Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Играй, гармонь осетинская!

Осетинская гармонь сегодня очень востребована. Она является уникальным музыкальным инструментом и отличается мелодичным и ярким звучанием. Хочу рассказать о том, как в нашей республике начиналось производство первых осетинских гармошек. Теперь это уже далекая история, но, думаю, многим будет интересно узнать, а кому-то вспомнить, как все это было…

2 февраля 1979 года меня, еще не проработавшего и две недели в должности директора фабрики музыкальных инструментов "Терек", пригласили на совеща­ние к заместителю председателя Совета министров СОАССР С. Е. Ужегову.

Рассматривался вопрос об освоении выпуска национальных музыкальных инструментов на местной фабрике, так как длительная переписка с начальником Росмузпрома ММП РСФСР по вопросу изготовления осетинских инструментов на предприятиях системы не дала поло­жительных результатов.

Я дал согласие с условием, чтобы министерство культуры направило к нам куратора-гармониста для оказания помощи на месте. Мы выделили помещения, пригласили мастеров, которые занимались ремонтом музыкальных инструментов в учили­ще искусств – Сергея Евдокимовича Базарова и Александра Кумова.

Инициатором изготов­ления национальных музыкальных инструментов на мест­ной фабрике был Солтан Ельдзарикоевич Ужегов, кото­рый до назначения его заместителем председателя совета министров работал министром культуры республики и знал все трудности приобретения национальных музыкальных инструментов для республик Северного Кавказа.

Возрождение этих инструментов, их производство, создание фольклорных ансамблей способствовало развитию культуры народов. Но серийному выпуску предшествовала длительная переписка с руководством Росмузпрома ММП РСФСР об оказании помощи.

Вот что писал Ужегов начальнику ведомства А.П. Колупаеву:

"Вопрос об изготовлении таких инструментов много лет ставится в областном комитете КПСС, в Совете Министров Северо-Осетинской АССР, на коллегии Министерства культуры республики. Неоднократно на­правлялись специалисты с целью изучения вопроса о воз­можности их изготовления на фабриках музыкальных ин­струментов Ленинграда, Тулы, Ростова-на-Дону, Казани, Армавира; тем не менее вопрос оставался нерешенным. В мае 1977 года Росмузпром рекомендовал Совету Министров в ответ на наше письмо организовать производство осе­тинских гармоник на фабрике музыкальных инструмен­тов г. Армавира, куда были направлены предста­вители Министерства культуры республики с предлагае­мым образцом национальной гармоники. По нашей просьбе фабрика изготовила такой образец. Но организация се­рийного производства гармоник, как и струнных инструментов, оказалась невозможной по нескольким причинам: это отсутствие мастеров, знакомых со спецификой изготовления данного инструмента; низкое качество материалов, не подходящих для изготовления качественных инструментов; отсутствие отдельных уз­лов и деталей; высокая стоимость.

В настоящее время существует возможность изготовле­ния национальных инструментов на Орджоникидзевской фабрике музыкальных инструментов. Вопрос изучен специ­алистами Министерства культуры Северо-Осетинской АССР, руководством фабрики музыкальных инструмен­тов г. Орджоникидзе с участием деятелей культуры ре­спублики.

Фабрика может взяться за производство национальных инструментов. Необходимы Ваши согласие и помощь в по­ставке отдельных узлов и деталей с Ленинградской фабри­ки музыкальных инструментов".

И вот 9 апреля 1979-го руководство Росмузпрома дало задание нашему предприятию выпустить первую партию национальных гар­мошек в третьем квартале текущего года. Через несколько месяцев я откомандировал мастера С.Е. Базарова на фабрику "Красный партизан" в город Ленинград с просьбой оказать ему помощь в освоении производства язычковых инструментов, так как это была новая для нашей фабрики продукция.

Первые образцы осетинских гармоней были изготовле­ны в январе 1980 года и представлены экспертной комиссии. В связи с дефицитом осетинских гармошек в министерство культуры от населения неоднократно поступали жалобы на руководителя фабрики. Видя такое положе­ние, мы пришли к выводу, что необходи­мо расширить соответствующий участок, набрать людей и обучить их. Начальником участка назначили Т.Н. Джибилова – выпускника лесного техникума, знавшего производство.

Свои секреты изготовления национальных гармошек ма­стера С. Базаров и А. Кумов раскрывать не хотели, и тогда я предложил им трудоустроить своих родственников для обу­чения этому мастерству. Кроме них пригласил еще Урусхана Кудзаева, как говорят, "мастера-золотые руки", и отправил его в Армавир, на курсы по изготовлению русских гармошек. Урусхан успешно освоил это производство.

Так на участке появились семейные династии: двое Кумовых, пятеро Кудзаевых, трое Тедеевых, двое Багаевых. Всего мы обучили этому мастер­ству более 15 человек. Одновременно я направил четверых за счет предприятия в Ленинградскую лесотехни­ческую академию. Двое из них были рабочими фабрики. За других мне пришлось возместить затраты на обучение из своего кармана, так как они не являлись рабо­чими фабрики...

Вспоминаю один случай из моей трудовой деятельности на посту директора. Как-то пришли ко мне родители одной маленькой девочки, которая вышла из комы после тяжелой операции. Они рассказали, что, когда спросили дочку, что она хочет, та тихо произнесла: "Гармошку". Родители были в недоумении от такой просьбы дочурки. Но что им оставалось делать, они обратились ко мне. Разве мог я отказать им в такой просьбе?!

На фабрике сложился многонациональный коллектив, насчитывавший более 300 человек, и установились определенные традиции. В интересах сохранения национальных музыкальных инструментов народов Северного Кавказа руководство фабрики вынуждено было открывать филиалы, использовать надомный труд в регионах Северного Кавказа. Выявляли талантливых ребят, помогали надомным мастерам материалами и комплектующими. Таким образом, наладили выпуск щипковых, язычковых и струнных инструментов. Кроме того, Дом народного творчества Министерства культуры СОАССР проводил конкурсы лучших музыкальных инструментов. Приглашали мастеров, сказителей и гармонистов, чтобы они давали экспертные заключения по звучности, строю и качеству работ.

И сегодня осетинская гармошка звучит везде – на свадьбах, куывдах, концертах... Все, что несущественно, стирает время. Но то, что положено в основу души народа, в основу наших представлений о предназначении человека, выкристаллизовывается в анналах истории. Надеюсь, в ней останется и малая частица труда людей, причастных к возрождению осетинской гармоники.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика