Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Уроки, которые "хочется запомнить навсегда"

В североосетинском отделении Союза журналистов России – радостное событие. Как же иначе назвать вступление в наши ряды выдающегося, широко признанного профессионала, соединившего в своем сердце любовь к педагогике, журналистике, литературной работе, краеведению, а если точнее — к людям, родной земле, к ее прошлому, настоящему и будущему!.. Неутомимая труженица, посвятившая всю себя без остатка служению младшему поколению, неравнодушная и в высшей степени ответственная во всем, постоянно работающая над статьями, новеллами, книгами – Валентина Тимофеевна БЯЗЫРОВА. Известный словесник, публицист, поэт и общественный деятель, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР (единственный в нашей республике учитель, удостоенный этой высокой награды), а теперь и член Союза журналистов России. Читателям "СО" она хорошо знакома и как активный общественный корреспондент нашей газеты, поднимающий самые актуальные проблемы современного образования, культуры, нравственности, с любовью пишущий об истории Владикавказа, о подвигах героев Великой Отечественной войны, о коллегах своим неповторимым авторским почерком и так обстоятельно, компетентно, интересно, как в российской журналистике умеют сегодня немногие…

Вручение Валентине Тимофеевне удостоверения Союза журналистов России, одной из крупнейших общественных организаций нашей страны, обретающей в современном гражданском обществе новое звучание, в том числе благодаря вступающим в союз авторитетным специалистам, — большая честь для меня. Такие моменты заставляют задуматься: а все ли правильно мы делаем на избранном пути, соответствуем ли именам своих старших, тех, кто с нами и кто был до нас, сумеем ли сохранить заданную ими планку, не подведем ли… И какое же это счастье, когда они, наши учителя и наставники, рядом! Каждое их слово, замечание, напутствие — стимул, ориентир, опора…

"Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться", — говорили древнеримские мудрецы. Им вторил французский писатель-моралист Ж. Жубер: "Детям нужны не поучения, а примеры". Но более точно, на мой взгляд, эту формулу вывел немецкий педагог А. Дистервег, учение которого высоко ценили и передовые русские педагоги: "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". В нашей легендарной Владикавказской ордена "Знак Почета" гимназии № 5 имени А. В. Луначарского такие примеры были.

…Вот кабинет наш пятьдесят четвертый.

Эпиграф на доске и мудрых мыслей свет…

Нет, вечера поэзии не стерты

Из юных, нестареющих сердец!

Все к той же парте молча подойду я

И распахну души своей тетрадь.

И зазвенит звонок, как будто бы тоскуя,

Ученика воротит время вспять!

Урок начнется… Здравствуйте, Учитель!

Я к Вам спешил через сплетенье лет…

Вы — маленьких побед моих хранитель —

Мой самый первый помните ответ?

Есенинским открытым, чистым словом

И струнами Высоцкого стихов

Мы вместе с классом под гитару снова

Разворошим и дружбу, и любовь...

Пройдем аллеей солнечного сквера

И с Пушкиным в широкий встанем круг,

Чтоб ожила в единство духа вера —

И станет крепче цепь надежных рук!

Мы словом, делом дорожить учились,

Учились жить, добрее быть, смелей.

Портфели наши пылью не покрылись,

Мы помним честный труд учителей!..

Уроки Валентины Тимофеевны Бязыровой действительно вдохновляли. Как и организованные ею вечера поэзии (вот где запало мне в душу творчество Сергея Есенина, и я сам стал пробовать писать стихи) и бардовской песни (произведения Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Розенбаума, исполнявшиеся нами под гитару, заставляли многое чувствовать по-новому), литературно-драматические постановки (Валентина Тимофеевна сама писала сценарии, придумывала, изобретала), конкурсы ораторов, диспуты и еще много-много всего интересного. В нашем пятьдесят четвертом кабинете наполнялись глубочайшим смыслом каждое слово, каждое художественное произведение, каждая тема, да и само понятие "урок" становилось для нас более значимым: не просто занятие по предмету, а гораздо шире — погружение в мир прекрасного через "разумное, доброе, вечное", посеянное нашим учителем от Бога. Мы учились мыслить, формулировать свою точку зрения, делать выводы…

Наша учительница была строгой, требовательной, в том числе и к себе, незаурядной, энергичной, заряжала этой энергией и коллег, и учеников:

А вы меня запомните такой:

Лечу по коридорам нашей школы,

Энтузиазма, сил, желаний горы.

А вы меня запомните такой.

Такой мы ее и запомнили. В. Т. Бязыровой удавалось то, что сама она в одной из своих книг назвала самым важным в работе педагога: "Нужно, дóлжно и, главное, можно сделать так, чтобы обыденная работа, даже самая что ни на есть рутинная, стала для ребят живой, полезной, зримой… Главное — суметь вовремя мотивировать, озадачить учеников, направить их, убедить в полезности того, что они выполняют".

Быть учеником пятой школы (в 1994 году, когда мы переходили в 10-й класс, ей вернули статус гимназии) почетно, это "звание" навсегда. И этот престиж — прежде всего результат трудов, энтузиазма настоящих подвижников образования. В наши годы это были В. Т. Бязырова, А. А. Джиоева, М. А. Авсарагова, Т. С. Потапова, А. У. Бетанов, С. А. Гагиева, Р. Г. Гуриева, С. С. Мадзаева, Б. А. Цаликов, И. Б. Ногаева, З. Г. Олисаева, Р. С. Кислова, О. С. Сабанова, И. Л. Теплова, Ю. А. Белогуров, Н. И. Кобаидзе, З. Н. Тотиева, А. З. Ардасенова, С. П. Гагиева, С. И. Бабышева, В. П. Коржов, Г. А. Жигалкина, С. В. Бацунова, А. М. Белова, Л. А. Габеева, Г. Т. Газацев... А еще прославленные выпускники гимназии разных лет… Их имена обязывают соответствовать, подтягиваться: Е. Б. Вахтангов, П. Г. Лисициан, В. А. Гергиев, Э. В. Цоколаев, В. В. Круглеевская, П. С. Билаонов, К. Г. Каргинов, С. К. Кулов, Р. С. Гаспарянц, Н. Н. Бетчер…

На открытые уроки учителя-методиста В. Т. Бязыровой съезжались десятки педагогов со всей страны — на базе занятий Валентины Тимофеевны проходил Всероссийский семинар для работников народного образования Ульяновска, Москвы, Воронежа, Красноярска, Челябинска, Орла, Уфы, Казани, Нальчика, Грозного… В течение двух недель по два открытых урока в день, потом их обсуждение, четырехчасовые лекции по методике. И, конечно, знакомство с творческими работами учеников, спектакли литературного клуба "Арион", которым Валентина Тимофеевна руководила более двадцати лет. Опыт работы известного словесника был обобщен и издан Министерством просвещения России.

Гражданская позиция и высокий профессионализм В. Т. Бязыровой были востребованы и в общественной работе. В комсомоле, обкоме партии, на всесоюзных конференциях, съездах учителей страны… Помню, с какой гордостью мы, пяти- и шестиклассники, в конце 80-х — начале 90-х следили за телевизионными трансляциями съездов народных депутатов СССР, среди которых была и наша Валентина Тимофеевна. Тогда она работала в Комитете по народному образованию и воспитанию Верховного Совета.

"Я очень любила общественную работу, хотела помочь людям, — вспоминает Бязырова в своей книге "Прекрасен наш союз" (к 125-летию гимназии № 5). — Избрание народным депутатом СССР было для меня, я хорошо понимала, высокой честью и серьезным экзаменом. И больше всего на свете мне не хотелось подводить своих избирателей".

И она не подвела. Интервью по Центральному телевидению, выступления с трибун органов власти и различных форумов, где бы они ни проходили, в Москве или Владикавказе, Санкт-Петербурге или Пятигорске, Пскове или Смоленске, публикации в газетах и журналах всегда свидетельствовали о титанической работе педагога и общественного деятеля и, более того, красноречивее любой статистики говорили об уровне системы образования в Северной Осетии. Еще бы! Нашу республику представлял такой интеллигентный человек!

И снова возвращаюсь к творчеству, которое, по признанию Валентины Тимофеевны, она очень любит, потому что о многом хотела бы рассказать людям, — им, по ее мнению, "просто нужно знать то, что рядом, то, что было, есть, будет: ведь без понимания прошлого не оценить настоящего"…

Более тысячи статей В. Т. Бязыровой, а печататься она начала со студенческих лет, опубликовано в газетах "Северная Осетия", "Владикавказ", "Терские ведомости", "Слово", "Пульс Осетии", "Учительская газета", "Правда", "Советская Россия", "Литературная газета", "Советский патриот", "Комсомольская правда", "Красная звезда" и других. Причем все это не информационные сообщения или заметки, а глубокий, вдумчивый анализ, аргументированные рассуждения человека высочайшей культуры и широчайшей эрудиции, исторические и краеведческие зарисовки, увлекательное путешествие по "стране, которой нет на глобусе", — Литературии…

Проблемы образования, особенно когда новаторство не во благо, конечно, волновали Валентину Тимофеевну, как и многих ее коллег. Бязырова не устает бить во все колокола, чтобы в современном обществе люди сберегли уважение к труду учителя, чтобы не разочаровались в справедливости, чтобы не упустили главного в воспитании детей. Потому и так много в ее статьях личных переживаний, а порой и горечи, разочарования... И всегда — преклонение перед "настоящими энтузиастами, скромными, увлеченными, влюбленными в свое дело": "Интеллигенты, стремящиеся к одному — вырастить честных, добрых людей, готовых взять на себя ответственность за наше завтра", — эти слова из статьи В. Т. Бязыровой "Как живете Вы, "Учитель-сан"?", опубликованной в номере "СО" от 29 ноября 2018 г., в полной мере применимы и к самому автору. Лучше не скажешь: "Они делают все, что в их силах, для позитивных изменений, которых так ждет наше отечественное образование: совсем иного отношения окружающих к учительской профессии, появления новых общественных идеалов, достойной оплаты труда педагога, более целенаправленного обучения молодежи в педагогических университетах…".

Предисловие к новому сборнику из серии "Медиа-Осетия", которую мы учредили в нашем союзе, в том числе для студентов факультета журналистики, я попросил написать Валентину Тимофеевну. Она, конечно же, согласилась, за что я очень ей признателен. Не буду пока раскрывать всех секретов до выхода книги в свет, но этот текст я воспринял как письмо учителя ученикам. В. Т. Бязырова признается в своей любви к журналистике, называя ее своим "вторым предназначением", и приводит имена многих мастеров, знаменитых и малоизвестных, работавших "на переднем крае" профессии. Судьбой каждого из них она интересовалась, сохраняя вырезки из газет, листая подшивки и архивные документы, посвящая им целые серии публикаций, преклоняясь перед подвигом работников СМИ в годы Великой Отечественной войны. В обращении к нынешнему поколению журналистов Валентина Тимофеевна как мудрый и опытный педагог пытается предостеречь их, то есть нас, от инертности и пассивности в исполнении профессионального долга, от пренебрежения нравственно-этическими нормами:

"По-моему, у журналистики непременно должна быть обратная связь с теми, кому она служит, то есть с аудиторией слушателей, зрителей, читателей. И еще она должна не только констатировать происходящее, но и делать все для того чтобы что-то обязательно сдвинулось с привычной мертвой точки, откровенно изменилось, стало для кого-то стимулом к решительному противостоянию пошлости, грязи, равнодушию, снобизму, карьеризму… А как хочется видеть больше позитива, смотреть на лица настоящих тружеников, интересных собеседников, эрудированных специалистов — мастеров своего дела. До чего же это нужно в сумятице наших таких прагматичных будней, где зачастую царит исключительно культ наживы, "золотого тельца", где людей далеко не всегда ценят за их заслуги и способности, где думают о том, "ну как не порадеть родному человечку…", где порой (как тут опять не вспомнить прозорливого А. С. Грибоедова?!) невольно возникает классический вопрос: "А судьи кто?"

Так хочется, чтобы все призывы Валентины Тимофеевны Бязыровой были услышаны, а ее труды — по достоинству оценены. Ведь кроме сотен ее учеников, которые "заставляли брать новые и новые высоты", кроме тысячи статей и публикаций, у В. Т. Бязыровой есть книги, среди которых каждый из нас найдет ту самую, "свою", и не одну… Эти издания, уверен, должны быть в каждой школьной библиотеке, в каждом доме, где уделяют серьезное внимание воспитанию ребенка, будь он школьником, студентом или уже молодым специалистом, планирующим стать полезным обществу.

"Ты в нашей судьбе", "Берегите в себе человека", "Учиться — это интересно", "Страна Литературия — волшебная страна", "Хочется запомнить навсегда", "Пока мы живы", "Прекрасен наш союз", "Хранимый Кавказом, воспевший Кавказ", "Нет! Не забыть трагедии Беслана…", "Владикавказ — удивительный город", "Свети, звезда по имени Коста", "Владикавказская рапсодия", "Сколько здесь полегло, знали только ветра…" и другие. Всего шестнадцать книг, и это только изданных. А ведь еще три лежат на рабочем столе в рукописном варианте: "Восьмое чудо света" — о книге и великой магии Слова, "Взрослеть всегда трудно" — педагогические новеллы, "Это было недавно — это было давно" — очерки о наших земляках — современниках и тех, кто жил задолго до нас, но оставил яркий след на Земле. Не секрет, сегодня издание книги — дело затратное и сложное. Но "до сих пор в добро мне верится" (так назван последний сборник стихов В. Т. Бязыровой)… И, быть может, все же произойдет маленькое чудо. И новые книги непременно выйдут в свет.

Тимур КУСОВ,

председатель Союза журналистов РСО–А,

директор ГТРК "Алания"

ОТ РЕДАКЦИИ.

Приобрести книги В. Т. Бязыровой можно в книжных магазинах по адресам: пр. Мира, 12 ("Аллон Биллон"), ул. Маркуса, 41а ("Книги"), ул. Димитрова, 2 (Дом профсоюзов, "Печать Осетии"). Тел. для справок: 918-318.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика