Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Погибший" под Ардоном

Приближается 9 мая, 74-я годовщина Победы, и в городах и селах республики началась подготовка к празднику. В Ардонском районе идут работы по созданию нового мемориала. Более 700 солдат и офицеров, погибших в кровопролитных боях за Ардон и села Мичурино, Кадгарон, Коста и Кирово, будут увековечены на гранитных плитах нового монумента.

Вот уже несколько месяцев по всей России летят письма от североосетинских поисковиков, которые пытаются найти родственников погибших под Ардоном бойцов. Среди сотен имен, составивших скорбный список погибших, было имя и Юшвы Захарова – уроженца дагестанского Дербента. 20-летний Юшва, проживавший до войны вместе с матерью на улице Пушкинской в Дербенте, был призван на фронт в декабре 1941 года и в 1942 году оказался в рядах 7-й гвардейской стрелковой бригады, которая участвовала в Битве за Кавказ. В архивах о Юшве Захарове была лишь одна скупая строчка из донесений о безвозвратных потерях, что Юсива Захаров, а именно с такой ошибкой он был записан, погиб и похоронен в 1,5 км западнее хутора Ардонский, так в 1942 году называлось

с. Мичурино.

С точки зрения поисков история Юшвы была проста и понятна: раз никаких других документов на бойца нет и факт его гибели опровергнуть невозможно, значит, боец Юшва Захаров лежит в безымянной могиле под Ардоном, и факт этот сомнения не вызывает. Но жизнь, как водится, вносит свои коррективы. Так получилось и на этот раз. По цепочке информация о погибшем бойце Захарове от североосетинских поисковиков попала в Интернет, а потом письмами разлетелась в Дагестан, где к поискам родственников бойца подключился весь Дербент. Участие в них приняли и музейное сообщество, и волонтеры, и просто неравнодушные граждане.

"СО" поговорила с журналистом, автором книг по истории горских евреев Ириной

Михайловой, которая в считанные дни смогла найти родственников Юшвы Захарова:

– Сразу же после того как я прочитала информацию, взялась за поиски уроженца Дербента. Распространила информацию в группе "Бессмертный полк". Но, не ограничившись Интернетом, стала расспрашивать соседей, проживавших в доме 53 на улице Пушкина. Старожилы хорошо знают, что в этом большом дворе компактно проживали горские евреи, которые трудились в колхозе, в разные годы носившем имя Лазаря Кагановича и Гюльбоор Давыдовой. Соседи подсказали, что Захаровы действительно жили в этом дворе. Но вся семья уже давно уехала в Израиль, обосновавшись преимущественно в Беэр-Шеве. Позвонив председателю горско-еврейской общины Беэр-Шевы, я коротко изложила суть дела и назвала имена детей Захаровых, которые мне были известны: Саша, Люда, Жанна. Председатель Беэр-Шевской общины Ханох Якубов в течение дня нашел Жанну Захарову, и на следующий день мы уже говорили с ней о Захарове Юшве Закиевиче. Я переслала Жанне имеющиеся сведения о погибшем.

Каково же было удивление поисковиков и родственников, когда выяснилось, что Юшва Захаров вовсе не погиб! Тогда, в 1942 году, в кровопролитных многодневных боях за Ардон он получил тяжелейшее ранение в предплечье. В своей части его сочли погибшим, но он выжил, долго лечился в госпитале, а после выздоровления отказался от демобилизации и настоял на том, чтобы его отправили обратно на фронт. Домой Юшва Захаров вернулся только в 1946 году с орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью "За победу над Германией" на груди.

После демобилизации младший сержант Захаров работал воспитателем детского дома в родном городе, а затем его директором. Решив получить высшее образование, он поступил в юридический институт, но окончить его не смог. За три месяца до окончания института из дома пришла скорбная весть о болезни матери, и Юшва, бросив обучение, вернулся домой. Вскоре мать Юшвы, Бетуш Захарова, скончалась, и он покинул родительский дом, заново поступил в институт, правда, уже не на юридический, а на инженерный факультет. После окончания вуза Юшва Захаров более сорока лет работал инженером-снабженцем на дербентском заводе "Радиоэлемент".

После войны он женился на красавице Зулпо, которая подарила ему девятерых детей: Александра, Люду, Броню, Жанну, Руслана, Валентину, Венеру, Владимира, Патрицию. Зулпо рано лишилась родителей: когда пропал отец, ей было три года, полной сиротой она стала в девять лет. Ее воспитали родственники. А в 1976 году семью Захаровых постигло горе: в возрасте 38 лет Зулпо скончалась. Младшей дочери, Патриции, едва исполнилось три года, Володе было пять лет, Венере – семь, Вале – одиннадцать, Жанне – тринадцать, а старший сын Саша только вернулся из армии. И вся тяжесть по воспитанию детей легла на Юшву Закоевича. Он вместе с ними занимался хозяйством, был во главе своей большой семьи. Вырастил достойных детей.

Когда они немного подросли, некоторые женились, вышли замуж, Юшва Закоевич вступил во второй брак. В 1990-е годы большая семья Захаровых эмигрировала в Израиль. 2 мая 2000 года, не дожив неделю до 55-летия Победы, фронтовик, участник ВОВ, защитник г. Ардона, Захаров Юшва Закоевич скончался.

История сержанта Юшвы Захарова, несмотря на все тяготы его послевоенной судьбы и тяжелейшее ранение, дававшее о себе знать всю жизнь, сложилась счастливо. Его потомки чтут память о своем отце, теперь будем чтить и мы, жители Северной Осетии, ведь именно за нашу республику сержант Захаров проливал кровь на полях сражений. А на новом мемориале под Ардоном станет на одну фамилию меньше.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика