Если поехать от Владикавказа к селу Унал, свернуть в сторону Зинцара и подняться еще выше по склону, то можно увидеть удивительный населенный пункт, который давно уже не отмечен ни на одной карте. Это село Инжинта, расположенное на правом берегу реки Ардон.
Некоторые исследователи связывают название этого села со словом "инжин", что в переводе с осетинского языка значит "творожный сыр", но достоверных данных о происхождении данного топонима не имеется. Считается, что Инжинта является родовым селом фамилии Зембатовых, которая переселилась в район г. Ардона еще в XIX веке.
В 1911 г. наиболее распространенной среди населения Инжинта была фамилия Царукаевых. В начале XX века с. Инджинта насчитывала 7 дворов, в которых проживали 56 человек. Село относилось к Дагомскому приходу. Но к середине XX века полностью опустело.
Самой главной достопримечательностью этого села является удивительная по своей красоте башня Зембатовых, выстроенная на массивной скале. Еще одна башня, принадлежавшая фамилии Царукаевых, находится в центре села.
Недалеко от этого места расположено одно из самых важных для всего Алагирского ущелья святилище – Мигъдау дзуар. Небольшое прямоугольное строение находится высоко на скалах у подножья Кариу-хоха.
В первое воскресенье октября сюда собираются представители фамилий, которые раньше проживали в Инжинта и соседних с ним селах, чтобы отметить свой праздник.
Мигъдау дзуар являлся одним из священных мест для представителей рода Кусагонта, отвечавших за судопроизводство в средневековой Алании. Сам дзуар практически не изучен и упоминается в научной литературе лишь эпизодически. Е.Г. Пчелина писала следующее: "Название этого святилища состоит из двух слов: мигъ – туман и дау, которое может являться сокращением от слова дауге – светлый дух от слова "дау" – подозрение, клятва. В обоих значениях этого слова название это соответствует народному представлению о функциях данного святилища. С одной стороны, святилище Мигъдау является патроном благоприятной для земледелия и плодородия трав погоды и, во-вторых, здесь давались клятвы при совершении судопроизводства". Однако эта точка зрения была оспорена
М. Мамиевым в статье, посвященной святилищу, и делает упор на ином толковании названия святилища, связывая его с христианством и с божественным образом.
Интересен тот факт, что в отличие от большинства святилищ Осетии, посещать Мигъдау дзуар могут только женщины. Мужчины туда не допускаются.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30