Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Арбитр, посредник и миротворец

Конституционный суд является стержневой и самостоятельной частью механизма конституционного контроля в любом государстве, он неподнадзорен никаким инстанциям, его решения обязательны для всех субъектов права, в том числе и других институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Позиция его в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое и окончательное значение.

Какие вопросы рассматривает Конституционный суд Северной Осетии, будут ли внесены изменения в Основной закон республики в год 25-летия со дня его принятия, какие обращения поступают от граждан? Об этом и многом другом – в интервью корреспондента "СО" с председателем Конституционного суда РСО–А Станиславом КЕСАЕВЫМ.

– Недавно на страницах "СО" профессор Александр Цалиев выразил свое мнение по поводу того, что необходимо внести изменения в Основной закон республики, касающиеся необходимости государственной идеологии. Что вы скажете по этому поводу?

– Я на самом деле благодарен вам за публикацию позиции видного ученого о том, как нам вести себя по отношению к основному закону любого государства, в том числе и нашей республики – Конституции. Можно или нельзя ее трогать? – вопрос непростой и в то же время естественный. Мы все понимаем: в Конституции заложены основополагающие позиции и принципы, без которых общество не может жить на государственно-правовом этапе своего развития. Другой вопрос – что такое Конституция: то ли это итог развития, то ли перспективы на будущее, то ли документ, по которому надо жить сейчас, помня, что право – понятие изменяющееся? Каждый новый прожитый день приводит к тому, что нормы права устаревают. Ведь не жизнь строится по закону, а, напротив, закон пытаются подстроить под жизнь и как-то ее изменить. 25-летие Конституции не может не настраивать на рассуждения и размышления по ее поводу. Тем более необходимо уважать позицию любого человека.

Но вот что мне хотелось бы сказать по этому поводу. Прежде всего напомню, что Конституция была принята на референдуме, и если можно обмануть пару-тройку ученых, то весь народ обвести вокруг пальца очень трудно. Тем более утверждать, что именно американские кураторы-консультанты настаивали на том, чтобы в Конституцию РФ были включены позиции, запрещающие России строить экономически развитое, социально стабильное и политически предсказуемое общество.

Во-вторых, мы ностальгируем по СССР, по тому хорошему, что в нем было. Но как бы ни тосковали по прошлому, ведь не в Америке же придумали понятия "перестройка", "плюрализм", "многопартийность". Перемен потребовала сама жизнь того времени. В 1983 году тогдашний руководитель страны Юрий Андропов написал блестящую теоретическую работу об исторических судьбах строительства социализма в СССР. Не употребляя слово "перестройка", он говорил о том, что коммунистам следует осознать задачи сегодняшнего дня, а не заглядывать в даль светлую или копаться в истории… Это была предтеча той самой перестройки, а общественно-политический строй Советского Союза изменила не Беловежская пуща, его изменила сама жизнь. Просто в этой географической точке в неудачной форме подвели итог тому застоявшемуся, но уже не развивавшемуся государству. Вот потому и возникла потребность в принятии новой Конституции с обозначением понятия суверенитета РФ. Обновления хотели все, но не знали, как!

Новый этап конституционного строительства поменял систему ценностей и, в частности, ушел от политической, а еще точнее, идеологической оценки государственной жизни, просто перейдя к государственно-правовой. Вот потому и появилась та самая статья 13 Конституции РФ, которая сегодня волнует некоторых юристов.

В ней нет запрета, просто говорится о том, что никакая идеология не может быть государственной или обязательной (читай господствующей). Просто эта статья расшифровывает положения статьи 1 Конституции РФ о том, что Россия есть демократическое, правовое государство. Если мы говорим о демократии и плюрализме, то о каком господстве определенной идеологии может идти речь? Если поднимаем вопрос многопартийности, то о каком господстве той или иной партии можно говорить? Мне кажется, неправильно предлагать зафиксировать идеологию как систему взглядов, объясняющих происходящее в качестве конституционной нормы при всем уважении к позиции профессора Цалиева. Тем более что он вспоминает ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Государство, на наш взгляд, как политический инструмент должно заниматься человеком, а не идеологической работой!

В этой связи хочу сказать, что в середине прошлого года Конституционным судом РСО–А была подготовлена новая редакция Закона о Конституционном суде республики. Работа была плановая, однако накопилось столько поправок и изменений, что по правилам законописания и здравой логики мы вышли на новый вариант редакции закона, который вызвал неоднозначную реакцию. Возможно, коллег насторожило то, что мы обозначили позиции, которые требуют изменений в Конституции РСО–А. Их необходимо вносить, потому что основной закон любого государства – это живой организм. Как должно быть известно многим, в РСО–А есть конституционная комиссия, возглавляемая главой республики. Мы обратились к нему с предложениями о необходимости созыва комиссии и вариантом предлагаемых изменений. Тем более что предложения возникли и у Парламента РСО–А.

