Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Сердце актрисы

Народной артистке России Орзете Бекузаровой исполнилось бы 85

…Наверное, по-своему это очень и очень символично – то, что в 2019-м, который объявлен в России на самом высоком государственном уровне Годом театра, Осетия отмечает столько юбилейных дат, напрямую связанных с именами выдающихся мастеров нашего национального сценического искусства. Его корифеев. Артистов-легенд. Людей, которые служили Театру истово и беззаветно и для которых он был всем. Призванием, судьбой – и тем, чему они щедро отдавали сердце… Потому и окружала их в Осетии такая горячая и восхищенная зрительская любовь. Потому и осталась о них и в душах земляков, и в летописях истории Осетинского театра благодарная и светлая память…

Блистательная актриса. Талантливый и яркий режиссер. Замечательный театральный педагог… Она запомнилась родной республике именно такой – народная артистка РСФСР и Северной Осетии Орзета Алихановна Бекузарова. Сегодня, 21 февраля, ей исполнилось бы 85.

Трудно даже поверить сейчас: решая, кем быть и куда пойти учиться после школы, одаренная девушка-красавица, уроженка шахтерского поселка Садон, едва не выбрала для себя профессию инженерную. Орзета была еще маленькой, когда умер ее отец. Мама будущей звезды осетинской сцены Наталья Александровна Бегизова поднимала на ноги четверых детей сама, в одиночку. В республике ее знали как замечательного педагога: ее заслуги на этом поприще были отмечены почетными званиями заслуженного учителя Северной Осетии и отличника народного образования РСФСР. И, несмотря на то что жила большая семья Бекузаровых скромно и достатка в их доме особого не было, в ней всегда царили лад, дружба, тепло и взаимопонимание.

В 1952 году Орзета закончила среднюю школу № 7 во Владикавказе (тогда – еще Дзауджикау). С серебряной медалью. Поступила в горно-металлургический институт, окончила первый курс. И как раз в то время в республике было объявлено о наборе целевой осетинской студии, которую отправляли на учебу в Москву, в Театральное училище им. Б. Щукина. Тогда-то Наталья Александровна, горячая поклонница театрального искусства, сама в молодости активно участвовавшая в художественной самодеятельности, и посоветовала дочери : а может быть, это твой шанс?

Орзета предстала перед требовательной приемной комиссией, в состав которой входили ведущие артисты Осетинского театра. Пройдя собеседование, в студию она была принята и в числе 19 девушек и юношей из Осетии поехала учиться в столицу. Педагогами наших ребят были в Москве живые легенды русского и советского театра: профессора А. А. Орочко, Ц. Л. Мансурова,

Т. М. Шухмина-Щукина… А в дипломном спектакле "Гибель "Надежды" по пьесе голландского драматурга Г. Гейерманса совсем молоденькая Орзета Бекузарова сыграла роль женщины преклонных лет – матушки Книрты. И эта ее роль была высоко оценена ее преподавателями Диной Андреевой и Владимиром Этушем: "Это было подлинное искусство, это было все по-вахтанговски…"

В 1958 году Орзета пришла актрисой в труппу Осетинского театра. А всего на его сцене ею было сыграно более 200 ролей. Гертруда, Корделия и Джульетта в "Гамлете", "Короле Лире" и "Ромео и Джульетте" Шекспира, Матрена во "Власти тьмы" Л. Толстого, Настя в пьесе М. Горького "На дне", Эльмира в "Тартюфе" Мольера, Инкен в "Перед заходом солнца" Гауптмана, Кади в "Материнской славе" Р. Хубецовой, Зали в "Невестках Зали" Н. Саламова, Дзыгасон в "Обрученной" С. Кайтова, Фена в "Моей теще" Г. Хугаева… Это только очень небольшой перечень самых ярких и "звездных" из них. А еще блеснула в 1981–1982 годах Орзета Бекузарова и в осетинском национальном кино: в фильмах "Пишите письма" и "Мужское самолюбие".

