Репертуар – это лицо театра. Смысл его существования, эстетическая программа и творческой жизни, и диалога со зрителем. Строить репертуар нужно, опираясь именно на эти принципы. А художественный руководитель – всегда человек, определяющий в жизни театра очень многое. И, в том числе – его репертуарную политику. Ее векторы, ее приоритеты, ее общую концепцию.
Дигорскому государственному драматическому театру в этом смысле повезло: его художественный руководитель, народная артистка РФ Лариса Гергиева – мастер сцены, воспитанный на лучших традициях русской и мировой театральной культуры, человек с тонким вкусом и широкой эрудицией. Это неизменно ощущают режиссеры, осуществляющие на сцене Дигорского театра новые постановки. А каждая такая постановка, в свою очередь, становится для зрителей республики событием резонансным и обсуждаемым. Не исключение – и состоявшаяся совсем недавно, 16–17 мая, в Дигорском государственном драматическом театре премьера спектакля "Сыновья Бата" по пьесе Дабе Мамсурова, входящей в золотой фонд советской осетинской драматургической классики. Спектакля эпического, мощного, монументального, постановка которого была осуществлена во Владикавказе при финансовой поддержке доброго друга театра – нашего земляка, видного российского предпринимателя Таймураза Боллоева.
Режиссер спектакля – народный артист РСО–А Альберт Хадаев, известный зрителю как ведущий актер труппы Дигорского театра. Это в театре уже вторая его режиссерская работа. Сценограф спектакля – молодой талантливый художник Давид Найфонов (он же выступил в "Сыновьях Бата" и как художник по костюмам). А сам материал историко-героической драмы Дабе Мамсурова, впервые поставленной в республике на сцене Северо-Осетинского драмтеатра в военном 1943 году режиссером Арсеном
Макеевым, не просто подарил Альберту Хадаеву возможность исследовать нравственные, социальные, этические устои ушедшей в прошлое для Осетии эпохи. У него получился спектакль о вечном. О мужестве, о доблести, о верности чести и долгу, о том, что настоящий человек, вступая в неравное единоборство с судьбой и обстоятельствами, должен до самого конца оставаться, несмотря ни на что, человеком. Только тогда потомки запомнят его как героя…
В основе пьесы лежат народные песни и предания именно о таких героях – незаконнорожденных сыновьях Бата, бросивших вызов интересам алдарской верхушки, отстаивая свое человеческое достоинство и честь и защищая то, что для них было дорого, и об их гибели. Центральные персонажи этой исторической драмы (а фактически трагедии) – плоть от плоти суровой эпохи, когда решающую роль в том, какое положение и место занимал человек в обществе, играла в Осетии его принадлежность к определенному роду, фамилии. В пьесе главные герои тесно связаны с социальной средой, взрастившей и воспитавшей, сформировавшей их взгляды, чувства. Они строго придерживаются традиций и обычаев, присущих этой среде – и духа того, что принято называть в Осетии словом "Æгъдау". Честь сыновья Бата ставят выше жизни – и с достоинством принимают брошенный им вызов рода Аликовых, проявляя при этом такие лучшие человеческие качества, как благородство и самоотверженность. И в то же время автором пьесы сложный процесс формирования их характеров показан убедительно и очень ярко.
Режиссер Альберт Хадаев тоже строит свой спектакль так, что буквально с самой первой сцены даже незнакомому с фабулой "Сыновей Бата" зрителю ясно: развязка происходящего будет драматичной. А нарастает и накаляется острый драматизм в спектакле на протяжении всего действия, выливаясь, как в симфонии, в мощный аккорд-крещендо в эпизоде визита старейшин рода к умирающему Бата. Накал трагических событий в спектакле столь силен, что иногда невольно думаешь: не "скатится" ли режиссер в мелодраматическую клишированность, в упрощенность, в штамп, осмысливая такой сюжетный материал? Но Альберт Хадаев избежал этой опасности. Он не пошел на упрощение подхода к трагической теме. А его работа как режиссера над "Сыновьями Бата" доказывает: он умеет видеть в пьесе не только написанное, не только то, что лежит на поверхности, но и то, что стоит за текстом и событиями.
В спектакле сделан особый акцент на показ не просто самой фабулы трагедии, которая разворачивается на глазах у зрителя, но и того, на чем эта фабула зиждется – эпохи. Театр играет трагедию, подчиняя этому режиссерскому замыслу и весь изобразительный строй спектакля, и решение сценических характеров. И, в результате, спектакль получился целостным, живым – и одновременно монументальным.
Говоря о его режиссуре, нельзя не сказать и об актерах – о тех, кто рассказывает зрителю со сцены эту трагедийную героико-романтическую историю так ярко, так взволнованно. Актеры добиваются органического выявления многих граней характеров своих героев. Разобравшись в психологической природе поступков и действий, пропустив их образы через сердце, творчески восприняв режиссерский замысел, они рисуют своих персонажей сочными и многоцветными красками, стремясь дать в спектакле подробную характеристику этих образов.
Живой контакт человека, сидящего в зрительном зале, с живым человеком на сцене возможен только в театре. И режиссер Альберт Хадаев создает и актерам, занятым в "Сыновьях Бата", и публике условия и возможности для такого контакта. Спектакль – в полном смысле слова режиссерский, но, ставя его, Хадаев опирался на талантливых актеров, которые, еще раз хочется отметить, по-настоящему глубоко прониклись замыслом режиссера. Линия поведения главных героев четко и интересно выстроена режиссером и безукоризненно сыграна актерами – Владимиром Цаллаевым (Асланбег), Станиславом Кесаевым (Будзи), Игорем Саракаевым (Тарас).
Участие в спектакле такого "букета" талантливых актеров – это уже сам по себе "знак качества" постановки. Добился в ней высокой планки качества и режиссер, что подтверждают уже и отзывы зрителей на эту новую премьеру Дигорского театра. Немалая заслуга в том, что спектакль, несомненно, стал для театра творческой удачей, принадлежит и его художнику – Давиду Найфонову. В театральном искусстве пространство – не просто площадка, на которой происходит представление, но и категория существования и восприятия сценической реальности. Именно так "решено" пространство этой постановки Давидом Найфоновым. Сценография спектакля насыщена ощущением тревоги, и оно сразу передается зрителю. Костюмы персонажей тоже выполнены с хорошим знанием историко-этнографических национальных реалий эпохи: художник и здесь, что называется, "в материале".
А самое главное, наверное, то, что "Сыновья Бата" на сцене Дигорского театра поставлены как трагедия оптимистичная. Как трагедия, которая, говоря со зрителем о самом, какзалось бы, безысходном – о смерти, на самом-то деле говорит с ним о смысле бытия человеческого. И убеждает: герои не умирают, даже погибая. Они уходят в добрую память современников и потомков, в легенду, в песню…
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30