Приближается один из самых почитаемых в народе праздников – Хетæджы Уастырджийы бон. В этом году общенародное празднование состоится 14 июля, то есть, как это выпадало чаще в прошлом, во второе воскресенье июля.
К сожалению, сегодня издается уйма календарей с разнящимися датами праздников, и некоторые будут праздновать 7 июля, на что имеют полное право. Однако на будущее необходимо выработать совместные меры для приведения всех дат праздников к одному, коллективному, решению.
Как надо готовиться к празднику, в каком виде идти, что с собой брать в святилище? Многие задаются этими вопросами, другие же поступают по своему усмотрению.
Испокон веков в священную рощу приходили, чтобы помолиться и попросить защитить родных и близких от невзгод и несчастий, пожелать им счастливой дороги и покровительства Уастырджи. Чтобы Всевышний принял молитву, человек должен прийти в святилище чистым как телом, так и душой, с чистыми помыслами. Лучше всего в течение 3–7 дней соблюсти правила поста.
В наше время у большинства проживающих в многоквартирных домах нет условий для жертвоприношений, и поэтому чаще приходится мясо, сыр, пиво и другие продукты покупать в магазинах. Можно ли все это приносить на праздник в Рощу Хетага? Когда нет другого выхода, можно купить мясо (три ребра) хотя бы за день до праздника.
Но есть еще один момент, о котором необходимо сказать. С покупными пирогами в святилище идти нельзя, так как они имеют сакральный смысл, и если их готовил неизвестно кто, с какими мыслями и из каких продуктов и в каких условиях, эта сакральность теряется. В Осетии нет такой семьи, где бы хозяйка дома не могла испечь три пирога, и поэтому в данном случае мы не должны идти по пути наименьшего сопротивления. Научиться печь пироги по силам каждой женщине, благо, вспомогательных материалов в Интернете полно. В крайнем случае можно попросить помочь соседку или родственницу.
В святилище нельзя приходить одетым в темное, как бы вам это ни шло. Лучше, если в светлой, праздничной одежде. Не нужно стесняться надевать и традиционную национальную одежду. Наши деды и прадеды носили ее с гордостью. Нельзя появляться в Роще Хетага в спортивной форме, грязным, неопрятным и неухоженным.
Уастырджи – покровитель мужчин, и в это святилище женщины раньше не ходили. Когда началась Великая Отечественная война и почти все взрослые мужчины ушли воевать, женщины, переступив через эти нормы, стали посещать Рощу Хетага, чтобы просить Лæгты Дзуар о благополучном возвращении своих мужей, братьев, отцов. Война давно закончилась, и было бы правильнее, основываясь на Ирон Æгъдау, вернуться к былым его нормам. Для чего женщине посещать мужское святилище? Ведь это не принесет ей благодать и покровительство Дзуар. Скорее, наоборот, нанесет вред. Я призываю женщин воздержаться от похода в Рощу Хетага 14 июля, а мужчин – не брать с собой своих супруг, дочерей, сестер и подруг. Если все-таки решат, выгонять их оттуда никто не будет, но большинство не будут рады их присутствию. Уже в этом есть определенный негатив. При этом каждая женщина должна понимать, куда она идет и зачем. Если в церковь женщины не идут в брюках и с непокрытой головой, то и в святилище такие же требования.
В честь праздника обычно устраивают и музыкальные представления, хъазт. Но в этом году по предложению Высшего Совета осетин в Роще на праздник не будет выступлений профессиональных и самодеятельных артистов. Концерты в святилищах неуместны, но если кто-то захочет танцевать и петь, для этого наверняка будет возможность. Только лучше обойтись без танцев народов Кавказа и акробатических, хореографических номеров. Словом, большая просьба ко всем: на праздник не приезжать всей семьей, как на развлекательное представление в парке культуры и отдыха.
Как мы знаем, наши предки не приносили в святилища крепкие спиртные напитки. Испокон веков здесь возносили молитву специально сваренным к этому дню осетинским пивом. И сегодня первая молитва за праздничным столом произносится с чашей пива. Это говорит о том, что для наших предков обращение к Богу и святым было наделено особым смыслом. Сакральность этого действа не увязывалась с аракой (хæйрæджы нозт). И если наша молодежь настойчиво просит вернуть эту традицию, то к ней надо прислушаться. Убедительно просим не приносить алкогольные напитки в святилище. За этим порядком будет следить и полиция. По закону, у нее есть на это право (запрет распития крепких спиртных напитков в общественных местах).
Нельзя зажигать в Роще свечи. Это традиция чуждая для данного святилища, и не нужно пытаться ее внедрять. Кроме того, от зажженных свечей в летнюю жару может вспыхнуть пожар, и тогда Дзуары фыдæх виновнику точно не избежать. К Дзуару наши предки никогда не шли с оружием, и сегодня это так же должно быть непозволительным.
Говорят, что из Рощи Хетага нельзя ничего уносить, и это действительно так. Нельзя ломать ветви, срывать листья, уносить с собой что-либо, принадлежащее самой Роще. Но это совсем не значит, что нужно оставить там принесенные с собой бутылки или же остатки пищи, бумагу и целлофановые пакеты. Все это нужно собрать и унести. Никакого мусора там после вас не должно остаться. Также призываем не пользоваться разовой посудой. Ее разносит ветром, а потом собирать бывает очень трудно.
Несколько слов о пожертвованиях. Мысайнаг у наших предков был наделен особым смыслом, они не мерили его деньгами, которые еще каких-то 100 лет назад мало у кого были. Мысайнаг был своеобразным подтверждением того, что вознесли молитву с тремя пирогами. Металлические монеты (по одной на каждого мужчину в семье) предварительно мыли, очищали над огнем и затем заворачивали в чистую вату или в кусок белой материи. В таком виде и приносили их в святилище. Сегодня традиция изменилась, и большинство приносят пожертвования грязными, бумажными купюрами, которые прошли через сотни рук, в том числе, возможно, через руки наркоманов, убийц и других нечистоплотных людей. В таком случае эти деньги нельзя воспринимать как мысайнаг. Это обычные деньги, которые будут потрачены на какие-то вполне земные дела. Известно, что многие ошибочно думают, что чем больше денег пожертвуешь, тем больше тебе воздастся. Милость Бога и Дзуара не покупается деньгами. Им не нужны ни ваши деньги, ни дороговизна или крепость напитка в вашем стакане. Им нужно молиться с чистым сердцем и благими намерениями. Это самое главное. Постарайтесь вернуть смысл мысайнаг, принесите очищенные монеты вместо бумажных купюр и американских долларов.
Кто должен вознести молитву Богу с вашими тремя пирогами в святилище? Должен ли это непременно делать официальный кувæг лæг или это может сделать кто-то другой? Определенно, что это должен быть мужчина, женщинам категорически запрещено произносить молитву в Святилище. Кувæг лæг непременно должен быть чистым во всех отношениях. От человека со шлейфом нелицеприятных дел в прошлом и грязной репутацией Бог молитву не примет, как бы красиво он ни говорил заученные фразы.
Таковы мои мысли. Конечно, каждый поступает так, как считает правильным. Но при этом мы не должны забывать о том, что основа Ирон Æгъдау – это уважение к окружающему обществу, и каждый человек должен соизмерять свои поступки с нормами и устоями этого общества. Мы не должны делать того, что многие поколения наших старших считали недостойным, постыдным и неприятным тому обществу, частью которого мы являемся.
Перед тем как решить ехать в Святилище, нужно хорошо осознать, для чего и готовы ли вы к этому.
Хетæджы Уастырджийы хорзæх уæ уæд!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30