Когда в интервью ей задавали традиционный журналистский вопрос о самых любимых из сыгранных ролей, она отвечала, что актер должен в каждую роль вкладывать часть собственной души: иначе он – не актер. Но тем не менее признавалась: действительно, есть у нее роли, совсем по-особому ей дорогие. Это – роли в пьесах о Великой Отечественной войне. Со спектаклей "Материнская слава" по пьесе Раисы Хубецовой и "Земные боги" по пьесе Владимира Гаглоева, в которых Орзета Алихановна играла Кади и Саучызг – женщин, в чьих судьбах и обожженных горем сердцах навсегда оставила страшные рубцы война, зрители уходили потрясенные, не пряча слез. "Я пережила в этих спектаклях незабываемое чувство сопричастности тому, что испытали матери, не дождавшиеся своих сыновей, ветераны Великой Отечественной войны, те люди, которые писали домой с фронта простые строки: "Я скоро вернусь, мама!.." – вспоминала Орзета Бекузарова.

С 1963 года она работала еще и преподавателем актерского мастерства в Орджоникидзевском училище искусств, передавая свои знания и накопленный на сцене опыт молодому поколению. Наставницей творческой молодежи была требовательной, но ученики Орзеты Бекузаровой вспоминают ее сегодня как эталон порядочности, доброты и профессионализма. А среди них – немало актеров СОГАТа им. В. Тхапсаева и Дигорского государственного драматического театра: народные артисты РСО–А З. Малкарова, Ж. Габуева, Д. Черчесова, И. Дзасохова, Н. Хубаева, А. Цукиев, А. Караев, заслуженные артисты РСО–А В. Кумалагов, Э. Езеева, А. Хадаева, Э. Секинаева… И еще было у нее качество, отличающее настоящего педагога: Орзета Алихановна никогда не забывала, по принципу "с глаз долой – из сердца вон", об учениках, которых выпестовала. Внимательно следила за их успехами, радовалась достижениям, а когда было нужно, всегда протягивала им руку помощи.

Долгие годы Орзета Бекузарова возглавляла Ардонский народный театр. На его сцене ею были поставлены "Две сестры" Е. Бритаева, "Земфира" З. Бритаевой и Н. Саламова, "Желание Паша" Д. Туаева (этот спектакль завоевал звание лауреата на Всесоюзном смотре в Москве) и многие другие пьесы осетинских драматургов.

Наград у нее было немало. "Одна из звездной плеяды тех, кто является славой и гордостью осетинской сцены", – писали о ней критики. А в памяти зрителей-земляков они навсегда остались неразрывны: Орзета Бекузарова – и ее супруг, народный артист СССР Николай Саламов. Спутник ее жизни, поддержка, опора, верный друг… 9 декабря 2003 года его не стало. Почти день в день через четыре года, 12 декабря 2007-го, ушла из жизни и Орзета Алихановна…

А одной из последних эпически ярких и наиболее масштабных ее ролей стал образ Бургалон в спектакле "Чаша, секира, плуг" по драме Георгия Тедеева. Образ Матери, поднявшийся в исполнении Орзеты Бекузаровой в этой постановке Осетинского театра до поистине трагедийных высот. И перерастающий на сцене в символ Осетии…

Казбек ГУБИЕВ, председатель Союза театральных деятелей РСО–А, заслуженный артист РФ:

– В истории осетинского театрального искусства и Осетинского театра, где работает сегодня столько ее учеников, Орзета Алихановна Бекузарова – фигура знаковая. И в план мероприятий республиканского СТД по проведению в Северной Осетии Года театра войдут в 2019 году, конечно же, и мероприятия, связанные с ее именем. К 85-летию со дня ее рождения актив Союза театральных деятелей РСО–А готовит телепередачу, которая будет показана в эфире ГТРК "Алания". А в апреле-мае мы проведем очередной, уже традиционный фестиваль народных театров "Театральная весна" с участием творческих коллективов из Северной и Южной Осетии: на сей раз он будет посвящен отмечающемуся нынешней весной 80-летию со дня рождения народного артиста России Бимболата Ватаева. И один из дней в программе фестиваля пройдет именно под знаком памяти Орзеты Алихановны, отдавшей в свое время столь ко сил, энергии и души работе с народными театрами своей родной республики – и как режиссер-постановщик, и как театральный педагог.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика