещь острогротесковая, балансирующая временами на грани едкого, как перец, трагифарса. Главные герои ее – тоже очень узнаваемые. Это – современная семья, где давно уже ох как далеко не все ладно и материальное положение которой блестящим ну никак не назовешь: глава семьи – интеллигент, отчаявшийся "вписаться" в рыночные отношения, каковые слезам, как известно, не верят, его супруга – дама с амбициями, и их 20-летний сын, убежденный, что "предки" обязаны хоть наизнанку вывернуться, но обеспечить ему жизнь "в шоколаде". И однажды происходит поистине сказочное чудо: героиня узнает, что стала наследницей миллиардного состояния… От этой завязки сюжет и отталкивается. А героям пьесы предстоит найти ответ на вопрос, не стареющий еще со времен египетских пирамид: ой ли, а в деньгах ли на самом деле оно – счастье человеческое? Даже когда это – деньги такие сумасшедшие?.. Каждому для себя – свой ответ.

– Работается с вашими актерами очень хорошо и очень здорово. Они – актеры ищущие, им интересно раскрываться на сцене какими-то новыми гранями. А пьеса сама дает им простор для эксперимента и импровизации. Потому что, несмотря на то что иногда ее сюжет ведет со зрителем разговор о вещах тяжелых и даже страшных, она должна играться гротесково и весело, – поделился с "СО" Бахрам Османов. – Например, того же Александра Битарова ваш зритель знает как актера, талантливо раскрывшегося на сцене в таком жанре, как национальная историческая драма и трагедия. А наш спектакль – это уже современная драматургия, предполагающая совсем иной стиль актерской игры. И он усердно работает над тем, чтобы и в этом стиле заново открыть себя…

– Бахрам – прекрасный драматический режиссер, которого сегодня хорошо знают по его постановкам не только на родине, в Азербайджане, но и в России. Наши актеры теперь тоже получили возможность в этом убедиться. А знакомиться с новой для него режиссурой для актера всегда очень важно, чтобы профессионально расти дальше, – подчеркивает в свою очередь Владислав Колиев. – Следующим этапом нашего сотрудничества с Азербайджанским ТЮЗом станет показ артистами Осетинского театра этой постановки Бахрама Османова в Баку. Ну, а наши коллеги оттуда уже знакомятся с пьесами современных драматургов Осетии, тексты которых мы им передали. Постановка одной из них, на которой они остановят свой выбор, на сцене Азербайджанского ТЮЗа тоже планируется. И этот спектакль обязательно увидят и зрители Владикавказа.

А параллельно с "Богатой женщиной" в Осетинском театре сейчас идет работа над "Ревизором" Гоголя: его ставит заслуженный артист РСО–А и КБР, главный режиссер театра Гиви Валиев. Эта премьера ожидается у нас 28–29 марта: хотим ее приурочить к Международному дню театра. А то, что все наши последние премьеры сопровождаются аншлагами в зале и что билетов в кассе на них каждый раз бывает не достать – это уже свершившийся неопровержимый факт. Подтверждающий, думаю, более чем наглядно: выстраивая сегодня свою творческую политику, Осетинский театр – театр, являющийся национальным достоянием республики, – находится на правильном пути. А благодаря поддержке республиканского руководства и Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова решаются поэтапно, шаг за шагом, и его материально-технические проблемы. Напомню: с 1 января заработная плата ветеранов нашей труппы, артистов со званиями народных и заслуженных, прослуживших в театре свыше 35 лет, "подросла" до 30 тысяч рублей. А их в коллективе – 25 человек…

– 40–50 лет назад Осетинский театр гремел на всю страну. И, убежден, эти времена вернутся. Он всегда славился как великолепный актерский театр: своими традициями, уважением к своему зрителю. Если в театре нет стремления к новому, нет движения вперед – это театр мертвый. Но все, что я вижу в Осетинском театре, свидетельствует: это – театр очень живой. Развивающийся, – улыбается Бахрам Османов. – Главное, чтобы ощущал он сегодня поддержку и внимание со стороны руководства вашего региона. Если будет это, будет у театра и вера в завтрашний день…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика