Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Почему рухнул Татартуп

В номере "СО" за 13 февраля с.г. в рубрике "Наследие" прочитал статью "Новые тайны Татартупа". И сразу вспомнились эпизоды, связанные с этим памятником истории.

…Когда в начале 70-х годов прошлого века объявили конкурс на сооружение памятника у Эльхотовских ворот, мы, группа художников-скульпторов, архитекторов поехали на место, где предполагалось построить мемориал. Конечно, осматривали и этот минарет. Я даже поднялся наверх по винтовой лестнице, хотя меня и отговаривали, ведь это было небезопасно из-за его состояния. К стене была прикреплена веревка, и я за нее держался. Внутри было почти темно, и можно было оступиться. Но наконец-то добрался наверх. Под куполом была металлическая решетка. Я оттуда рукой приветствовал своих друзей. Помню, кто-то меня даже сфотографировал. К сожалению, эту фотографию утерял.

В свое время федеральную дорогу в районе Эльхотова проложили слишком близко к минарету. Вначале это никак не мешало ему. Но когда по трассе начали двигаться большегрузные машины, минарет стал похож на Пизанскую башню. Правительством республики было принято решение этот наклон устранить.

На одном из заседаний правительства решались три вопроса: о реставрации минарета, о местах установки памятника "Двуконная статуя о добровольном вхождении Осетии в состав России" и памятника С. М. Кирову (как автор последнего я и был приглашен).

Вопрос реставрации Татартупа рассматривали первым. Присутствовали и специалисты из Узбекистана, их было человек пять. Развесив на стенах планшеты, они рассказали, как проводились аналогичные работы в других местах. Каждому этапу они придавали очень важное значение. Ни один нюанс не должен был быть проигнорирован. Выступающий говорил, что если даже синоптики обещают длительное время без дождя – работы нужно вести так, чтобы быть готовым к любым неблагоприятным погодным условиям. Поскольку минарет находился на уклоне, на необходимом расстоянии нужно было прокопать отводную канаву. Натянуть тент огромных размеров на специальную конструкцию, которая напоминала аппарат Елизарова для сращивания костей. К этой конструкции тросами должны быть прикреплены массивные тягачи, чтобы их вес во много раз превышал вес сооружения. И только тогда начинать копать вручную, и лишь дойдя до основания минарета, тягачи на самой малой скорости синхронно начинают двигаться, пока не ликвидируют уклон. После этого можно укреплять фундамент.

Что же произошло дальше, почему все-таки рухнуло это историческое сооружение?

Наша сторона спросила специалистов, сколько же стоит их работа. Они показали аналогичные сооружения и смету. Их проводили, пообещав вызвать на работу.

И вот теперь самое странное…

Не знаю, есть ли сегодня у нас реставрационные мастерские, но тогда были. В этих мастерских работал один мой знакомый. Повторю его слова: "К нам приходит один высокий чиновник, спрашивает, не можете ли вы эту работу проделать, зачем нам такие деньги отпускать на сторону". И взялись! Никакой обводной канавы, никаких тентов, копка не ручная, а механизмами. Конструкция не металлическая, как должна была быть, а из досок. Вдруг хлынул дождь, ямы заполнились водой…

Как-то мне позвонил Николай Михайлович Ардасенов (руководитель республиканского общества охраны памятников) с просьбой: "Подбрось меня до Эльхотовских ворот, там что-то случилось, а у меня машины нет". Поехали. Застали груду кирпичей. Кирпич был странной формы – квадратный, плоский. Осмотрели яму. Сооружение стояло на камышовой подушке – наверное, для погашения вибрации (при строительстве Останкинской башни против вибрации использовали толстые, плотные резиновые прокладки).

Потом Н.М. Ардасенов еще раз попросил меня поехать в Эльхотово. Бульдозерист вел там какие-то работы – обнаружил два скелета, работы приостановили. Помню, один скелет был огромных размеров, другой – меньше. Шагами измерил рост скелета – больше двух метров. Ключами от машины измерил толщину ребра – ребро, как у быка. Я потом спрашивал у Ардасенова, куда делись эти скелеты? Он ответил, что археологи увезли их в Ленинград.

Как-то нас пригласил к себе министр культуры Г.Е. Черчесов. В его кабинете было много людей разных профессий, нас, художников, было трое: М.О. Царикаев, А.Б. Икаев и я. Обсуждали один вопрос: стоит ли восстанавливать татартупский минарет? Мнения были противоречивые. Одни были против, другие – за. Так этот вопрос тихо-тихо и угас…

А, может, стоит вернуться к нему? Все-таки совсем не рядовой памятник архитектуры, воспетый поэтами, свидетель разных эпох…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика