Церковный праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, отмечающийся на 50-й день после Пасхи, на Руси получил народное название Троицы, или Троицыного дня. А комплекс мирских праздников, связанных с Троицыным днем, именовался в народе "зелеными святками".
Не во всех губерниях и уездах Российской империи они отмечались в одно и то же время: кое-где "зеленые святки" заканчивались в канун Петровского поста. Но обычай украшать на Троицу храмы, дома и улицы зеленью и цветами, корни которого современные исследователи, в свою очередь, связывают с древними культами растительности и плодородия, бытовал в дореволюционной России повсеместно. В том числе, и в старом Владикавказе.
"Символом Троицы на Руси стала береза, почитавшаяся издревле как средоточие животворных сил природы. Срубали молодые березки, благодаря чему, как считалось, магическая сила дерева переходила на участников обряда. Отсюда и радостный настрой доброго молодца из песни, казалось бы готовящегося к поступку неблаговидному и нелепому: "Ай, пойду я в лес погуляю, белую березу заломаю!" – так пишет об этом российский этнограф Вера Бокова. – Срезали березовые ветви, обряжали их цветами и лентами, ставили в домах, на улице, в храмах. Да и на службу в церковь шли с ветками в руках. После службы, пообедав и немного отдохнув, молодежь отправлялась в лес или в рощу: там водили хороводы, пели песни, играли в горелки, жгли костры, жарили яичницу".
В городах на Троицу организовывались массовые гулянья с ярмарками, балаганами, каруселями. Зажженные плошки, цветные фонарики, бенгальские огни, транспаранты – все это было в Троицын день в 1880-е годы неотъемлемым элементом праздничного убранства городских улиц и в столице Терской области. "Наряду с церковными богослужениями во Владикавказе на Троицу устраивали народное гулянье, чаще всего с лотереей-аллегри в пользу общества всепомоществования бедным учащимся или отдельных учебных заведений. Но к концу ХIХ века появилась новая традиция: многие горожане выезжали на праздничные пикники на Редант, Камбилеевку и в другие места. Поэтому троичные народные гулянья не отличались многолюдностью", – читаем в монографии доктора исторических наук Залины Кануковой "Старый Владикавказ". К Троицыному дню приурочивался также храмовый праздник Владикавказского братства Св. Троицы. В церкви Свято-Троицкого братства, находившейся на углу улиц Московской (Кирова) и Гимназической (Миллера), а позднее, в 1930-е годы, снесенной, проходили всенощное торжественное бдение и литургия. Храм украшался зеленью и цветами, пел церковный хор, а в ограде церкви для "народа и нищих" устраивался благотворительный обед: число его участников, как писала газета "Терские ведомости", доходило иногда до 800 человек.
Осетинами через 50 дней после Пасхи отмечался праздник Кёрдёгхёссён, завершавший весенний обрядовый цикл народного календаря и знаменовавший окончание весенних полевых работ. "К этому дню заранее готовились. В доме приносился в жертву барашек, выпекали пироги с начинкой из сыра и зелени (цёхёраджын \ дзёхёрагун). Ритуальная пища сопровождалась молитвословием о хорошем урожае, – так описывается он в монографии видного осетинского этнолога, профессора Вилена Уарзиати "Праздничный мир осетин". – Тот факт, что праздник характеризуется сбором разной зелени, которую разбрасывают в помещении и на дворе, а также календарное совпадение с христианской Троицей, предполагает их тесную связь". Современники-очевидцы отмечали, что в этот день "девушки и парни отправляются к реке или на нивы с тремя пирогами. Здесь, помолившись, они целый день веселятся, и к вечеру в тарелку, в которой лежали три пирога, набираются вода и травы и приносятся домой. Существует поверье, что тот, кто будет работать в этот день, навлечет сильный дождь или град" ("Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах", составитель Л. А. Чибиров. Цхинвал, 1987).
Евреями старого Владикавказа через семь недель после второго дня праздника Песах – ветхозаветной Пасхи – отмечался праздник Шавуот, или Пятидесятница Ветхого Завета. "В Библии он имеет и другие названия: "праздник жатвы", "праздник первых плодов" и "праздник недель", названный так потому, что отмечали его к концу семи недель с того времени, "как появляется серп на жатве". Позднее этот праздник был приурочен ко дню Синайского откровения и стал называться праздником дарования Торы,– читаем у Залины Кануковой в монографии "Старый Владикавказ". – В ночь Шавуот было принято бодрствовать и изучать Тору. В то же время бытовал обычай украшать дом листьями и травой в память о зелени, устилавшей гору Синай в преддверии великого события – дарования Торы. Во Владикавказе у евреев долго сохранялась традиция есть в этот день молочные продукты, фрукты и ягоды с медом. Евреи наносили друг другу визиты и угощали сладостями.
Троицу справляли и немцы. Кроме христианской трактовки они четко связывали этот праздник с окончанием весенних работ и приурочивали к нему помолвки".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
YA LUBLU BEREZOVII COK.