Если поехать от Владикавказа к селу Унал, свернуть в сторону Зинцара и подняться еще выше по склону, то можно увидеть удивительный населенный пункт, который давно уже не отмечен ни на одной карте. Это село Инжинта, расположенное на правом берегу реки Ардон.
![](/img/image_big/843ae63a-8452-43c4-ba90-d113c23443d3.jpg)
Некоторые исследователи связывают название этого села со словом "инжин", что в переводе с осетинского языка значит "творожный сыр", но достоверных данных о происхождении данного топонима не имеется. Считается, что Инжинта является родовым селом фамилии Зембатовых, которая переселилась в район г. Ардона еще в XIX веке.
В 1911 г. наиболее распространенной среди населения Инжинта была фамилия Царукаевых. В начале XX века с. Инджинта насчитывала 7 дворов, в которых проживали 56 человек. Село относилось к Дагомскому приходу. Но к середине XX века полностью опустело.
Самой главной достопримечательностью этого села является удивительная по своей красоте башня Зембатовых, выстроенная на массивной скале. Еще одна башня, принадлежавшая фамилии Царукаевых, находится в центре села.
Недалеко от этого места расположено одно из самых важных для всего Алагирского ущелья святилище – Мигъдау дзуар. Небольшое прямоугольное строение находится высоко на скалах у подножья Кариу-хоха.
В первое воскресенье октября сюда собираются представители фамилий, которые раньше проживали в Инжинта и соседних с ним селах, чтобы отметить свой праздник.
Мигъдау дзуар являлся одним из священных мест для представителей рода Кусагонта, отвечавших за судопроизводство в средневековой Алании. Сам дзуар практически не изучен и упоминается в научной литературе лишь эпизодически. Е.Г. Пчелина писала следующее: "Название этого святилища состоит из двух слов: мигъ – туман и дау, которое может являться сокращением от слова дауге – светлый дух от слова "дау" – подозрение, клятва. В обоих значениях этого слова название это соответствует народному представлению о функциях данного святилища. С одной стороны, святилище Мигъдау является патроном благоприятной для земледелия и плодородия трав погоды и, во-вторых, здесь давались клятвы при совершении судопроизводства". Однако эта точка зрения была оспорена
М. Мамиевым в статье, посвященной святилищу, и делает упор на ином толковании названия святилища, связывая его с христианством и с божественным образом.
Интересен тот факт, что в отличие от большинства святилищ Осетии, посещать Мигъдау дзуар могут только женщины. Мужчины туда не допускаются.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15
-
150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30Выставка легендарного Азанбека Джанаева в Национальном музее23.11.2018 12:45