Повторю, 2019 год – юбилейный для нас и мы высказали свое видение – не того, как праздновать, а того, как работать с учетом рассмотрения всех предложений, в том числе и тех моментов, о которых говорилось в публикации А.М. Цалиева.

Я надеюсь, комиссия определит, как нам действовать дальше, чтобы 25-я годовщина стала не просто юбилейной датой, а вехой, которая, подведя итог, определит наше дальнейшее развитие. В качестве примера напомню, что в нынешнем тексте Конституции нет обозначения того, что Северная Осетия–Алания – это республика (государство) социальной направленности. Возможно, следовать этому принципу пока не удается до конца, но то, что забота о человеке – самое главное в деятельности государственной власти республики – это хорошо известный факт и его необходимо отразить в тексте Конституции РСО–А. Впрочем, как и многие другие позиции, связанные "с отсутствием, – по мнению председателя КС России В.Д. Зорькина, – должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти…" Надеюсь, обо всем этом нам удастся поговорить в Конституционной комиссии при Главе РСО–А.

– Я знаю, что лишь около 20 субъектов нашей страны, в их числе и РСО–А, могут позволить себе иметь Конституционный или уставный суд. Какие вопросы вы рассматриваете?

– Напомню, что Конституционный суд – это орган государственной власти, ее судебной ветви, занимающийся конституционным контролем. Суть его заключается в защите конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия Конституции РСО–А, принципа разделения властей, упрочения законности в правотворчестве и применении права. Другими словами, наша задача – определять, соответствуют ли та или иная норма права или тот или иной акт применения права конституционным устоям и принципам.

Вот почему, могу сказать, ваша постановка вопроса "могут позволить себе иметь Конституционный суд" не совсем корректна. Дело в том, что принцип разделения властей сам по себе предполагает наличие судебной ветви как признак правового государства. Судебная власть должна быть, а не зависеть от чьего-либо пожелания.

Входя в единую судебную систему РФ, мы тем не менее занимаемся специфической категорией дел. Это не классические вопросы общей юрисдикции (уголовные или гражданские дела). В основном мы занимаемся нормами права, правилами поведения, устанавливаемыми органами государственной власти, их соответствием Конституции нашей республики. Однако граждане обращаются к нам и по поводу конкретных решений судов общей юрисдикции. И хотя это не наш предмет ведения, КС республики, тем не менее разъясняя гражданам, чей это предмет ведения, одновременно переправляет обращения по подведомственности, излагая нашу позицию. Все это находит отражение в итоговом документе о нашей деятельности, где анализируются вопросы, возникающие у граждан.

– В продолжение темы: можете коротко рассказать о результатах вашей деятельности за прошлый год?

– Конституционный суд РСО–А осуществляет свою деятельность в соответствии со статьей 101 Конституции и Конституционным законом республики о Конституционном суде в составе председателя и трех судей. Организационное, научно-аналитическое, информационное обеспечение суда осуществляет аппарат государственных гражданских служащих. Для ревностных защитников республиканского бюджета сообщаю, что наше финансирование составляет 0,001% от общего объема бюджета Северной Осетии.

За 2018 год в Конституционный суд республики поступили 60 обращений от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений. По принятым к рассмотрению обращениям были вынесены 4 постановления и 5 определений, диапазон которых достаточно широк. Начиная от проверки конституционности решений представительных органов муниципальных образований нашей республики до конкретных заявлений граждан о нарушении их конституционных прав. Например, есть обращение, в котором гражданин оспаривает порядок принятия решения по установке "лежачих полицейских", когда орган государственной власти принимает нормативный акт, "благодаря" которому человек не может напрямую, как это сказано в Конституции, обратиться в инстанцию, полномочную принимать решение. Получается, что вместо того чтобы сразу принять соответствующее решение, ему создаются препятствия.

В своем вердикте мы обращаем внимание конкретного органа власти на неконституционность этого документа и требуем приведения его в соответствие с Конституцией РСО–А. Поверьте, нам хватит принципиальности и профессионализма, чтобы довести дело до конца. За указанный период предметом рассмотрения Конституционным судом стали 3 республиканских закона, 4 постановления Правительства РСО–А, 2 акта органа местного самоуправления. На данный момент в производстве Конституционного суда республики находятся 2 дела. Конкретнее обо всем этом можно узнать из нашего сайта.

– Можно сказать, что изложенное вами наглядно свидетельствует о возрастающей роли Конституционного суда в повышении эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и укреплении конституционной законности. Тем не менее к вам поступает много жалоб...

– Да, много жалоб поступает на действия отдельно взятых чиновников. Если проанализировать поступающие в Конституционный суд республики неподведомственные обращения, то можно сказать, что большая их часть связана с проблемами граждан в реализации конституционных прав в социальной сфере. Это вопросы трудоустройства, улучшения жилищных условий, нарушения порядка начислений налогов, пенсий и социальных выплат, привлечения к уголовной ответственности, отказы в возбуждении уголовных дел и т.д. Могу также сказать, что все они были направлены в органы, уполномоченные решать поставленные в них вопросы с просьбой уведомить нас о принятых мерах. К сожалению, имеют место нарушения сроков рассмотрения обращений, а в ряде случаев информация о результатах рассмотрения чрезмерно формализована и носит характер отписки.

Или другой случай. От комментариев по этому поводу я мог бы воздержаться, но не сделаю этого. Вот уже третий год в республике с необъяснимым (по-другому не могу сказать) вниманием следят за ходом более чем резонансного "дела В. Цкаева". Не пытаясь воздействовать на коллег из судов общей юрисдикции, а также не предвосхищая решение, которое примет суд – надеюсь, оно будет соответствовать закону, все же выскажусь. Столько времени "специалисты" пытаются разобраться, превышались ли в печально известном отделе полиции должностные полномочия лицами, применявшими к человеку недозволенные приемы расследования уголовного дела! Эти методы не просто умаляют достоинство личности, охраняемое государством, а больше похожи на пытки, которые, как должно быть известно любому правоохранителю, запрещены ст.21. Конституции России. Поэтому наша позиция очевидна: нарушать закон не дозволено никому!

– Учить, лечить и судить – это, говорят, три профессии от Бога. Скажите, а вы можете влиять на подбор судей?

– Конституционный суд РСО–А со своими полномочиями – это, однозначно, орган судебной власти нашей республики. Также республиканским судебным органом считаются мировые судьи, хотя выносят они решения именем Российской Федерации. Только республиканскому Конституционному суду дано право выносить свои решения именем РСО–А. Мы гордимся этим и делаем все, чтобы быть достойными столь высокой чести.

В то же самое время мы входим в единую систему судебной власти Российской Федерации и подчиняемся всем требованиям, существующим внутри судейского сообщества нашей страны. Это же относится и к вопросам формирования и подбора судейских кадров в нашей республике, в особенности мировых судей. Мы принимаем участие в заседаниях комитетов Парламента Северной Осетии, на которых рассматриваются кандидатуры мировых судей.

Процедура назначения судей Конституционного суда несколько иная, наряду с общими требованиями к кандидатам в суды общей юрисдикции кандидаты в наш суд республики должны отвечать требованиям, установленным законом о КС республики, а кандидатуры для назначения на эту высокую должность предлагаются Парламенту Главой РСО–А, проходя отбор через кадровую службу руководства республики. В то же время у председателя Конституционного суда республики есть право предложить для рассмотрения кандидатуру, подготовленную в самом суде.

– Станислав Магометович, в последние полтора года вы возглавляете Конституционный суд, но в обществе вас больше знают как неподкупного преподавателя…

– Мне бы хотелось, чтобы меня знали как "хорошего преподавателя". Слово "неподкупный" достаточно интересное, но оно не входит в систему моего понимания. Преподавание и цена – понятия несовместимые.

– В данном случае слова "хороший" и "неподкупный" – это синонимы. Но вы известны еще по вашей многолетней успешной работе в парламенте. Этот законотворческий опыт помогает вам в новом статусе?

– Спасибо за вопрос. И не только потому, что он приятен в звучании. Большая часть моей политической и государственной жизни прошла в стенах парламента, там я состоялся как личность, если можно так сказать. И, естественно, с достаточным пиететом отношусь к тому органу государственной власти, который очень многое для меня сделал. В нынешнем статусе, поверьте, не могу сказать, что все позабыл и сейчас занимаюсь совершенно другим делом. Пользуясь случаем, заявляю, что это совершенно не так. Как для парламентария, так и для любого государственного служащего или лица, замещающего государственную должность, Конституция и все, что связано с ней – это святое. Хотя власть и делится на три ветви, она всегда должна быть едина и работать в интересах народа.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика