Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Неизвестная переменная

Помимо привычных тромбоцитов, эритроцитов и лейкоцитов у них в крови еще и высокие технологии. Рожденные в эпоху постмодернизма и глобализации. Аккумулировавшие черты предшественников, близких по времени. А еще в них есть нечто, что мы уже ощущаем, но пока не в силах объяснить. Сможем, наверное, лет через 10–20. Однако уже сейчас можно четко определить, что "строительным материалом" для них являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм. Такие они, представители поколения Z.

Пока общество формировало умение жить с поколением Y, оно выросло и родило новое. Хотя, конечно, среди "зетовцев", к которым принято относить людей, рожденных после 2000 года, достаточно и тех, которые являются детьми поколения Х. Для тех, кто не знаком с так называемым древом поколений, напомню, что к поколению X относятся родившиеся с 1963 по 1983 год и выросшие на фоне холодной войны, дефицита и начала перестройки. Многие "иксы" выросли в неполной семье, а работающие родители позволили им вести самостоятельную жизнь. "Осеннее" поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 год, росло на фоне глобальных потрясений: развал СССР, теракты, эпидемии… Но течение времени внесло новые символы – бурное развитие информационных технологий. Благодаря Интернету и сотовой связи поколение "игреков" получило прозвище "поколения большого пальца" – за свою способность набрать смс пальцем одной руки. Однако Z-люди обращаются с высокими технологиями на совсем ином уровне, а на их социальное и философское мировоззрение повлияли мировой экономический кризис, развитие мобильных технологий, "Веб 2.0".

Успеть за 8 секунд

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Оно не может сосредоточиться ни на чем более длительное время. Однако правильнее было бы говорить, скорее, о "восьмисекундных фильтрах". Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и сети "Интернет" полагаются на секции и вкладки, где собран наиболее свежий и популярный контент.

Скажи мне, кто твой куратор...

"Зетовцы" следуют за кураторами, доверяя им и пытаясь понять, где находятся наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы новому поколению, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Однако, если эта группа посчитала что-либо достойным своего внимания, ее представители могут стать преданными делу и очень сосредоточенными. Интернет в их эпоху позволил любую тему изучать глубоко и узнавать очень многое от своих единомышленников.

Свой юмор

Каждому поколению присущи свои темы для шуток. У поколения Z они выглядят примерно так: "Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого "покемона", в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучиться волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу..."

Социум никто не отменял

Медиа часто рисуют поколение Z как группу социально неумелых жителей Сети. Люди более старшего возраста не могут понять, для чего молодежь столько времени проводит в онлайн. Однако в действительности это поколение испытывает огромное давление: ему необходимо уметь управлять одновременно и профессиональными, и личными брендами, чтобы суметь вписаться в реальность и выделиться при этом. Оно стремится на личном уровне быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа. Поколение Z находится между двумя силами: с одной стороны, социальные медиа ему необходимы, чтобы строить личные бренды, однако оно не хочет, чтобы соцсети определяли то, кем его представители являются на самом деле, не хотят быть дифференцированными в смысле профессии.

Поколение предпринимателей

Именно так их окрестили СМИ, подчеркивая желание "зетовцев" строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину. Хотя эти ребята и ценят работу на себя, но многие люди из группы Z стремятся избегать риска. Они прагматичны и практичны. Предпринимательский дух, якобы присущий им, – это, скорее, своеобразный механизм выживания, нежели идеалистическая погоня за богатством или статусом. Если поколение Y нередко критиковали за то, что люди из этой группы недостаточно сосредоточенны, то представители Z хотят планировать надолго вперед.

А есть ли перспектива?

Представители Z видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы. Они активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность, а потому зачастую "поколение Z" рассматривается в качестве синонима термина "цифровой человек". "Зетовцы" интересуются наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством.

Подытожив весь спектр качеств, присущих этому поколению, вполне вероятно, что они начнут обслуживать что-то, не до конца понятое даже сегодняшними тридцатилетними. Но при этом пока еще непросто заглянуть за горизонт, чтобы понять, зачем эти качества нужны эволюции человека. Можно делать в настоящее время только робкие предположения о том, что, переболев болезнями, это обвиняемое в нарциссизме и эгоизме поколение сделает шаги к сбалансированному стилю жизни будущего. Для него характерны работа для общественной пользы и созидательного удовольствия, создание семьи из личных чувств, а не потому, что быть одному считается неприличным в обществе, решение завести ребенка не для того, чтобы в старости избежать одиночества, а чтобы передать ему жизненные ценности.

Многое может прояснить лишь время. Ведь самым старшим представителям этого поколения едва исполнилось 18 лет. Однако маркетинговые компании и СМИ уже объявили, что группа Z "экранозависима". На их плечи также взваливают спасение мира и необходимость исправления ошибок прошлого.

Да, теория поколений зачастую не обладает достаточной научной точностью, исследования полны стереотипов и предубеждений. Но нужно учитывать, что уже сейчас представители поколения Z составляют около четверти населения, а к 2020 году около 40% потребителей будут приходиться именно на нее. Общество склонно или критиковать молодость за то, что она что-то делает иначе, или романтизировать ее. Однако в действительности "зет"-поколение находится где-то посередине. Его представители сталкиваются с проблемами, возникающими на определенном жизненном этапе у всех: с расставанием с родителями, началом карьеры, формированием личной идентичности. С одной лишь поправкой: им приходится делать это в стремительную технологическую эпоху. Поэтому, чтобы не называть в дальнейшем это поколение потерянным, нам крайне важно понять его и дать необходимые ресурсы для развития, в том числе, и даже – особенно – образовательные.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика