Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Новое поколение специалистов

Какой аргумент оказывается самым весомым при выборе будущей профессии? Ее востребованность на рынке труда, перспективы развития в данном направлении и возможность карьерного роста. И как объединяющий в себя все эти три фактора – стабильный доход, позволяющий обеспечивать себя и свою семью. Чтобы удовлетворить все эти пункты личных амбиций, школьники все чаще принимают решение получать среднее специальное образование.

Большинство современных подростков выгодно отличаются от своих сверстников разных времен четко поставленными целями: они поэтапно обрисовали для себя пути достижения намеченного. И пусть все это окутано некой долей романтизма, какие-то представления слегка утопичны, но главное то, что в них есть осознание: без знаний им не добиться успеха. Одним из механизмов получения этих самых знаний вкупе с практическими и, безусловно, полезными навыками они видят прощание со школой после 9-го класса и начало студенческой жизни в одном из училищ, техникумов или колледжей по выбранному направлению.

На самом деле, у среднего профобразования всегда был ряд преимуществ, но стереотипы в обществе редко позволяли объективно оценивать картину. Разумеется, поводы с недоверием относиться к обучению в ссузах тоже были, но тенденции меняются, а следовательно, меняется и система. Одними из бесспорных плюсов образования после 9-го класса являются: углубленная программа по выбранной специальности, наличие профессии по окончании обучения (что также будет существенным плюсом в дальнейшем при поступлении в вуз), большое количество практики, трудоустройство. Нужно отметить, что система среднего профобразования быстрее должна реагировать на перемены в сфере труда, образовательных стандартов и предлагать новый перечень профессий.

Сейчас стоит задача функциональной и содержательной гармонизации по всем основным параметрам, чтобы представители профобразования и рынка труда говорили на одном языке. Так, к примеру, нужно выработать оперативный механизм внесения изменений в образовательные программы СПО, так как эти процессы затягиваются на 3–4 года, а в результате оказывается, что они уже и не нужны. Или же обеспечение перехода на систему стандартизации профессионального образования, отвечающую мировым тенденциям, которые на сегодняшний день выражаются в укрупнении специальностей. "И это не просто, так сказать, мода, – комментирует назревающие изменения руководитель центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ "Федеральный институт развития образования" Владимир Блинов. – Это связано прежде всего с обеспечением процесса образования необходимыми учебными пособиями, тренажерами и так далее. И здесь понятна взаимосвязь – чем больше у нас специальностей, тем меньше вероятность разработки учебников. Во многих странах мира заметили, что лучше делать более широкие специальности, более широкие профессии, выводящие на разные квалификации, и сосредоточиваться на этих программах как на образовательных с возможностью получения многих квалификаций".

Отказ наших ссузов от морально устаревших профессий в пользу требуемых на современном рынке трудоустройства и стремление не просто готовить квалифицированных специалистов, а отвечать на спрос профессиональной сферы – это, пожалуй, одна из тех причин, по которым школьники принимают решение начать профильное обучение после 9-го класса и находят поддержку у родителей. "Дочка самостоятельно решила, что для исполнения своей мечты – стать дизайнером – после окончания художественной школы ей нужно получить среднее профобразование. Далее она рассматривает два возможных варианта развития событий – либо продолжить очное обучение в вузе, либо найти работу и уже учиться на заочном отделении, – рассказывает мама Валерии Писаренко Эльмира. – Я сама и школу закончила с "золотой" медалью, и вуз с красным дипломом, и аспирантуру, но не настаивала, чтобы дети прошли такой же путь. Мне важно, чтобы ребенок сам чего-то хотел и понимал, для чего он это делает". А в семье Абаевых решение уйти из школы после окончания 9-го класса принимали вместе: "Аня хочет стать экономистом, но ни она сама, ни я не уверены, что это действительно то, чем ей бы нравилось заниматься в будущем. Боюсь, что, скорее, влияние друзей и моды, – говорит мама Фатима. – Поэтому мы решили, что для начала она изучит основы менеджмента в колледже, а затем, если поймет, что попала в свою сферу, сможет продолжить образование в университете. Учится она на "хорошо" и "отлично", а потому, надеемся, проблем с поступлением не возникнет".

Неважно, куда решит поступить ребенок, ключевым в данном случае является его мотивация, – подчеркивает директор колледжа. – Человека нельзя ничему научить, если он этого не хочет. Все в ваших руках. Затраты на получение специальности после 9-го класса – минимальные. Чтобы стать хорошим специалистом, нужны знания, а опыт придет».

Не исключено, что реформа образовательной системы приведет к тому, что колледж или училище станут обязательной ступенью в многоуровневом образовании. Но даже если эта перспектива – далека и туманна, держать руку на пульсе руководителям учреждений СПО все равно необходимо. К тому же специалисты среднего звена – это нормальная стартовая позиция для людей с высшим образованием.

"Конечно, все равно срабатывает стереотип о престижности высшего образования, но не стоит забывать, что профтехучилища для многих были и остаются первым уровнем получения профильного образования, – отмечает директор Владикавказского колледжа электроники Руслан Дзугкоев. – Сейчас даже президент нашего государства подчеркивает высокую роль квалифицированных работников среднего звена в экономике страны. Большое значение рабочим профессиям придается и за счет таких масштабных мероприятий, как международный чемпионат WorldSkills, отличиться на разных уровнях которого стремятся все учащиеся системы СПО. Действительность сегодня такова, что безработных экономистов много, а специалистов не хватает. И к радости моей и моих коллег, должен отметить, что если раньше к нам в основном шел контингент из тех учащихся, которые уже не "тянут" учебу в школе, то сейчас это и отличники, и выпускники 9-х классов ведущих школ Владикавказа. Они оценивают возможные преимущества и стараются получить максимум эффективных компетенций за минимально короткое время. Так, в колледже они за год первого курса проходят программу 10–11-х классов. Возможно, это не самый интересный период обучения, но потом у них начинаются спецпрограммы, и ребята уже начинают формироваться и расти, как специалисты. Конечно, молодежь тоже разная, но из приема в 150 человек около трети оказываются наиболее замотивированными. Для таких заинтересованных по окончанию обучения есть возможность пройти демо-экзамен по стандартам WorldSkills и вместе с дипломом получить паспорт компетенций (Skills Passport). Предоставляя его работодателю, они подтверждают свой уровень квалификации и возможность уже работать на производстве. Еще важный момент: в условиях приема большинства вузов прописано, что на "родственные" специальности после окончания техникумов, колледжей абитуриенты принимаются либо на основании экзаменов в традиционной форме, либо по льготному приему".

Узнать о том, как взаимодействует тот или иной ссуз с высшими учебными заведениями, совсем не сложно, как правило, на официальных сайтах и тех, и других учреждений эту информацию можно найти в свободном доступе. Обучение в ряде училищ или техникумов даже дает возможность поступить сразу на второй или третий курс вуза. "Мы, например, давно и прочно сотрудничаем в этом отношении с СКГМИ, порядка 30–40 наших выпускников поступают в вуз для продолжения образования, мы отслеживаем их дальнейшую судьбу и нам не стыдно бывает за этих ребят, которые приходят уже готовые к студенческой, более взрослой и самостоятельной жизни, а также со стимулом к получению знаний", – по словам Руслана Дзугкоева, такое поэтапное обучение дает конкурентное преимущество специалистам при дальнейшем трудоустройстве.

Два основных момента, на которые обращают внимание будущие абитуриенты, принимая решение получить профобразование в ссузе, – это материально-техническое обеспечение будущей альма-матер и внеурочная активность – как и любым студентам, им хочется яркой жизни. В этом отношении республиканским учреждениям СПО приходится также искать пути развития, чтобы оставаться привлекательными для школьников: "Есть хорошая практика участия в грантовых конкурсах. Она дает и нам, и нашим коллегам возможность оснастить лаборатории, осовременить компьютерные классы. Мы открываем кружки по различным направлениям, у нас в колледже сами учащиеся стали инициаторами появления давно забытого старого радиотехнического кружка, который сегодня приобрел новое звучание. Функционируют театральная студия, КВН, спортивные секции, центр допобразования". Нужно отметить, что в творческих направлениях, скажем, на конкурсах "Студенческая весна" или в республиканской Студенческой лиге КВН студенты ссузов и вузов выступают на одной площадке на равных, что также служит важным фактором для объединения молодежи и стирает существующие стереотипные границы различия учащихся.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика